Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Звонок прозвенел – включаем телевизор!

Во многих германских школах некоторые уроки уже 30 лет начинаются именно так

Доктор Рейнгольд Фишених работает в Федеральном педагогическом институте, а также занимается созданием учебных фильмов совместно с телевидением Гессена. Надеемся, что опыт его работы в аудиовизуальном образовании окажется интересным и полезным для вас.

Учебные фильмы вместо учителя

Показ фильма на уроке в мои школьные годы был чем-то особенным, это случалось не чаще двух раз в год. С тех пор аудиовизуальные средства стали неотъемлемой частью повседневной жизни, и фильмы получили в ней совсем другое значение.
Около 30 лет назад в профессиональных школах федеральной земли Гессен было введено учебное телевидение. Оно было предназначено лишь для профессиональных школ, но позже развилось в систему телевидения для основной школы. Вначале фильмы создавались лишь для того, чтобы помочь ученикам разобраться в программных вопросах самостоятельно, без участия учителя. Такие картины наглядно демонстрировали физические или химические процессы, устройство и действие всевозможных механизмов. На основе давней традиции производства фильмов о живой природе тогда же возникли учебные фильмы описательного и иллюстративного характера.
Учебное телевидение быстро стало популярным, и в ходе дальнейшего развития идеи фильмы изменились. На передний план вышли сюжеты о взаимодействиях людей в различных жизненных обстоятельствах. Сегодня в фильмы включаются интерактивные эпизоды, предполагающие непосредственную эмоциональную реакцию зрителей, дающие школьникам возможность идентифицировать себя с действующими лицами и оценить их поведение.

Что важно учитывать?

Использование фильмов на уроках требует хорошей подготовки, чтобы избежать эффекта уставания и пресыщения. Недостаточно показать фильм только для того, чтобы повысить внимание и мотивацию учеников к уроку, необходимо уделить особое внимание содержанию и способу подачи материала в фильме. Кроме того, важно, чтобы ученики попытались понять и объяснить, почему определенные сведения им сообщают именно с помощью фильма. А учителю надо постараться уловить и учесть интересы учеников, чтобы работа была важна для всех.
Опыт в использовании фильмов на уроках позволил сформулировать некоторые важные критерии такой учебной работы. Некоторые картины полезны для введения учеников в какую-то новую тему. Они дают первые ориентиры, раскрывают центральные понятия и основные связи. При этом важно не показывать длинных фрагментов, отдельные эпизоды необходимо повторять и обсуждать.
Другие фильмы, более сложные и точные, позволяют углубить тему, ответить на уже возникшие в ходе работы вопросы. Фильмы с диалогами, интервью, выяснением позиций «за» и «против» дают представление о многогранности темы, позволяют ученикам тренироваться в прояснении и доказательстве своих позиций. При соответствующей подготовке школьники, особенно старшеклассники, работают с такими фильмами особенно интенсивно. Они часто вызывают у учеников интерес к самостоятельным исследованиям, которые могут найти развитие в модельной игре на уроке или в общем обсуждении темы в классе.
Не только информация считается результатом

Тема фильма может стать составной частью работы в группах, которые самостоятельно организуют ученики. И кажущийся простым начальный уровень фильма превращается в отправную точку для развития этой темы на нескольких уроках. Каждая такая группа разрабатывает свою проблему. Потом члены группы ясно и однозначно формулируют свои результаты, чтобы их поняли другие, которые не занимались данной темой. Задача учителя при этом – наблюдать, чтобы в каждой группе работа шла на должном уровне, и направлять усилия каждого на достижение общего результата.
Также важно не задавать прямых вопросов по фактам фильма, чтобы не провоцировать движение по самому простому пути – пересказу увиденного. Гораздо интереснее ставить вопросы так, чтобы ученики делились своими выводами на основе увиденных фактов.
Один из подходящих примеров – урок по документальному фильму об использовании атомной энергии. В процессе просмотра все ученики получили одинаковую техническую информацию. Затем класс разделился на два лагеря: одни выступали за атомную энергию, другие – против. Была организована ролевая игра. Шесть учеников изображали разные слои общества – один из них был представителем атомной энергетики, другой – представителем администрации той территории, где должна быть построена атомная станция; один крестьянин, один священник и представитель общественной организации. И соответственно числу представителей в классе работали шесть групп, которые на основе фильма, литературы и прессы готовили свои аргументы. Таким образом, старшеклассники вместе с физическими и техническими фактами получили опыт цивилизованной дискуссии.
Я считаю, что в этом и состоит конечная цель видеоурока – построить занятия так, чтобы ученики проявляли самостоятельную, заинтересованную активность в изучении программного материала.

Доктор Рейнгольд ФИШЕНИХ
Германия, Гессен
Публикация подготовлена на основе материалов сайта www.cci.glasnet.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru