Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО

Школьная экономика:
для успеха здесь нужны не только деньги

Репортаж с заседания одного попечительского совета

Приближение майских праздников и вообще бурное нашествие весны создает ощущение движения вперед, ощущение перемен и ожидания, нет, скорее даже не ожидания, а предчувствия радости побед и новых свершений.
Все будет хорошо!
Даже передовую статью в газету «Первое сентября» автору хочется писать в форме лозунгов и призывов, потому что многолетняя привычка подготовки к майским праздникам въелась в подсознание, как угольная пыль в поры шахтера.
Даже статью о попечительстве хочется начать так: «Все увереннее и увереннее шагает по широким просторам нашей Родины движение попечительства». Или так: «Выше знамя российского попечительства! Ознаменуем приход Первомая новыми достижениями в деле благотворительности и филантропии!»
Тем более что основания для такого оптимизма есть: попечительство в России возрождается, и если чиновники не станут сильно активничать – глядишь, появится новая гражданская сила в образовании, и очень скоро.
...Мы уже много раз писали об успехах попечительского движения в Якутии, Красноярском крае, Пермской области, об инициативах в Приволжском федеральном округе. А что же Москва?
Недавно ваш обозреватель участвовал в заседании «Попечительского совета содействия образованию в школе № 548». Эта школа еще известна как центр образования «Царицыно». Директор – известный образовательный деятель Ефим Рачевский, один из лидеров и разработчиков стратегии модернизации российского образования.
   
Царицыно – это далеко не центр Москвы. Почти у самой Московской кольцевой автодороги, в районе Борисовских прудов, в Орехово-Борисово. Школа старинная, с традициями, государственная, массовая – почти 2000 учеников.
Ефим Рачевский, с моей точки зрения, уникальный директор школы.
Уникальный потому, что его голова устроена так, что все время находит варианты извлечения выгоды для школы.
Он целенаправленно каждый день и каждую минуту ищет возможности привлечения в школу денег. Поэтому сейчас «Царицыно» – роскошная школа с богатыми классами, запредельным количеством компьютеров (даже не буду называть это число, чтобы не вызывать зависти), с изумительной архитектурой радикально перестроенного здания и школьного двора, со стеклянной галереей зимнего сада на крыше, с теннисными кортами, с...
К сожалению, уникальный, потому что при всей моей любви и преклонении перед школьными директорами большинство из них готовы энергично требовать от государства или муниципалитета жалкие крохи, вместо того чтобы вести кропотливую и рискованную работу по поиску средств.
Рискованную? – спросит читатель. А в чем здесь риск – искать деньги для школы?
Да нет, пожалуй, читатель газеты «Первое сентября» так не спросит, наш читатель понимает, о чем здесь идет речь. Любые попытки директора привлечь лишнюю копейку в школу встречают такую бешеную атаку со стороны внутриведомственной инспектуры и особенно контрольно-ревизионных управлений, что просто беда. Поэтому большинству, конечно, более комфортно тратить энергию на выбивание грошей из бюджета, чем заниматься предпринимательством и искать внебюджетных денег для школы.
Но вернемся к Рачевскому. Я не буду раскрывать всех его секретов. Тем более что для нас сейчас важна не технология, а принципиальная возможность для школы вести свою экономику так, чтобы дети проводили школьные годы если не в богатстве, то уж точно в достатке.
Но вот о результатах работы попечительского совета 548-й школы рассказать, с моей точки зрения, необходимо.
Итак, за период с декабря 2000-го по март 2001 года собрали 177700 рублей. Притом частных пожертвований – 39700 рублей, а от юридических лиц – 138000 рублей.
Вот лишь некоторые проекты, на которые эти деньги были израсходованы.
Программа «Центр информационных ресурсов», 1-й этап. Ушло 78000 рублей.
«Компьютеры для малышей» – 15000 рублей.
«Поощрительный фонд “Наши дети”» – 43000 рублей.
Кроме того, программы «Здоровье», «Школьный автобус» и другие.
Одиннадцати лучшим ученикам старших классов выплачивается стипендия в размере 200 рублей в месяц. Не верите? Спросите у Любы Романовой из 8“А”, Лены Евсютиной из 9“А”, Глафиры Горшковой из 11“Е” и у других стипендиатов.
И вот заседание попечительского совета.
Присутствуют около ста человек. Директора крупных предприятий, депутаты самых разных уровней – Госдумы, Московской областной думы – и, что называется, деятели науки и культуры.
Директор Рачевский говорит речь.
Попечители слушают настороженно.
Дело в том, что, поблагодарив попечителей за активное участие в жизни школы и за финансирование ряда школьных программ, директор Рачевский говорит о том, что сейчас на попечителей он возлагает надежды не только как на спонсоров или искателей средств для школы, но и как на людей, могущих влиять на образовательную политику в целом. И надо сказать, часть попечителей на такую дополнительную нагрузку не очень соглашаются: “Нам нужно заниматься своей школой, своими детьми, а не влиять на всю Россию”.
Но тут же возникает проблема, с которой школа в одиночку может и не справиться.
Вот А.Лебедев, предприниматель, говорит о том, что нагрузки в школе растут и сами родители поощряют увеличение этих нагрузок, а надо бы детей защитить, освободить от занятий в субботу, да и сами программы сделать менее напряженными. Л.Мерзон настаивает на том, чтобы были четко определены те проекты, над которыми будет работать попечительский совет. Надо их детально проработать и с финансовой точки зрения, и с точки зрения образовательной целесообразности.
“И мы сами должны выдвигать проекты, а не только ждать, что нам предложит администрация”, – добавляет ученый из МИФИ К.Козловский.
Оказалось, для попечителей очень важно понять, на какие образовательные цели идут средства. И тогда они готовы собрать практически любую сумму. Не обязательно отдавать свои деньги – в состав попечительского совета входят влиятельные люди, и деньги могут быть выделены из самых разных, иногда неожиданных источников, например от западных фирм, работающих в Москве. Кстати, очень много денег западных благотворительных фондов сейчас лежат невостребованными. Потому что ведомственно-административный характер распределения пожертвований в России себя дискредитировал, а фонды хотят давать деньги напрямую, например, школам, но школы пока на них выходов не имеют.
Самый интересный эпизод этого заседания попечительского совета произошел уже после официальной части.
– Детям нужны спортивные тренажеры, – сказал В.Денисов, – у многих из нас эти тренажеры стоят без дела. Давайте отдадим их школе. Я готов организовать сбор и доставку.
Тут же составили список и договорились, как все организовать.
А еще решили, что директор Рачевский составит своего рода аналитический обзор: что вообще происходит в образовательной политике России, во что надо вмешиваться, чтобы голос попечителей был слышен и за пределами школы.
...Перед выходом этой заметки я искал директора Рачевского, чтобы спросить о деталях. Нашел его в «Центрстройрезерве». Он вел переговоры с членом попечительского совета Эдуардом Афанасьевым.
Судя по голосу, переговоры шли успешно.
А у вас как дела с попечителями?
Работаете?

Александр АДАМСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru