Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2001

Первая тетрадь. Политика образования

“Чтобы выжить, нам нужно превзойти себя”

Образовательная политика будущего в докладе Жака Делора, председателя комиссии по образованию ЮНЕСКО
Современный мир находится на перепутье. Многие традиционные подходы не действуют, надежды обернулись разочарованиями. Образование как важнейшая часть социализации переживает вместе со всем обществом трудности переходного периода. В этих условиях важно за методическими спорами и технологическими ухищрениями не забыть задать себе основные вопросы: зачем мы учим? чего хотим добиться? кому и от чего наши знания способны помочь? Особенно актуальны подобные размышления в России, где на фоне увлечения системами и концепциями очень часто забывают об отдельном человеке с его исконными задачами и противоречиями.
Жак Делор, министр экономики Франции в первой половине 90-х годов, возглавивший в конце тысячелетия Комиссию по образованию ЮНЕСКО, в своем официальном докладе «Образование: необходимая утопия» стремится вписать стратегию развития школы в глобальные перспективы. Такой подход позволяет представить взаимосвязанными те проблемы и тенденции, которые могут оказаться решающими для жизни новых поколений.

Всякий раз, когда мы занимаемся проблемами образования, мы упираемся в одни и те же высокие принципы. Для всего общества, для личности, для состояния человечества положение школы имеет решающее значение. Нам необходимо прежде всего думать о детях и подростках. Именно они примут эстафету из рук нынешних поколений. И хотя все мы склонны более всего сосредотачиваться на повседневных мелочах, следует – чем бы мы ни занимались: политикой, финансами, экономикой – помнить, что, только обеспечив достойное будущее тем, кто младше нас, мы выполним свою миссию на земле.

Перспективы и трудности

Экономический рост повышает благосостояние людей. Но он не способен решить проблемы неравномерности развития и еще меньше может примирить материальное богатство и равенство, уважение прав человека и тактику экономии природных ресурсов, которые мы расходуем с поражающей разум беспечностью. Наконец, окончание холодной войны и разрушение Берлинской стены восстановило доверие между многими странами и народами. Но оно не только не привело ко всеобщему братству и гармонии, но породило новые конфликты и разочарования. Напряженность никуда не исчезла. Она существует и между этническими, и между социальными группами, и в богатых западных странах, и в странах значительно более бедных. Принять эти проблемы как вызов – долг интеллектуалов всего мира. Естественно, что политика в области образования не может оставаться в стороне от этих фундаментальных вопросов. Она призвана служить созданию более совершенного образа мира, устойчивому человеческому развитию, взаимопониманию между народами, обновлению повседневной жизни.

Основные противоречия

Образовательные системы должны быть во всеоружии, чтобы помочь преодолеть основные противоречия ХХI века.
Всякий современный человек сталкивается с конфликтом между глобальными и местными проблемами. Необходимо помочь людям постепенно почувствовать себя гражданами мира без утраты этнической и социальной идентичности. Нам необходимо не только помнить о своих корнях, но и активно участвовать в жизни своей страны и общины. Универсальные и индивидуальные ценности не должны сталкиваться. Процесс глобализации культуры неизбежен и перспективен, но вместе с тем сопряжен и с серьезными трудностями. Образованию надлежит попытаться уменьшить опасность, смягчить шок от столкновения различных традиций. Никакие общие тенденции не могут подменить уникальный характер каждой личности, которая гармонична лишь тогда, когда выбирает себе судьбу в соответствии с формами и образами собственной культуры. Проблемы, связанные со становлением новых информационных технологий, следует решать именно в этом ключе. Новейшие тенденции не должны отменять старые корневые ценности, следует всемерно покровительствовать творческому синтезу и избегать прямых заимствований.
Для образовательной политики чрезвычайно важно пытаться преодолеть противоречия между долгосрочными и краткосрочными задачами. Конечно, столкновение между ними неизбежно, оно было всегда и пребудет вовеки. Однако нынче дело усугубляется господством эфемерной сиюминутности в условиях переизбытка информации. В растерянности человек неминуемо сосредотачивается на решении текущих проблем. Мы обязаны приучить его глядеть дальше собственного носа.
Необходимость соревновательного подхода и стремление к равенству возможностей также никогда не гармонировали друг с другом. Этот классический вопрос был сформулирован еще в середине XIX века и хотя порой находил решения (например, в странах с коммунистическими режимами), но оно не носило устойчивого характера. Ныне Комиссия ЮНЕСКО рискует утверждать, что многие руководители как в богатых, так и в бедных странах забывают о необходимости дать каждому человеку шанс использовать все свои таланты и способности. Образование на протяжении всей жизни, которое мы предлагаем для XXI века, как раз и призвано стимулировать одновременно соревнование и сотрудничество, развивая стремление к лидерству в естественном единстве с представлениями о солидарности и ответственности.
Принципиально новым можно считать противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения отдельным человеком. В этих обстоятельствах, как нам кажется, следует уделить особое внимание образованию в сфере самопознания (культурологическим и психологическим дисциплинам), средствам обеспечения физического и психического здоровья, а также охране окружающей среды. Увы, пока здесь мы далеки от идеала. В большинстве богатых стран школьные программы становятся все более перезагруженными. Это может привести к непредвиденным социопсихологическим последствиям. Реформы должны сохранить базовое образование, которое призвано помогать оптимально строить жизнь, используя индивидуальные возможности и социокультурное своеобразие разных людей и групп, помочь всемерно развивать специализацию и в то же время не разрушить целостности человека и его культуры.
– Все мы объединены рождением и смертью и не в силах уйти от фундаментальных проблем, связанных с человеческой участью. Конфликт между духовным и материальным миром актуален в любую эпоху. Нет более благородной задачи, стоящей перед образованием, чтобы пробудить у каждого с учетом его традиций, убеждений и при полном уважении плюрализма подъем духа и мысли до осознания универсальности сущего. Человек должен в известной степени превзойти себя. Речь идет – и мы отдаем себе отчет об ответственности подобного заявления – о выживании человечества.

