Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2001

Первая тетрадь. Политика образования

НАША ПОЧТА

У каждой школы есть своя изюминка...
М. АСТАШОВА, директор Верхне-Жиринской школы
Тарбагайский район, Бурятия

Да, наши сельские школы отличаются от городских, и в каждом коллективе есть своя “изюминка”. Поэтому хотелось бы, чтобы газета побольше освещала таких вот “изюминок”.
О чем хотелось бы поговорить и узнать:
1. Как в полном смысле слова “выживают” сельские школы, у которых нет спонсоров в настоящее время?
2. Нужен ли сельской школе попечительский совет? Если нужен, то кому, зачем, что он даст?
3. Если школа выходит на эксперимент, возникший из потребности, наработок школы, то кто становится научным руководителем? Кто помогает найти такого руководителя?
4. Мне обидно за нас, сельских директоров, за сельские школы, так как, имея опыт, наработки, но не имея научной подготовки, только одна-две школы выходят с проектом на ФЭП. Почему это так? Хотелось бы, чтобы этот вопрос мы все вместе разобрали.
5. Директор сельской школы – кто он? В настоящее время в селе “собственник” – глава сельской администрации, а директор – “исполнитель”, и порой за любой подписью, с любым вопросом директор идет к главе сельской администрации. Кто, для чего это ввел? Ведь школа – образовательное учреждение, над нами стоят районный отдел образования, Министерство образования. Зачем отнимать у директора его драгоценное время?
6. Хотелось бы поговорить и о том, как сельские школы готовят своих будущих учеников.
7. Еще одна проблема – это проблема выпускников школы, оставшихся в селе при нынешней безработице. Как можно им помочь?

Нашу школу правильнее называть “островная”...
В.ШИШКИН, директор школы
о. Валаам

Раньше и предположить не мог, что буду работать учителем в сельской школе, хотя Валаамскую школу правильнее назвать островной, так как сельского хозяйства здесь почти нет.
В поселке живут примерно 500 жителей и около 10 человек монашеской братии Валаамского монастыря. В поселке есть муниципальная больница, детский сад, школа, пожарная часть, работает лесхоз. Магазинов два – оба на сегодня частные. Почти все жители имеют огороды, все овощи выращивают сами. Ловят рыбу в Ладоге и на внутренних озерах (плотву, окуня, сига, судака, ряпушку).
Очень большая проблема – дальнейшее обучение выпускников (9 класс). Раньше была система государственного обеспечения таких детей (интернаты, где можно было получить среднее образование). Теперь этого нет. Более того, остро встала проблема социальной адаптации островных детей в городе. Городская среда после размеренной, спокойной жизни дома, на острове, воспринимается как активно-агрессивная, провоцирующая стрессовые ситуации. Часть выпускников, даже поступивших в специальные учебные заведения, не выдержав городской жизни, возвращаются на остров. Ведь в 14 лет не все готовы к самостоятельной взрослой жизни и многим рановато покидать родной дом. Мы проводили опрос родителей, и оказалось, что почти все хотели бы, чтобы их дети продолжали учебу на острове. Но есть ребята, успешно преодолевающие все трудности, поступающие и заканчивающие вузы.
В связи с этим возникает идея смоделировать на примере Валаамской школы ситуацию по развитию обычной сельской островной школы.

До конца учебного года уроки проводили по домам...
З.ТЕРЕНТЬЕВА, директор Маслозерской школы

В школе 47 учеников (а раньше было до 210), взрослых трудится 17 человек (из них 11 учителей). Коллектив школы уже несколько лет стабильный. Преподаются все предметы, кроме иностранного языка.
В школе имеется небольшая библиотека. Книжный фонд – около 10000 экземпляров. Если раньше ежегодно фонд пополнялся учебниками и литературой, то в последнее время за год приобретается всего несколько книг. Недостает литературы по внеклассному чтению, учебников по некоторым предметам. С литературой немного помогает сельская библиотека.
Есть пришкольный участок, где мы выращиваем в основном цветы и картофель. Другие овощи не сажаем, бесполезно, потому что ночью они исчезают. Помогает выжить и то, что рядом находятся лес, озеро. Собираем бруснику, чернику, морошку, малину.
С февраля месяца до конца учебного года уроки мы проводили в конторе леспромхоза и по домам. Ни администрация района, ни местное территориальное управление не могут решить эту проблему: приобрести дизель, хотя бы для котельной, тогда отпала бы забота о том, что из-за отключения электричества что-то случится с отоплением школы, особенно в морозы.
Но, несмотря на трудности, мы обязательно отмечаем праздники, дни рождения. В школе проводим традиционные месячники: “Здравствуй, осень золотая!”, “За страничками учебника”, “Зимние хлопоты”, по краеведению – “Карельская горница”. Дети оформляют плакаты, сочиняют, рисуют, изготавливают поделки, пишут стихи. Так мы и живем. Всего вам доброго.

Выращенный на участке картофель меняем на семена цветов...
Жанетта ДОЦЕНКО
п/о Пашозерово, Тихвинский район, Ленинградская область

Работая на Украине, ездила с группой директоров в село Павлыш, в школу Сухомлинского. Можно лишь позавидовать его идеалам, но ведь на селе раньше люди были духовно богаче. Не представляю, как сейчас можно бороться с пьянством в деревне. У меня это не получилось. С 1986 года не могли достроить новый современный клуб. К 2000 году его разграбили, разбили стекла, уничтожили внутреннюю отделку, так как здание было без сторожей. Приглашаем музыкального работника или учителя пения – никто не хочет так далеко ехать.
Вот мы и организовали такое количество кружков и секций, сколько можем вести сами. У нас 94 ученика, и все они посещают по 3–4 кружка, в том числе и спортивные. Все ребята участвуют в подготовке и проведении коллективных творческих дел. Удивляюсь, как без музыкального руководителя нашим учителям удается подготовить праздники – Масленицу, Святочные посиделки, спектакли к Новому году и концерты ко всем датам в школе и поселке.
Глава администрации ежегодно дарит энциклопедию в школьную библиотеку. Учителя научились сохранять классы и коридоры без капитального ремонта, хотя косметический ремонт на свои средства и силами прекрасного технического персонала делаем последние три года.
Выращенный на школьном участке картофель меняем на семена цветов. Заложили парк в честь XXI века, высадили более 100 деревьев.
4 ноября 2000 г. мы отметили 130-летие Пашозерской школы. Послушав рассказы учителей трех поколений, я отчетливо поняла, что не бывает маленьких школ, далеких сел и легких судеб..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru