Звонок прозвенел – включаем телевизор!
Во многих германских школах некоторые
уроки уже 30 лет начинаются именно так
Доктор Рейнгольд Фишених работает в
Федеральном педагогическом институте, а также
занимается созданием учебных фильмов совместно
с телевидением Гессена. Надеемся, что опыт его
работы в аудиовизуальном образовании окажется
интересным и полезным для вас.
Учебные фильмы вместо учителя
Показ фильма на уроке в мои школьные
годы был чем-то особенным, это случалось не чаще
двух раз в год. С тех пор аудиовизуальные
средства стали неотъемлемой частью повседневной
жизни, и фильмы получили в ней совсем другое
значение.
Около 30 лет назад в профессиональных школах
федеральной земли Гессен было введено учебное
телевидение. Оно было предназначено лишь для
профессиональных школ, но позже развилось в
систему телевидения для основной школы. Вначале
фильмы создавались лишь для того, чтобы помочь
ученикам разобраться в программных вопросах
самостоятельно, без участия учителя. Такие
картины наглядно демонстрировали физические или
химические процессы, устройство и действие
всевозможных механизмов. На основе давней
традиции производства фильмов о живой природе
тогда же возникли учебные фильмы описательного и
иллюстративного характера.
Учебное телевидение быстро стало популярным, и в
ходе дальнейшего развития идеи фильмы
изменились. На передний план вышли сюжеты о
взаимодействиях людей в различных жизненных
обстоятельствах. Сегодня в фильмы включаются
интерактивные эпизоды, предполагающие
непосредственную эмоциональную реакцию
зрителей, дающие школьникам возможность
идентифицировать себя с действующими лицами и
оценить их поведение.
Что важно учитывать?
Использование фильмов на уроках требует
хорошей подготовки, чтобы избежать эффекта
уставания и пресыщения. Недостаточно показать
фильм только для того, чтобы повысить внимание и
мотивацию учеников к уроку, необходимо уделить
особое внимание содержанию и способу подачи
материала в фильме. Кроме того, важно, чтобы
ученики попытались понять и объяснить, почему
определенные сведения им сообщают именно с
помощью фильма. А учителю надо постараться
уловить и учесть интересы учеников, чтобы работа
была важна для всех.
Опыт в использовании фильмов на уроках позволил
сформулировать некоторые важные критерии такой
учебной работы. Некоторые картины полезны для
введения учеников в какую-то новую тему. Они дают
первые ориентиры, раскрывают центральные
понятия и основные связи. При этом важно не
показывать длинных фрагментов, отдельные
эпизоды необходимо повторять и обсуждать.
Другие фильмы, более сложные и точные, позволяют
углубить тему, ответить на уже возникшие в ходе
работы вопросы. Фильмы с диалогами, интервью,
выяснением позиций «за» и «против» дают
представление о многогранности темы, позволяют
ученикам тренироваться в прояснении и
доказательстве своих позиций. При
соответствующей подготовке школьники, особенно
старшеклассники, работают с такими фильмами
особенно интенсивно. Они часто вызывают у
учеников интерес к самостоятельным
исследованиям, которые могут найти развитие в
модельной игре на уроке или в общем обсуждении
темы в классе.
Не только информация считается результатом
Тема фильма может стать составной частью работы
в группах, которые самостоятельно организуют
ученики. И кажущийся простым начальный уровень
фильма превращается в отправную точку для
развития этой темы на нескольких уроках. Каждая
такая группа разрабатывает свою проблему. Потом
члены группы ясно и однозначно формулируют свои
результаты, чтобы их поняли другие, которые не
занимались данной темой. Задача учителя при этом
– наблюдать, чтобы в каждой группе работа шла на
должном уровне, и направлять усилия каждого на
достижение общего результата.
Также важно не задавать прямых вопросов по
фактам фильма, чтобы не провоцировать движение
по самому простому пути – пересказу увиденного.
Гораздо интереснее ставить вопросы так, чтобы
ученики делились своими выводами на основе
увиденных фактов.
Один из подходящих примеров – урок по
документальному фильму об использовании атомной
энергии. В процессе просмотра все ученики
получили одинаковую техническую информацию.
Затем класс разделился на два лагеря: одни
выступали за атомную энергию, другие – против.
Была организована ролевая игра. Шесть учеников
изображали разные слои общества – один из них
был представителем атомной энергетики, другой –
представителем администрации той территории,
где должна быть построена атомная станция; один
крестьянин, один священник и представитель
общественной организации. И соответственно
числу представителей в классе работали шесть
групп, которые на основе фильма, литературы и
прессы готовили свои аргументы. Таким образом,
старшеклассники вместе с физическими и
техническими фактами получили опыт
цивилизованной дискуссии.
Я считаю, что в этом и состоит конечная цель
видеоурока – построить занятия так, чтобы
ученики проявляли самостоятельную,
заинтересованную активность в изучении
программного материала.
Доктор Рейнгольд ФИШЕНИХ
Германия, Гессен
Публикация подготовлена на основе материалов
сайта www.cci.glasnet.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|