Образование на протяжении всей жизни – учиться жить вместе

В начале XXI века концепция образования на протяжении всей жизни приобретает ключевое значение. Только так можно ответить на вызов, который бросает нам мир, где изменения происходят слишком быстро. В эпоху развития общества, основанного на информации, многократно умножающего возможности доступа к данным и фактам, школа должна не только научить каждого пользоваться этой информацией, дать навыки ее сбора, отбора, упорядочения, управления и использования, но и предложить путь ее осмысления в рамках культурной традиции и глобальных тенденций.
К тому же очень важно, чтобы судьба человека не решалась между 14 и 20 годами. Надо дать подросткам время оценить жизнь. Каждый должен иметь возможность реализовать свои способности и таланты вне зависимости от возраста. Нам следует пересмотреть взаимоотношения между средним и высшим образованием. Путь к модернизации и улучшению условий жизни лежит через университеты, которые призваны помочь реализовать творческий импульс, возникающий при столкновении человека с окружающей действительностью. Жесткий и постоянно ожесточающийся отбор не способен в данном случае решить проблемы. Скорее напротив. Тем более что образование не может быть ограничено различиями в финансовых возможностях подростков и взрослых. Нужно всемерно способствовать расширению системы образовательных кредитов, налоговых льгот и т.п., причем снимать все возрастные и социальные ограничения.
Мы должны помнить, что человек, чувствующий себя отстающим от быстро развивающегося общества, становится противником самого развития.

Стратегия реформ: гарантии успеха

Три основных участника содействуют успеху реформ в области образования: местная община (родители, руководители предприятий и педагоги); государственная власть и международное сообщество. Когда эти партнеры не взаимодействуют, реформы чаще всего проваливаются. Опыт показывает, что навязать что-либо сверху или со стороны практически невозможно.
В любом случае ни одна реформа не может привести к успеху без помощи педагогов. Поэтому вопрос о статусе и реальном положении преподавателя остается решающим при проведении любой образовательной политики.
Между тем ситуация постоянно меняется. Внешний мир во все большей степени проникает в школу, в частности через новые средства информации и коммуникации. Учитель имеет дело со все более информированной, при этом хаотично информированной молодежью. Он должен принимать во внимание эту новую реальность, если хочет, чтобы его услышали и поняли ученики, чтобы можно было привить им вкус к учебе, донести до них мысль о том, что информация – это еще не знания, что для приобретения знаний необходимо приложить усилия, проявить внимание, волю и упорство. Прав он или не прав, учитель ощущает себя одиноким. Дело здесь даже не в том, что преподавательская деятельность носит индивидуальный характер, а во многих государствах статус учительской профессии чересчур низок. На образование всегда возлагают избыточные надежды, оно же слишком часто становится объектом несправедливой критики. Учитель прежде всего требует, чтобы уважали его достоинство. Без этого все стратегии и методики оказываются пустым звуком.
Одновременно с хорошо подготовленными учителями система образования нуждается в качественных книгах, в современных средствах коммуникации, в создании надлежащей культурной и экономической среды в школе. Это уже дело ответственной государственной политики. Нельзя полагаться только на рынок, который якобы способен сам исправить недостатки. Возможности саморегулирования ограниченны. Все решают люди. Именно государственные власти призваны, основываясь на диалоге с обществом в целом и педагогическим сообществом в частности, определить политику, отвечающую местным условиям и универсальным требованиям.
Конечно, все принимаемые в области образования властные решения имеют финансовые последствия. ЮНЕСКО не недооценивает эту проблему. Она считает, что независимо от сложностей и разнообразия существующих систем образование является коллективным достоянием, которое должно быть доступно для всех. Если мы согласимся с этим принципом, то появляется возможность использовать как государственные средства, так и средства, поступающие из частных источников в соответствии с различными формами, учитывающими традиции и уровень доходов каждой страны. Однако равенство возможностей должно в любом случае являться определяющим при выборе той или иной модели.
В ходе дискуссии я говорил и о более радикальном решении. Поскольку непрерывное образование постепенно будет становиться реальностью, можно было бы рассмотреть вопрос о том, чтобы дать каждому юноше и каждой девушке в начале школьного цикла кредит времени, позволяющий получать образование в течение определенного количества лет. Этот кредит мог бы быть отнесен на счет учреждения, которое в определенной степени распоряжалось бы этим капиталом времени, используя соответствующие финансовые средства. Каждый мог бы использовать этот капитал в соответствии с собственным опытом обучения или выбора. Появилась бы возможность распорядиться им в течение всей жизни после окончания школы с тем, чтобы профессиональная и интеллектуальная подготовка не прерывалась. Люди также должны иметь право увеличить этот капитал, делая соответствующие финансовые взносы, своего рода сбережения на цели образования в «банке времени обучения».
У каждого человека перспективы не должны быть ограниченными, всегда следует иметь возможность наверстать упущенное или изменить свой выбор.

В условиях современного общества проблема выбора становится центральной. Нам следует учиться понимать вызов времени и слышать друг друга. У нас просто нет иного выхода.

Жак Делор
Доклад Жака Делора печатается в сокращении.
Текст подготовлен семинаром «Поколение-21»



Рейтинг@Mail.ru