Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Жалобная книга для тех, кого не услышали

Уже сегодня большинство пап и мам готовы сотрудничать со школой,
но согласна ли она уступить свою власть?
Похоже, здесь нас ожидают большие трудности


Бывает, ребенок приходит домой и говорит: а у нас сегодня тест был.
По закону тестировать несовершеннолетних без согласия родителей нельзя.
Но школа часто нарушает это правило

Мы в свою школу вкладываем и деньги, и силы максимально, а педагоги нас даже не спрашивают, что мы думаем о той или иной образовательной программе. И вроде бы родительский комитет наладил нормальные деловые отношения с директором, но как только в каком-то классе назреет конфликт и станет известен директору, все рушится. Пока мы образцово-показательные, с нами еще разговаривают, а стоит прийти «качать права», администрация сразу теряет к нам интерес и считает, что мы склочники.
– У нас в течение года в классе сменилось три учителя! Когда наконец пришел нормальный, нам пообещали: этот учитель останется с вами. А его очень скоро перевели в другой класс, и мы снова остались ни с чем. Нам объяснили, что так школе было удобно. А что нам удобно, нас не спросили. Если родителей хоть раз обманули, у них больше не появится желания идти школе навстречу.
– Обидно, если из-за позиции учителя страдает класс. Так происходит, когда речь идет об участии в коллективных делах, конкурсах. Дети стараются, а классный руководитель равнодушен к их делам – и помочь-то надо было всего чуть-чуть! Нет победы, нет результата, дети разочарованы.
– Бывает, ребенок приходит домой и говорит: а у нас сегодня тест был. Без согласия родителей? Мы ведь не знаем, что хотят выяснить с помощью этого теста! По закону тестировать несовершеннолетних без согласия родителей нельзя. Но школа часто нарушает это правило. Я, например, не хочу, чтобы тест проводил чужой человек, которого я не знаю и которому не могу доверять заочно. Да и о результатах нам никогда не сообщают.
...Это не жалобная книга. Впрочем, почему бы и не завести в школе такую?
Это просто отрывки из бесед с родителями в школах Петродворцового района. Цель встречи – не выслушать жалобы родителей на учителей, а научить обе стороны продуктивно и конструктивно общаться, выработать механизм разрешения схожих проблем.
Сотрудники Общественного института развития школы собрали вместе и членов родительских комитетов, и директоров школ, и представителей районной власти, чтобы попытаться определить, что в школе в компетенции администрации, а что – в сфере влияния родителей.
Разговор получился откровенный. Хотя, согласитесь, не просто было мамам и папам выкладывать свои претензии к школе в присутствии такого количества педагогического начальства.
Сегодня стало понятно, что без родительской помощи никуда. И высокая сознательность педагогов тут ни при чем. Дело совсем в другом – в проблеме, которая подстерегает школу: демографическая ситуация такова, что лет через пять не всякой школе удастся укомплектовать по два класса в параллели. Сама жизнь поставит школу в условия конкурентной борьбы, и, значит, у нее есть только один выход – стать привлекательной для конкретной семьи, конкретного ребенка, иначе он просто не придет учиться в это образовательное учреждение. А если и придет, родители не в пример нынешним будут настойчивее диктовать свои условия, внедряться в школьные будни. Уже сейчас родители готовы сотрудничать со школой, но готова ли она уступить свою власть, поделиться своими управленческими функциями? Похоже, здесь нас ожидают большие трудности.
До поры до времени в 421-й школе Петродворцового района все было как везде, пока она не включилась в образовательный проект Общественного института развития школы. Казалось бы, не нужно обладать невероятной смелостью, чтобы вывесить в вестибюле расписание часов приема родителей администрацией школы, или, например, план работы на ближайший месяц, или список родителей, которым школа выражает благодарность за помощь. И все-таки на это решаются далеко не все. А зря! Оказалось, информированность родителей о деятельности школы положительно влияет на стиль взаимоотношений, на работу педагогического коллектива. Стоило появиться в школе этим стендам, а заодно и стенду родительского комитета, которому всегда есть что сказать родителям, как мамы, папы, бабушки и дедушки тут же восприняли их как некий сигнал: с нами делятся информацией, нас замечают, нас уважают, от нас ждут ответной реакции.
Очень многие родители готовы подключиться к деятельности школы, не отказывают ей в помощи, если видят результаты. Конечно, информация для родителей – первый простейший, но очень важный шаг. И директор 421-й школы Игорь Альфредович Риехакайнен совершил его, возможно, и не подозревая, что выпускает джинна из бутылки. Родители, поняв, что в них нуждаются, стали смелее открывать двери его кабинета, а директор рад-радешенек перекинуть часть проблем на их плечи. Вернее, родители сами приняли на себя определенный груз забот, освободив от него педагогов. Что именно? Например, улаживание всевозможных конфликтов. Родительский комитет решил: возник конфликт – в первую очередь обращайтесь к нам, мы во всем разберемся, не вы, обиженный и недовольный, пойдете выяснять отношения с учителем, а кто-то из родительского комитета, кто сохранит ваше инкогнито, но поставит перед учителем вашу проблему. Ведь проблемы и конфликты не обходят стороной и хорошие школы. А кстати, какую школу родители считают хорошей?
По результатам социологических исследований родителей, хорошая школа – та, которая:
– не создает ребенку психологических проблем;
– наполнена интересно организованной жизнью;
– уделяет много внимания личности ребенка;
– делится с родителями информацией о своих проблемах и достижениях.
А еще хорошая школа – это хороший директор. Так считают большинство родителей. Им сегодня предоставлена свобода выбора образовательного учреждения, выбора образовательной программы внутри учреждения. Но могут ли родители осознанно выбирать, достаточно ли они компетентны в этом вопросе? По результатам тех же социологических исследований, родителям не хватает информации для принятия взвешенного решения. Чтобы выбирать правильно, нужно очень много знать. Вот почему Общественный институт развития школы постоянно приглашает родителей на встречи, «круглые столы», обучающие семинары. Любой родитель, который хочет научиться грамотно строить отношения с учителем, администрацией школы, может обратиться сюда за консультацией, предварительно позвонив по телефону (8812) 316-16-47 в понедельник или пятницу с 13 до 17 часов.
Раньше родители не хотели в такой мере, как сейчас, быть экспертами образования, участниками школьного процесса. Нынешняя школа вынуждена строить новые отношения с новыми родителями, которые не приемлют диктата, не боятся высказывать собственное мнение и уже не видят в государственной школе единственно возможного воспитателя, единственно правильного метода преподавания и даже единственную возможность дать ребенку хорошее образование. В то же время родители готовы вступить в партнерские отношения со школой, но учителя далеко не всегда пользуются этим потенциалом, считая, что лишь 20–25% родителей могут помогать школе. Социологи называют иную цифру – около 70% родителей способны оказывать школе ту или иную помощь. Это вовсе не значит, что они будут дневать и ночевать в школе, но каждый из тех, кто дал на вопрос анкеты положительный ответ, может хотя бы один-единственный раз сделать для школы, для детей что-то полезное. Просто их об этом не просят, посетовали анкетируемые.
А вы хотите, чтобы попросили?

Мария БАСИНА
Санкт-Петербург



Рейтинг@Mail.ru