Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Реформы, идущие из регионов

Третий год в России реализуется Инновационный проект развития образования, осуществляемый на кредиты Всемирного банка. До его окончания осталось еще полтора года, но уже сегодня идет активное обсуждение концепции второго заема Всемирного банка, также предназначенного на проведение реформ в области образования. Впрочем, правильнее будет сказать, даже не обсуждение концепции, а уточнение программы реформ, под которую берется заем, поскольку и концепция, и даже сама программа уже практически сформулированы.
Новый проект будет существенно отличаться. Так, если в первом случае преобразования, проводившиеся в средней школе, касались только сферы учебного книгоиздания и всего прямо или косвенно с ним связанного, то основными направлениями второго проекта будут: введение нового финансового механизма (а именно, переход на нормативное бюджетное финансирование в расчете на одного учащегося и укрепление экономической самостоятельности школ), оптимизация сети общеобразовательных учебных заведений на селе, а также создание системы оценки качества образования и образовательной статистики. Отдельной строкой в новом займе предусматриваются средства, выделяемые на кадровое обеспечение планируемых реформ.
В области начального профессионального образования планируется провести реструктурирование учебных заведений и добиться повышения его соответствия требованиям современного рынка труда.
Еще одной особенностью готовящегося проекта станет его разделение на федеральный и региональный компоненты (в ныне идущем проекте один компонент посвящен решению проблем в высшем образовании, а второй – в общем среднем). Иными словами, если первый компонент нового проекта будет посвящен решению федеральных проблем, то второй будет нацелен на региональные и практические задачи.
Для того чтобы более подробно узнать о том, как разрабатывалась концепция использования второго займа Всемирного банка на образовательные цели, почему именно вышеперечисленные, а не какие-либо другие направления реформирования системы российского образования были выбраны разработчиками проекта в качестве приоритетных, а также о нынешней и ожидаемой реакции широких кругов образовательной общественности на планируемые преобразования, мы решили организовать “круглый стол” с участием заместителя министра образования Александра Кондакова, директора Национального фонда подготовки кадров Елены Соболевой и представителя Всемирного банка Исака Фрумина.

Проект не Всемирного банка

О.Макарова. Сначала поговорим о том, как и когда возникла идея второго займа, какова его концепция, цели и задачи. И, наконец, кто это все в конечном счете определяет, поскольку считается, и мнение это довольно распространено, что раз уж Всемирный банк платит, значит, и музыку заказывает тоже он.
А.Кондаков. Идея второго займа родилась достаточно давно, примерно году в 98-м, после того как было подписано соглашение правительства по первому займу Всемирного банка на реализацию Инновационного проекта развития образования. В результате длительных обсуждений был разработан эскиз второго проекта – более системного и объемного, нежели первый, – под названием “Структурная перестройка системы образования Российской Федерации”, включающий введение новых организационно-экономических механизмов в системе общего среднего образования, повышение квалификации и переподготовку администраторов образования всех уровней, структурную перестройку системы профтехобразования.
Схема реализации проекта пройдет апробацию в трех регионах – в Самарской, Ярославской областях и Чувашской Республике – с последующим распространением полученного опыта в других российских регионах.
Прошлым летом проект прошел предоценочную миссию, в декабре – оценочную, так что к настоящему времени все готово к переговорам с Всемирным банком по подписанию соглашения о займе. Если все пройдет успешно, то уже в конце текущего года заем вступит в силу.
И.Фрумин. Что касается вопроса о том, кто заказывает музыку, то я хотел бы подчеркнуть, что проект, о котором сейчас идет речь, – это проект не Всемирного банка, а российского правительства, реализующийся при финансовой поддержке Всемирного банка. Другой вопрос, что Банк поддерживает не любые инициативы. И в этом смысле, когда говорят, что он имеет свои интересы, приоритеты и цели, то это совершенная правда. Да было бы странно, если бы Банк выдавал кредиты на проекты, цели и принципы, которых он не разделяет, но в то же время он никому их не навязывает. И только поскольку российское правительство разделяет данные приоритеты и цели, Всемирный банк как агентство, учрежденное ООН, помогает в их реализации. Точно на таком же основании, кстати, Совет Европы помогает России в проведении программ в области прав человека.
Е.Соболева. Как правило, требования, выдвигаемые Всемирным банком перед своими заемщиками, связаны с тем условием, что преобразования должны носить общецивилизационный характер. В нашем конкретном случае условием выделения средств, причем единственным, было обязательное введение подушевого механизма финансирования (или нормативного бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося) систем общего среднего образования в трех пилотных регионах.
И.Фрумин. В свое время Всемирный банк был учрежден группой идеалистов с целью способствовать сокращению разрыва между богатыми и бедными странами. Проекты в области образования, финансируемые Банком, в сущности, преследуют ту же цель, поскольку в основе причин бедности лежит низкий уровень развития человеческого капитала, неэффективные механизмы использования имеющихся у государства ресурсов. А поскольку Россия страна не только исключительно богатая в плане обладания природными и человеческими ресурсами, но и исключительно безалаберная в смысле их использования, то по большому счету обсуждаемый нами сегодня проект имеет своей целью помощь в их эффективном использовании.
А.Кондаков. Что касается конечных целей проекта, о которых только что говорил Исак Давыдович, то хочу предостеречь: даже в случае его успешной реализации результаты в такой сфере, как образование, имеют долгосрочный характер, и ощутить их экономические последствия можно будет не так скоро, как если бы речь шла о промышленности или строительстве. Однако в средне- или долгосрочной перспективе эффект от успешно проведенных реформ в области образования может быть таков, что окажет решающее влияние на социально-экономическое развитие страны в целом.

Тяжелые деньги
Всемирного банка

О.М. Еще две распространенные претензии, возникающие к проектам, осуществляемым на зарубежные кредиты: «какая необходимость влезать в долги при такой нашей внешней задолженности» и «деньги все равно будут растрачены на другие цели».
А.Кондаков. Да, мы отлично понимаем, что деньги, на которые будет осуществляться проект, заемные и возвращать их придется. В принципе их, наверное, можно было бы найти и в бюджетах федерального и регионального уровней. Однако уж не говоря о том, что это пришлось бы сделать за счет урезания расходов по другим социальным статьям, все равно не удалось бы аккумулировать их в необходимом объеме в нужные для эффективной реализации проекта сроки.
Деньги же, которые мы берем у Всемирного банка, на самом деле «дешевые», поскольку даются по процентной ставке ЛИБОР – около восьми процентов годовых – и на срок до 17 лет, включая пятилетний льготный период. Кроме того, при подготовке к этому займу нами впервые была проведена работа по оценке социальных рисков, неизбежно возникающих при реализации проектов подобного рода, так что сегодня мы уже в значительной степени представляем себе все плюсы и минусы предстоящих реформ.
Е.Соболева. К слову о «дешевых» деньгах. Я бы добавила – это еще и “трудные” деньги, поскольку их получение и освоение оговариваются соблюдением множества строгих и сложных процедур, из-за чего, в частности, как организация, работающая в бюрократическом стиле, мы зачастую подвергаемся критике, в том числе и в средствах массовой информации. Хотя все эти процедуры едины для всех стран-заемщиков и разработаны Всемирным банком с единственной целью: по максимуму исключить возможность любого нецелевого расходования выделяемых на проекты средств.
Надо сказать, что в этом смысле деньги Всемирного банка даже более «трудные», чем деньги других международных организаций и фондов. У нас любое распределение средств, любая закупка происходит только на конкурсной основе.
За ходом реализации проекта осуществляется систематический контроль, причем по нескольким каналам. С одной стороны, при Министерстве образования работает Совет по координации внешних займов, который периодически инспектирует все программы, финансируемые на деньги зарубежных кредиторов.
С другой стороны, как я уже говорила, в самом НПФК сейчас создается Стратегический комитет, одной из функций которого будет контроль за эффективностью расходования средств займа. Кроме того, у нас постоянно работают экспертные советы, включающие представителей образовательной и академической общественности, которые дают свои рекомендации по тем или иным вопросам, в том числе и финансовым.
Разумеется, что мы контролируемся и по линии Всемирного банка, периодически проводящего здесь свои миссии, во время которых по строго выверенным индикаторам оценивается ход и результаты проекта.
Кроме того, нас постоянно проверяют Счетная палата и Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов. И не потому, что мы ненадежная структура, а потому что мы работаем с бюджетными средствами. И в этом плане мы застрахованы от скоропалительных решений.

Регионы начинают и…

О.М. Первый займ Всемирного банка в той его части, которая пошла на общее среднее образование, был целиком пущен на реформирование системы учебного книгоиздания как наиболее актуальной на тот момент, поскольку главным потрясением того времени был переход от единообразия к вариативности в учебном процессе. И это, в сущности, ни у кого не вызывало возражений.
Однако направления, выбранные для реализации во втором проекте, многими воспринимаются не так однозначно. Поэтому стоит остановиться на том, почему были выбраны именно эти, а не какие-либо другие направления реформирования системы российского образования, и в частности то из них, которое предполагает введение механизма подушевого финансирования, тем более что именно на нем как на обязательном условии для выделения займа настаивал и Всемирный банк?
И.Фрумин. Ситуация, когда мэр решает – вот эта школа или директор мне нравятся, поэтому ей я помогу, а эти школы не нравятся, значит, ничего им не достанется, не просто несправедливая, а порочная. А между тем то же самое происходит и на уровне губернатора: кому хочу – тому дарю.
Е.Соболева. Если бы губернатор дарил из собственного кармана – это еще полбеды, но ведь таким образом распределяются целевые деньги, рассчитанные на всех. Однако ничем не лучше и другой подход, при котором финансирование происходит на основании метража школьного здания и штатного расписания школы. Конечно, в этом присутствует элемент справедливого распределения средств, но элемент этот имеет какой-то примитивно уравнительный затратный характер.
А.Кондаков. В результате же такого рода «справедливости» в разных школах на одного ученика приходятся совершенно разные суммы финансирования. Поэтому подобная уравниловка в распределении денежных средств наряду с непрозрачностью школьных финансов является теми двумя пороками нашей системы финансирования школы, не избавившись от которых нельзя рассчитывать на какие-либо позитивные изменения в ее положении.
Е.Соболева. С подушевым финансированием не все так просто. Помимо того, что в наших нынешних условиях оно само по себе имеет, если так можно сказать, определенную политическую окраску, не до конца продуманный алгоритм его введения может дать нежелательный для его сторонников результат. Не секрет, что попытки некоторых стран ввести у себя подушевой механизм финансирования при содействии Всемирного банка оказались неудачными. Поэтому, планируя это у себя, мы постарались максимально снизить риск в том случае, если что-то будет непредусмотрено или неправильно рассчитано, начав реформы с трех пилотных регионов.
Очень важно и то, что руководители этих регионов осознанно пошли на эксперимент. Они прекрасно понимают, что, во-первых, деньги, которые они получают на его проведение, целевые, и использовать их на другие цели не удастся. А во-вторых, что ответственность за неудачный результат эксперимента они будут нести наряду с теми, кто разрабатывал и организовывал его проведение.
О.М. По какому принципу отбирались пилотные регионы?
А.Кондаков. В данном конкретном выборе мы ориентировались на несколько ключевых критериев. Прежде всего мы исходили из того, что поскольку заем носит пилотный характер, то соответственно и регионы, участвующие в нем, должны представлять собой различные типы экономического развития. Поэтому в число пилотных регионов вошли: Самарская область – регион-донор, Ярославская область – регион со средним уровнем экономического благополучия и Чувашская Республика – дотационный регион. Правда, за то время, что готовился заем, Ярославская область перешла в разряд регионов-доноров.
Но, конечно, не только уровень экономического развития определил выбор этих трех регионов. Немаловажным было и отношение их руководителей к поддержке образования на вверенных им территориях. Так, Самарская область давно известна успешным опытом проведения реформ в области образования.
Руководителей Ярославской области также отличает неравнодушное отношение к сфере образования. А Чувашская Республика была выбрана не только потому, что это дотационный регион, но и потому, что это национальная республика со значительным числом национальных школ. Кроме того, нам показалась очень важной политическая позиция руководства республики в оценке роли образования как решающего фактора в дальнейшем развитии этого субъекта Федерации. Но, разумеется, выбор этих регионов был для нас нелегким и явился результатом длительных обсуждений и согласований.
Е.Соболева. Я бы хотела обратить внимание еще и на следующий момент. При подготовке проекта в Министерстве финансов нас спрашивали: вы берете кредиты для того, чтобы финансово помочь этим трем регионам решить проблемы в области образования, но почему именно этим? Однако в том-то и дело, что целью проекта является не просто помощь регионам, а отработка моделей и механизмов, которые потом можно будет использовать при проведении реформы в других регионах. А кроме того, мы хотим показать, как при вложениях, аналогичных тем, которые предполагается сделать в рамках проекта, можно эффективно проводить серьезные изменения в системе образования.

Когда свобода пуще неволи

О.М. Следующим неизбежным шагом за введением подушевого финансирования станет переход на финансовую самостоятельность школ. А это, как известно, многими в нашей образовательной общественности воспринимается крайне негативно.
А.Кондаков. Действительно, вопрос о создании в школах собственных бухгалтерий почему-то весьма болезненно воспринимается как в различных кругах образовательного сообщества, так и в средствах массовой информации. И это не совсем понятно. Ведь собственная бухгалтерия, вытекающая из финансовой самостоятельности школ, – это не просто головная боль, но и свобода в распоряжении собственными средствами. Хотя, возможно, именно это и смущает, поскольку экономическая свобода школы дает ее руководству не только права, но и налагает на него гораздо большую ответственность, чем это было раньше, когда директор школы был простым получателем средств. В новых условиях сразу станет ясно, насколько эффективным менеджером является тот или иной директор, что не может не пугать.
«Проиграют» от получения школами экономической самостоятельности и управленцы районного или областного звена, которые лишатся такого мощного рычага воздействия, как распределение денег. Сегодня, как известно, нередко средства распределяются по принципу: кого люблю – тому дарю.
Большую роль в переводе школ на новую систему финансирования должно сыграть и создание при них попечительских советов, которые должны помочь им научиться работать с внебюджетными средствами. И что очень важно, сотрудничество администрации с попечительскими советами будет способствовать тому, что финансы школы наконец-то начнут становиться прозрачными и открытыми для общественности.
Помимо странного «непонимания» таких неприятных для себя вещей критики перевода школ на положение экономически самостоятельных субъектов не замечают еще и того факта, что никто не собирается совершать этот переход одномоментно. Да это невозможно было бы сделать даже по чисто техническим причинам, поскольку просто неоткуда взяться сразу такому огромному количеству специалистов – менеджеров, финансистов, бухгалтеров, – способных квалифицированно и эффективно работать в таких новых для нашего образования экономических условиях. Как раз на решение задачи повышения квалификации и переподготовки управленцев образования и нацелен один из компонентов второго займа. Так что никаких революций здесь не предвидится, все будет происходить эволюционно, в течение нескольких лет.
О.М. И на какой базе будет осуществляться такая переподготовка кадров?
Е.Соболева. Организации, которые займутся переподготовкой и повышением квалификации кадров, будут отобраны на конкурсной основе. Тем из них, кто пожелает принять участие в таком конкурсе, будет предложено техническое задание или, иными словами, определенный формат работы, которые поставят перед ними вполне конкретные задачи. В число отобранных смогут войти и институты повышения квалификации работников образования, но только в случае, если они выиграют тендер. Однако говорить об этом вопросе более подробно еще рано, поскольку он находится в стадии разработки.
И.Фрумин. К вопросу о готовности тех же директоров школ работать в новых экономических условиях. Когда 12 лет назад я в числе первых пяти директоров школ в Красноярске перевел свою школу на финансовую самостоятельность, то мои знакомые директора других школ считали, что я просто сошел с ума. И действительно, я тогда мало что смыслил в финансовых вопросах, но довольно быстро этому научился. А через некоторое время, посмотрев на то, как идут у нас дела, на вольные хлеба захотели и те директора школ, которые вначале расценивали мой поступок как безумный.
Конечно, у многих нынешних руководителей школ еще сохранился менталитет советского человека, желающего, чтобы за него все решали наверху. Но я знаю, что молодое поколение директоров спит и видит, когда вместе с попечительскими советами они смогут самостоятельно распоряжаться собственными деньгами.
А.Кондаков. Я уверен, что и руководителями управлений образования все это воспринимается по-разному. Конечно же, очень многое зависит от конкретного человека. И потом, с уходом распределительных функций у руководителей этого уровня остаются и другие рычаги влияния на подведомственные им образовательные учреждения: это и регулирование вопросов, связанных с содержанием образования, и отработка новых финансовых и экономических механизмов их деятельности, и привлечение общественности к участию в обсуждении образовательных проблем, и конечно же осуществление контроля за качеством образования путем сочетания методов его внутришкольного и внешкольного мониторинга.
И.Фрумин. Надо сказать, что я удивлен тем, что есть противники новой системы финансирования. Сам я их пока не встречал, хотя уже успел встретиться с руководителями 27 управлений образования регионов России. Многие из них даже говорили мне, что половина из того, что мы сейчас только планируем сделать, у них уже сделана.
А.Кондаков. Здесь я не соглашусь с Исаком Давыдовичем. Лично мне неоднократно доводилось встречаться с противниками этой идеи. В частности, идея нормативного финансирования в расчете на одного учащегося во время ее всероссийского обсуждения подверглась довольно жесткой критике. Да и сейчас многие встречают ее в штыки, особенно на региональном уровне. Другое дело, что, когда обсуждение происходит в рамках Министерства образования или на встречах с представителями международных организаций, руководители региональных управлений образованием стараются этого не афишировать, отчего может возникнуть иллюзия всеобщего согласия. Хотя, с другой стороны, нельзя отрицать и того, что в результате кропотливой разъяснительной работы со стороны Министерства образования многие региональные руководители разных уровней постепенно начинают принимать нашу точку зрения. И, конечно, особую роль здесь играет положительный опыт введения нормативного финансирования в расчете на одного учащегося в таких областях, как Самарская и Ярославская.
И.Фрумин. Наверное, действительно определенное лицемерие в некоторых случаях присутствует. Однако я уверен, что в целом ряде регионов – Московской области, Красноярском крае, Томской области, Карелии, – с руководителями управлений образования которых я встречался в последние месяцы, проявляют вполне искренний и глубокий интерес к идее перехода на подушевое финансирование и вполне готовы к тому, чтобы начать внедрять ее у себя.

