Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Светлана ПОПОВА

Я не деточка, я мужчина Витя!

Мама, которая одна растит девочку, – это всегда просто. Своим примером научишь девицу мягкости, научишь и твердости. Ласка – для дома, жесткость – для выживаемости в суровой действительности.
А вот мама, в одиночку поднимающая мальчика…

Мама и сын. Это проблема не только в неполных семьях. Увы, не всякий папа после работы занимается ребенком, а не валяется крокодиловым бревном у телевизора. Не каждый отец, к сожалению, может подать пример мужественности, способности к принятию решений. А ведь именно это, а не голос с металлом, не мускульная масса – отличает мужчину от женщины.
Мальчиком обычно занимаются мама да бабушка. И как начинают баловать с пеленок, так это и тянется до институтских джинсов, а то и дальше. До того, как нежного и удивительного сдадут из рук в руки будущей жене. И набалованный любимец семейства воспринимает избранницу не как жену, а как логическое продолжение мамы-бабушки. Новая семья для него не ответственность, а люди, которые будут, умиляясь, смотреть, как хорошо двухметровый ребенок ест.

Моя первая свекровь на нашей свадьбе сказала про сына: «Ну, теперь наша девица пристроена!» В каждой шутке есть доля шутки. Но правды оказалось больше.

Мама, несущая за сыном после школы рюкзак с учебниками. Мама, стоящая с сумкой в транспорте, когда сыночек сидит. Мы настолько привыкли, что такие картинки не вызывают несоответствия между глазом и разумом.
Он ребенок? Он мужчина!
И некоторые мальчики ощущают это чуть ли не с рождения.
Как-то в зимней песочнице я спросила у чудесного создания с длинными ресницами в пушистой шубке:
– Как зовут тебя, деточка?
И ангел ответил тонким голоском:
– Я мужчина Витя!

Правильные родители сразу воспитывают детей без ролевых смещений.
Так, в электричке, где все места у окошек были заняты, появилась семья из мамы, бабушки и мальчонки. И ребенок сказал: «Мне бы хотелось к окошку». Я, подхватив рюкзак, уже собралась передислоцироваться. Но, заметив мой маневр, мама с бабушкой хором сказали: «Сидеть!» А мальчонке объяснили, что все места у окон заняты, но можно выбрать любое свободное.

Необходима оговорка. Эту статью пишет ни в коем случае не феминистка. Но как-то так само собой получается, что у самостоятельной женщины, построившей собственную жизнь и не собирающейся останавливаться в развитии, отношение к мужчине довольно снисходительное. Слабые существа, почему-то напрочь лишенные чувства собственного достоинства. Это главная беда современного мужчины – отсутствие чувства собственного достоинства. Жалко их, беспомощных, бедненьких, уважения не вызывающих…
И самое страшное, что в таких взглядах я не одинока. Оглянитесь, вокруг так много девочек, женщин – умниц, красавиц, хозяюшек. И они живут одни. Потому, что взгляду не на ком остановиться. Потому, что «если мне понадобится мальчик, за которым надо ходить нянькой, я его просто себе рожу!»
Так наболело, господа! И к сильной самодостаточной женщине почему-то всегда приплетаются какие-то несчастненькие, немытенькие, необустроенные. Сколько ж можно заниматься благотворительностью?

Но легко сердиться, легко рассуждать. А как же быть маме, у которой сын? Что ж теперь, и не баловать, и не защищать?
Да нет, конечно. И защищать, и баловать, и в нежные щечки целовать. И что самый лучший мальчик на земле говорить.
Вот что говорит мама Тамара, которая одна вырастила сына-мужчину:
– Я всегда старалась быть в глазах сына слабой. Да, мне приходилось и дрель в руки брать, и полки книжные вешать. Но это всегда происходило, когда сына не было дома. А в его глазах – мама слабая, мама устала, маме надо помочь, маму нужно беречь. Другого мужчины в доме нет, значит, сын, придется тебе.

Просто надо помнить, что в самом нежном мальчике все же внутри спрятаны психология и душа мужчины. Крепкую психику цацканьем-сюсюканьем не испортишь. Но установки на то, что мужчина – защитник, сильный, все же давать нужно.

Вот и получается: в редком доме папа может подать пример истинной мужественности, а не пивно-футбольной. В школах, если есть в коллективе педагоги мужеского пола, директор с гордостью говорит: «Пять мужчин в коллективе!» И это очень большая цифра!
А значит, сынишек очень пользительно отдавать в спортивные секции. Отпрысков постарше – не бояться отпускать в походы с туристически настроенными друзьями, в геологические, археологические, почвоведческие экспедиции. Добавим, что в подобных компаниях еще и люди неплохие, как правило, собираются.
И мама, отпускающая старшеклассника путешествовать с друзьями автостопом, поощряющая занятия альпинизмом, вовсе не смелая, отчаянная мама. Она так же, как и вы, не спит ночами, пока сын не вернулся домой. Просто старается не идти на поводу у своих страхов, не искажать сущности мужской свободной души. Можно ли сказать сыну о своих беспокойствах? И можно, и нужно! Позиция: я отпускаю, я очень волнуюсь, пожалуйста, будь осторожен, береги себя. Это нормально. Кстати, и в воспитании девочки тоже.

Есть и еще один подводный камень в содружестве мама – сын. Женщина, поднимающая ребенка в трудных условиях, отказывающая себе во всем – в свободном времени, в покупках, в удовольствиях, в личной жизни, – начинает считать ребенка своей собственностью. Я жертвовала – жертвуй и ты. Я тебе жизнь посвятила – посвяти теперь и ты мне свою. Сиди дома, будь при мне. Бесконечное тыканье в прошлые трудности, беспросветность жизни «из-за ребенка» порождает у сына чувство вины.
То есть как бы полжизни мать отдавала – теперь будет брать.
Эх, эх, забыли, что родитель – он ведь только отдает… Чего там брать! Мы переливаемся в своих детей, а они – в своих. Такой закон жизни.
Только если есть добровольная и искренняя отдача от ребенка, значит, вырастили правильно. А это ведь словами, упреками не вытребовать. Только по зову сердца получается.

А напоследок хочу вот что сказать. Я люблю мужчин. Это так прекрасно – мужчина! Не суслик и не теленок – мужчина! Это не зависит ни от роста, ни от возраста. И так нежно и гордо чувствовать его рядом с собой!
Мы с Элис шли домой и встретили Бобренка, сына семьи Бобровых. Лет одиннадцать ему было. А нам нужно было овощи купить. Я сказала детям: «Стойте здесь с капустой, а я сейчас за картофелем сбегаю и к вам приду». А Бобренок даже обиделся: «Тетя Света! Как же я вам могу позволить картошку нести?»
Ах, как приятно, господа, как радостно!
Прямо даже жить можно, когда есть такие Бобрята!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru