Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2001

Первая тетрадь. Политика образования

АТТЕСТАЦИЯ – ЧЕГО?

Среди лозунгов перестроечного времени наиболее бесспорными казались два.
Первый: “Начни с себя!”
Учителю жужжали на ухо:
– Ну что ты недоволен программами, учебниками, оборудованием… Начни с себя.
Второй лозунг: “Заработная плата учителям должна соответствовать конечному результату”. Чем выше конечный результат, тем выше должна быть зарплата. И вот тогда-то наконец в нашей школе произойдут заметные перемены к лучшему. При этом как бы само собой разумеется, что эту результативность можно измерить. Непонятно как, но зато понятно, кто будет мерить – конечно, трудовой коллектив и школьная администрация. И еще гордятся нашей системой оплаты, говорят, что в мире нет тех аналогов.
Действительно, такой системы – колхозно-коллегиально-административной нигде нет. Во всем мире профсоюзы настойчиво борются с попытками администрации платить учителям “за качество”.
Если присмотреться внимательно, аттестация – дурная трата времени, сил, денег и нервов. Спросим себя: что такое конечный результат в педагогике? Дисциплина в классе? Вовремя пройденный материал? Отсутствие нарушений? Отметки? Поступление в институт? Совершенно очевидно, что аттестация учителя по этим показателям может быть только вредной.
Заметим также, что в школе работают все вместе. Отделить влияние одного учителя, измерить его производительность и оплатить отдельный вклад невозможно. Развитие способностей ребенка настолько открытый процесс, что учесть вклад школы и учителей в конечный результат тоже нельзя.
Учитель, как наемный работник, предлагает к продаже не результат своего труда, а свою способность к труду. Способность эту можно выразить в трех словах: интенсивность, стаж, квалификация. Все три части должны оплачиваться как система доплат.
Если квалификация определяется педагогическим коллективом, то она всегда падает, хотя доплата за нее растет. Аттестация приводит не к улучшению, а к постепенному ухудшению учительской эффективности.
Коллектив всегда усредняет требования к учителю, равняет его под себя. Когда школьный коллектив оказывается экспертом по отношению к своим коллегам, администрации слишком легко манипулировать им.
Наши предложения:
– при оплате педагогического труда учитывать самоопределение учителя в выборе программ, методик, образовательных систем, работа по более сложным, новаторским методикам должна оплачиваться выше;
– квалификационные звания присваивать по результатам экзаменов вне прямой зависимости от так называемого конечного результата;
– исключить влияние коллектива школы и администрации учебного заведения на работу квалификационной комиссии. Ориентация на мнение коллектива и позицию администрации недопустима. Самой комиссии придать общественно-государственный статус.

А.ЗЕМЛЯНСКИЙ,
заведующий кафедрой
экономики и управления образованием
института повышения квалификации
Ростов-на-Дону



Рейтинг@Mail.ru