Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Не все экзотика

…Почти обычная классная доска. Не обычная, но действительно «классная». Копи-доска, позволяющая сохранять все нарисованное и написанное на ней в виде файлов в компьютере и распечатывать их прямо с доски. Если же компьютер подключить к проектору и светить на доску, как на экран, то доска превращается в большой интерактивный монитор: все с компьютерного экрана теперь отражается на доске, а за мышку работает указка учителя. Простым прикосновением к поверхности доски он может открыть любое компьютерное приложение, зайти в Интернет…
Это «всего лишь» интерактивная доска «Hitachi SterBoard» от фирмы «Русский стиль». Не будем вдаваться в подробности, сколько там тысяч долларов. В фантастике главное не это.
Даже трудно представить, не правда ли, каким должно быть содержание образования, чтобы хватило сил отвлечься от такой доски? Она сама по себе – отдельное содержание образования… поэтому мы пока как-нибудь без нее.
Если увлечься фантастикой, здесь можно многое найти. И у этих фантастических тренажеров, плоских мониторов, нестандартной мебели и супероборудования найдутся свои заказчики: на выставке много богатых школ и руководителей образования не бедных регионов. Они найдут друг друга, а мы найдем друг друга с нашими читателями, которые живут далеко от хороших дорог и больших зарплат, но рядом с детьми, у которых, кроме школы, почти ничего больше нет.
…У Богучарской средней школы-интерната для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей из Воронежской области свой стенд в экспозиции «Реализация Президентской программы «Дети России». А на стенде чего только нет: от капусты брокколи до самовязаных свитеров, самодельных деревянных ваз, плетеных игрушек и записных книжек. Эта школа попала на столичную выставку, потому что уже трижды становилась победителем областного конкурса с весьма суровыми условиями: нужно было пройти тест, на котором можно получить и отрицательные баллы. Но лучший способ пройти трудный тест для педагогов из Богучар – показать своих воспитанников: студентов университетов и академий, победителей университетских олимпиад и футбольных чемпионатов, уверенных в себе, раскованных, умелых, привыкших к работе и на бахче, и на пасеке, и в поле, и на собственной свиноферме. Анатолий Иванович Дмитриенко, учитель мировой художественной культуры, рисования и черчения, рассказал, что ребята, заканчивая интернат, получают, кроме обычного, «Аттестат адаптации к жизни», где отмечены их успехи ни много ни мало в таких областях: социальная инициативность, этикет, организация здорового образа жизни, оказание первой медицинской помощи, правовые знания, навыки самообслуживания, ремонт и изготовление одежды, выращивание овощей и фруктов, приготовление пищи, бюджет семьи, культура общения, семейные отношения и правила общежития, содержание жилища, составление деловых бумаг… Этот замечательный документ в белых корочках с золотым тиснением еще и переплетен детскими руками.
Из этого рассказа мне так и не удалось понять, в чем, собственно, заключается государственная поддержка, так называемая «Реализация Президентской программы «Дети России», – ведь именно под таким грифом располагался этот стенд. «Мы, конечно, очень чувствуем помощь, очень, – благодарно говорили педагоги. – Нам все помогают – колхозы и наши крупные предприятия, зарубежные благотворительные организации! Даже в самые тяжелые дни взаимозачетов наши дети никогда не сидели голодными, наши поставщики и спонсоры всегда поставляли продукты, даже тогда, когда мы не могли платить». Значит, мы еще помним, что такое тянуть сирот всем миром, не надеясь на правительство и всех остальных. И, как всегда, педагоги благодарны всем, кто помогает им, хотя это именно им должно быть благодарно общество в целом.
Но удивительные пересечения бизнеса и бедности, сердечности и щедрости случаются и здесь: посмотрев-послушав богучарских педагогов, соседи по выставке из разных фирм оставили на стенде ворох визитных карточек: «Напишите нам. Поможем». Представитель ЗАО ДО «Орел» по изготовлению фирменной школьной одежды из Домодедова предложил бесплатно одеть целый класс детей-сирот. Кто-то из Министерства образования, узнав, что в интернате есть свой вязальный промысел, пообещал японскую машину для изготовления трикотажа.
Ребят можно научить всему на свете, но что ждет их за порогом школы? В силах ли и за это отвечать учителя и допустимо ли еще и это взваливать на их плечи? Представленная на выставке международная программа «Tacis» (совместный проект Европейского союза и Министерства образования России, координируемый Европейским фондом образования), реализуя в пяти регионах России проект «DELPHI», открывает центры обучения и бизнес-школы, где уже два года обучает преподавателей искусству обеспечить учащимся техникумов, вузов и ПТУ востребованность на рынке труда. Обеспечить эту востребованность можно только в диалоге с властью, профсоюзами и работодателями. Этим тоже занимается «Tacis DELPHI». Видимо, больше в России этим заниматься некому.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru