АТТЕСТАЦИЯ – ЧЕГО?
Среди лозунгов перестроечного времени
наиболее бесспорными казались два.
Первый: “Начни с себя!”
Учителю жужжали на ухо:
– Ну что ты недоволен программами, учебниками,
оборудованием… Начни с себя.
Второй лозунг: “Заработная плата учителям
должна соответствовать конечному результату”.
Чем выше конечный результат, тем выше должна быть
зарплата. И вот тогда-то наконец в нашей школе
произойдут заметные перемены к лучшему. При этом
как бы само собой разумеется, что эту
результативность можно измерить. Непонятно как,
но зато понятно, кто будет мерить – конечно,
трудовой коллектив и школьная администрация. И
еще гордятся нашей системой оплаты, говорят, что
в мире нет тех аналогов.
Действительно, такой системы –
колхозно-коллегиально-административной нигде
нет. Во всем мире профсоюзы настойчиво борются с
попытками администрации платить учителям “за
качество”.
Если присмотреться внимательно, аттестация –
дурная трата времени, сил, денег и нервов. Спросим
себя: что такое конечный результат в педагогике?
Дисциплина в классе? Вовремя пройденный
материал? Отсутствие нарушений? Отметки?
Поступление в институт? Совершенно очевидно, что
аттестация учителя по этим показателям может
быть только вредной.
Заметим также, что в школе работают все вместе.
Отделить влияние одного учителя, измерить его
производительность и оплатить отдельный вклад
невозможно. Развитие способностей ребенка
настолько открытый процесс, что учесть вклад
школы и учителей в конечный результат тоже
нельзя.
Учитель, как наемный работник, предлагает к
продаже не результат своего труда, а свою
способность к труду. Способность эту можно
выразить в трех словах: интенсивность, стаж,
квалификация. Все три части должны оплачиваться
как система доплат.
Если квалификация определяется педагогическим
коллективом, то она всегда падает, хотя доплата
за нее растет. Аттестация приводит не к
улучшению, а к постепенному ухудшению
учительской эффективности.
Коллектив всегда усредняет требования к учителю,
равняет его под себя. Когда школьный коллектив
оказывается экспертом по отношению к своим
коллегам, администрации слишком легко
манипулировать им.
Наши предложения:
– при оплате педагогического труда учитывать
самоопределение учителя в выборе программ,
методик, образовательных систем, работа по более
сложным, новаторским методикам должна
оплачиваться выше;
– квалификационные звания присваивать по
результатам экзаменов вне прямой зависимости от
так называемого конечного результата;
– исключить влияние коллектива школы и
администрации учебного заведения на работу
квалификационной комиссии. Ориентация на мнение
коллектива и позицию администрации недопустима.
Самой комиссии придать
общественно-государственный статус.
А.ЗЕМЛЯНСКИЙ,
заведующий кафедрой
экономики и управления образованием
института повышения квалификации
Ростов-на-Дону
|