Когда дорого – не значит качественно

О.М. Другое направление проекта, вызывающее не меньше опасений и нареканий, нежели то, о котором мы только что говорили, – реструктуризация сети сельских школ.
И.Фрумин. В этом вопросе, так же как и в вопросе о финансовой самостоятельности школ, существует масса различных домыслов и спекуляций. Во-первых, нелепа сама формулировка обвинений: мы берем кредиты у Всемирного банка на закрытие сельских школ. Но разве нужны деньги для того, чтобы просто закрыть школу? Кстати, подобные опыты уже проводились в некоторых регионах и ни к чему, кроме отрицательных последствий, не привели.
Кредиты же берутся для того, чтобы оптимальным образом выстроить сеть сельских школ. Ну а конечной целью такой оптимизации должно стать повышение качества образования в сельской школе. Пока же ситуация такова, что затраты на одного ученика в сельской местности существенно выше, чем в городских школах, а качество образования существенно ниже.
О.М. Ну а если вопреки всем экономическим расчетам в селе все же не хотят закрывать свою школу?
И.Фрумин. По Закону “Об образовании” решение о закрытии сельской школы может принимать только сельский сход, так что без достижения общественного согласия никаких насильственных действий в этом плане производиться не будет.
А.Кондаков. Когда говорят о сельской школе, то часто подчеркивают, что она, помимо выполнения чисто образовательной функции, способствует сохранению сельских поселений и деревень. Однако, проведя этим летом социологические исследования, мы получили неожиданный для себя результат. Оказывается, что на самом деле родителей больше волнует не столько наличие самой школы на селе, сколько возможность работать для себя и дать качественное образование для детей.
Я только что приехал из Псковской области, где побывал в школе, годовой норматив на одного ученика в которой составляет более 10 тысяч рублей, при среднем нормативе по России – 1700–2100 рублей. До сих пор с такой цифрой мне сталкиваться нигде не приходилось. Преподавание в ней ведется на эстонском языке, поскольку часть жителей села – эстонцы – хотят дать образование своим детям на родном языке. Конечно, честь и хвала администрации области, которая идет на то, чтобы обеспечить гражданам их конституционное право – обучать детей на родном для них языке, несмотря ни на какие траты. Но насколько оправданно содержать такую школу с экономической точки зрения? Так что это вопрос, на который нет простого ответа.
Однако в любом случае нужно понимать, что даже если где-то будет принято решение о закрытии школы, то это означает не конец, а начало работы по решению вопросов о дальнейших судьбах ее учеников и учителей. Работа же эта включает в себя и обеспечение учителей жильем и работой, и организацию доставки детей в другие учебные заведения, и создание школ-интернатов, и строительство сельских дорог, и закупку школьных автобусов, и внедрение дистанционного образования... Единого же правила, по которому будет происходить закрытие школ, нет и не будет. Свои решения будут найдены для каждого конкретного случая.
И.Фрумин. Что касается проблемы сельских школ, то меня удивляет позиция некоторых моих коллег, которые высказывают опасения, что, начав получать образование хорошего качества, сельские ученики начнут уезжать из села. Однажды, когда данная озабоченность была озвучена на одном из семинаров, директор сельской школы, принимавший в нем участие, спросил у столичных участников, которые, собственно, и были этим обеспокоены, не лучше ли тогда сразу отбирать у сельских выпускников паспорта? И действительно, не логичнее ли предотвращать утечку молодежи из села, создавая там нормальные условия жизни и работы, нежели удерживать ее низким уровнем полученного образования?

