Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Придуманная правда

Мир, который создает воображение детей, для нас уже недостижим. Но попробуем его хотя бы понять!

Детская фантазия способна творить в такой форме, которой взрослый, если он не художник, уже не может достичь. Дети “видят” больше, чем взрослые. Когда маленький мальчик “видит” под кроватью, в шкафу, во всех углах что-то, что он со страхом называет “волком”, то взрослые склонны считать это сумасбродством. Это детское ясновидение соединяется с творческой силой фантазии. Ребенок живет с такой интенсивностью в творениях своей фантазии, что он их как бы овеществляет и переносит вовне. В этом причина появления “невидимых друзей”, которых создает себе гораздо большее число детей, чем мы думаем. Дети довольно скоро понимают, что взрослые не относятся с пониманием к этим “невидимым друзьям”, упрекая детей во лжи или хвастовстве. Поэтому взрослые узнают об этом не много.
“Это бессмыслица, глупость, такого не может быть, не говори глупостей” – вот некоторые высказывания, которыми взрослые показывают все свое непонимание души ребенка. Можно привести немало примеров таких “невидимых друзей”, но в сегодняшнем восприятии людей они становятся чем-то сенсационным.
У одного маленького мальчика была собака, которая существовала только в его фантазии. Собака ела вместе с ним, спала, играла, гуляла, и так длилось довольно долго. Однажды мальчик “взял с собой” собаку к другу, пообещав маме быть к обеду дома, но вернулся гораздо позже. Мама второго мальчика рассказывала, что ребенок ушел домой вовремя, но через четверть часа прибежал, запыхавшись, расстроенный: “Я забыл свою собаку!” Он выбежал в сад, свистел, звал, наконец воображаемая собака пришла, и он побежал с ней домой.
“Невидимые друзья детских игр” обычно остаются с ребенком до смены зубов, самое позднее – до девятого года. Детский сад и школа заставляют их исчезнуть, так как у ребенка теперь много друзей из “плоти и крови”.

Фантазия и ложь

Существует азбучная истина, которая редко принимается во внимание в воспитании, – дети еще не могут отличить правду от вымысла. Почему ребенок должен считать то, что он воспринимает извне, более “правдивым”, чем то, что воспринято внутренним смыслом и спроецировано наружу?
Характерный пример: маленькая девочка 4–5 лет пришла с прогулки: “Мама, я видела на улице льва!” Мать, которая уверена, что львы не могут гулять по улицам города, заставила дочь признать, что она видела просто большую собаку. Она расстроена, что дочь “солгала”, и велит ей вечером попросить Боженьку о прощении. На следующее утро на вопрос, просила ли она у Бога прощения, маленькая “грешница” отвечает: “Да. Но Боженька сначала тоже подумал, что это был лев”.

Фантастические истории

Хотя дети удивительно хорошие наблюдатели, гораздо более точные, чем взрослые, они не стремятся создать четко очерченные, ясные представления. Облако, например, интересно для них не своей формой, толщиной, консистенцией, а тем, что оно похоже на медведя, верблюда, слона и т.п. Трещины на стене, кляксы на бумаге принимают различные образы. Из этого возникает “кляксография”, любимая не только школьниками, но и студентами колледжей.
Бывает так: мимо проехала машина, в ней сидят мужчина и ребенок. Кто они? Откуда и куда едут? Что они переживают? Фантазия работает, и маленький сочинитель уже может рассказать историю, в которой участвует и сам.
Это “выдумывание историй” встречается у детей намного чаще, чем полагают взрослые. Многие дети длительное время – месяцы, годы – разыгрывают в воображении одну и ту же историю. Взрослые узнают об этом в редчайших случаях. Но из этих историй можно многое узнать о сущности, характере, восприятии и духовном происхождении ребенка, так как многое исходит из подсознательных глубин его души. Когда ребенок сам участвует в такой истории, он играет “роль”. Часто уже по походке можно понять, что собой представляет ребенок в данный момент. То он ритмично шагает, как солдат, то галопирует, как лошадь, то крадется, как лиса, изящно семенит, как принцесса.
Необходимо проявить внимание к этому виду игры фантазии, иначе может возникнуть неправильное толкование действий детей. Например, Ганс стал ходить, покачиваясь, широко расставляя ноги, грубо отвечать – он же “моряк”, а от “морского волка” не следует ожидать особой вежливости.
Проявления фантазии, которые становятся внутренними историями, характерны для детей на девятом-десятом году жизни, когда ребенок отделяет себя от окружающего мира, окружающих его людей, начинает к ним критически относиться. Наступает трудное время для ребенка и воспитателей. В этот период у детей могут возникать такие мысли: “Это не настоящие мои родители. Они меня не понимают, не любят. Наверное, мой настоящий отец – моряк. Как бы я хотел жить с ним!”
Ребенок десяти-одиннадцати лет, обычно здоровый и веселый, временами вдруг испытывает “мировую скорбь”. Целительное средство в таком случае – немецкие, персидские или греческие легенды, которые наполняют душу детей художественными, волнующими и пробуждающими ее образами. Вместо этого часто можно видеть поистине душераздирающую картину: ребенка, читающего газету...

Отрывок из книги
“О душевной сущности ребенка”.

Каролина фон Гейдебранд



Рейтинг@Mail.ru