Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Жан Кокто: заметки вокруг сцены

Об искусстве
  • Произведение искусства должно удовлетворять требованиям всех муз. Это я называю «доказательство через девятку».
  • Если кажется, что произведение опередило эпоху, то дело в том, что эпоха запаздывает.
  • Волнение, порождаемое художественным произведением, подлинно лишь в том случае, если оно не получено путем чувственного шантажа.
  • Светлые умы открыли слово «стилизация» для обозначения стилевой недостаточности.
  • Оригинальный художник копировать не способен. Получается, чтобы проявить оригинальность, ему достаточно что-нибудь скопировать.
  • Сати говорил: «Хочу поставить в театре пьесу для собак, декорация у меня уже готова. Открывается занавес, на сцене кость».
  • Для птиц существует только два сорта винограда: один хороший, съедобный, а другой плохой, несъедобный.
  • Есть же еще и гипнотизеры, работающие на публику. Хороший сеанс гипнотизера с погружением в сон обычно краток и прост, но к нему добавляют двадцать подставных фокусов, чтобы поразить толпу.
  • Режиссер – это и птицелов, и пугало для птиц.
  • Когда правда слишком обнажена – не возбуждает.
О публике
  • От одной эпохи к другой традиция меняет обличье, а публика малоспособна ее распознавать и под масками никогда не обнаруживает.
  • Тех, кто отстаивает сегодняшнее, служа вчерашнему, и при этом предчувствует будущее, – 1%.
  • Тех, кто не принимает ни вчерашнего, ни сегодняшнего, ни позавчерашнего, – 99%.
  • Тех, кто отвергает сегодняшнее, дабы отстоять вчерашнее, – 10%.
  • Тех, кто воображает, что все сегодняшнее ошибочно, и назначает свидание на послезавтра, – 12%.
  • Тех, кто еще не понял, что искусство продолжается, думая, что оно взяло паузу вчера, чтобы начаться вновь лишь завтра, – 60%.
  • Утомленная излишествами публика не способна оценить бесхитростное произведение.
  • Прекрасное кажется легким, доступным. Именно это презирает публика.
  • Опасных глубин публика не любит, предпочитая поверхности. Вот почему, имея дело с искусством, пока не внушающим доверия, она так падка на фальшь.
  • Публика усваивает вчерашнее лишь в виде кулака для удара по сегодняшнему.
  • Всякую новую игру публика готова принять при условии, что ее правила меняться не будут. Ненависть к автору – это ненависть к изменяющему правила игры.
  • Крайнюю границу мудрости публика обзовет глупостью.
  • Публика не терпит завершенных работ: ведь она больно ударяется о них и остро чувствует к ним жалкую непричастность.
  • В Париже все хотят быть актерами. Участь зрителя никого не устраивает.



Рейтинг@Mail.ru