Утром деньги – вечером стулья

О.М. Преобразования, которые намечается провести в области начального профессионального образования, не вызывают в обществе столь сильных эмоций, как в случае с введением нормативного финансирования или реструктуризации сети сельских школ. Но, судя по всему, такое спокойное отношение вызвано скорее меньшим вниманием к проблемам профтехобразования, нежели всеобщим согласием по поводу путей вывода его из кризиса.
И.Фрумин. Здесь прежде всего следует заметить, что на Западе практически не осталось стран, в которых сохранилась бы система начального профтехобразования, подобная российской. Дело в том, что в нашей стране государственные институты создаются порой для решения какой-либо конкретной задачи, актуальной на момент их создания. В результате задача эта решается, но сам институт, не имея внутренних механизмов реформирования, костенеет.
Так произошло и с системой начального профессионального образования, созданной когда-то с целью обеспечения подготовки рабочих кадров в условиях военного времени. Тогда все поставленные перед ней цели были успешно достигнуты. Однако в последние годы и даже десятилетия выпускники ПТУ, получающие вместо широких универсальных умений узкую специализацию, не только не могут найти себе работу с достойной оплатой труда, но и не в состоянии закрыть имеющиеся вакансии на новых современных производствах. До сих пор же практически все действия по изменению сложившейся в этой сфере ситуации ограничивались призывами идти в ногу с рынком.
Но как можно идти в ногу с рынком, получая образование на допотопном оборудовании, не обновлявшемся во многих случаях еще с 50-х годов. Понятно, для того чтобы это стало возможным, прежде нужно вложить деньги в переподготовку преподавателей, в ремонт помещений, которые порой находятся в ужасном состоянии, и конечно же в новое оборудование. И только после этого ждать реальной отдачи от образования, в данном случае начального профессионального. В частности, в рамках займа предусмотрено выделение средств на переоборудование учреждений профтехобразования, находящихся в трех пилотных регионах проекта.
Е.Соболева. Я бы хотела добавить, что, по нашим подсчетам, более эффективным вложением средств займа будет не помощь отдельно взятому училищу или колледжу, а создание ресурсных центров профтехобразования.
На самом деле это и нереально – помочь в рамках проекта каждому учреждению начального профтехобразования, тем более что в помощи нуждаются подавляющее их большинство. Однако создание в каждом из пилотных регионов сети ресурсных центров, оснащенных современным высококлассным оборудованием, где бы проходили переподготовку кадры мастеров и администраторов профтехобразования, где был бы соответствующий учебный материал, стало бы не только более посильным, но и более эффективным вложением средств займа.

Повестка дня: учет и контроль

О.М. Одним из направлений проекта станет создание систем статистики и оценки качества образования, что также может быть рассмотрено многими как вещь излишняя на фоне отсутствия в тех же сельских школах самого необходимого для осуществления учебного процесса.
А.Кондаков. Вопрос качества образования – ключевой вопрос, и не только самого образования, поскольку именно качество получаемого гражданами образования во многом определяет будущее государства и конечно же будущее людей, это образование получивших. В советское время вопрос его оценки решался достаточно просто. Во всех школах в одно и то же время все проходили один и тот же материал по каждому конкретному предмету. Принятый в начале 90-х новый Закон “Об образовании” дал большие права в плане реализации учебных программ не только субъектам Федерации, но и отдельным учебным заведениям, следствием чего стала совершенно пестрая картина уровня качества образования по стране.
Однако в результате произошедших в начале 90-х годов изменений в распределении полномочий между федеральным центром и регионами была изменена не только единая унифицированная система оценки качества образования, но и система государственной статистики в области образования. В результате сегодня мы точно не знаем, сколько у нас в стране учителей и учеников, какова средняя зарплата учителей, каков уровень качества образования в целом по стране и в ее отдельных регионах и так далее.
Статистические данные мы вынуждены собирать по каждому отдельному субъекту Федерации, однако из-за разницы в подходах получаемые из них данные оказываются малосопоставимыми и не дают полной и объективной картины по стране в целом.
Вопрос о создании единой системы образовательной статистики в государстве был поднят еще три года назад. И думаю, совместными усилиями с Госкомстатом он будет решен в ближайшее время созданием при Министерстве образования Федерального центра мониторинга образования. Что же касается качества образования, то вопросами его измерения будет заниматься Федеральная служба по контролю за качеством образования, а одним из важнейших элементов в создании системы контроля качества станет введение системы единого государственного экзамена, о чем сейчас много и неоднозначно говорят.

Понять – почти принять

О.М. Во втором заеме не предусмотрено выделения средств на программы для высшего образования, а программы для среднего образования в первом и втором займах на первый взгляд не связаны между собой. Можно ли в таком случае говорить о какой-либо преемственности между двумя займами или каждый заем – это работа с чистого листа?
Е.Соболева. Действительно, в первом займе львиная доля средств пошла на компонент, связанный с высшим образованием. Однако для того, чтобы получить наибольший эффект от вкладываемых в образование средств, необходимо, чтобы они вкладывались на всех его уровнях. Второй заем, который помимо решения ключевых проблем школьного образования включает в себя еще и решение проблем начального профессионального, как бы завершает охват всех уровней системы образования. И в этом смысле, безусловно, можно считать, что второй заем является логическим продолжением первого.
Кроме того, сейчас в НФПК создается Стратегический комитет, в ведении которого будет находиться решение вопросов как в области высшего, так и общего образования, что также нацелено на увязку реформ в рамках первого и второго займов. В него войдет довольно широкий круг экспертов, уже имеющих опыт работы в первом проекте, разделяющих идеологию займов и имеющих единый взгляд на системные преобразования, осуществляемые в рамках проекта, что, разумеется, не отменяет плюрализма в подходах к проведению этих преобразований.
О.М. Нельзя сказать, что работа с займами Всемирного банка проходит скрытно, скорее даже наоборот. Но вряд ли можно говорить о полном понимании их целесообразности со стороны широких кругов общественности, причем не только образовательной.
Е.Соболева. Это вообще очень серьезная проблема – проблема непонимания того, для чего берутся кредиты. Хотя нами сделано и делается немало для разъяснения целей проекта, в частности в тех же регионах проведена серия семинаров, на которых мы давали детальный ответ не только о целях проекта, но и о путях их достижения. И тем не менее по-прежнему существует опасность того, что в широких массах целесообразность займов, подобно нынешнему, еще далеко не очевидна.
Без ясного же понимания сути проекта, без активной поддержки его снизу нет смысла говорить о его успешной реализации. И в этом смысле не поможет ничто – никакая тщательная проработка, никакие искусно разработанные методики, ни привлечение самых подготовленных и квалифицированных специалистов. Так что надо продолжать и даже наращивать усилия по работе в этом направлении.
О.М. Очевидно, что в рамках одной газетной публикации, даже очень объемной, невозможно подробно рассказать обо всех программах предстоящего проекта, тем более что работа над ними продолжается и в настоящее время. Однако общее представление о том, какие преобразования в системе российского образования предполагается осуществить на средства второго займа Всемирного банка, почему именно эти, а не другие, и какие конечные результаты ожидаются от их проведения, получить из состоявшейся беседы возможно.
Ну а более конкретный разговор об отдельных направлениях проекта еще впереди, тем более, как здесь только что было сказано, без разъяснения целей и задач проекта, без привлечения на его сторону широких кругов образовательной общественности ожидать положительных результатов от его проведения не приходится.

P.S. Во время подготовки материала Александр Кондаков, участвовавший в «круглом столе» в статусе заместителя министра образования РФ, перешел на работу в издательство «Просвещение», однако его выступление отражает официальную позицию Министерства образования РФ.
В это же время (19–22 марта) были проведены официальные пе


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru