Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

При упоминании Владимира обычно появляются ассоциации такие: Древняя Русь, Андрей Боголюбский, Золотые ворота, цитадель российского федерализма. Все это мы учили в школе, и об этом мы читали в туристических проспектах.
Но когда оказываешься в этом прекрасном городе, когда пройдешься по центральной улице, вдруг понимаешь, что гораздо ближе нам другой Владимир – тихий губернский город девятнадцатого века. Этакая образцовая провинциальность.

Книги

Все музеи Владимира, Суздаля, Гусь-Хрустального
Справочник-путеводитель Владимир: Посад, 1998

“В 1990 году музей-заповедник открыл в г. Владимире постоянную выставку “В мире животных”, которая в 1997 году после реэкспозиции получила название “Родная природа”… Целью экспозиции стало экологическое образование, воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.
Здесь выставлено несколько сотен экспонатов, в том числе чучела крупных животных: лося, марала, медведя, кабана, волка, рыси. В экспозиции представлены “уголки” леса, водоем, луг, поле с присущими им растениями и животными. В стенах музея посетители как бы на время попадают в волшебный мир местной природы. Любуются токующими в лесу глухарями, семьей бобров на берегу озера, узнают цветущие растения: медуницу, ирисы, ландыш и редкую в настоящее время белую кувшинку. Экспозиция озвучена пением птиц, криками животных”.
Некто Иван Васильевич, герой повести В.А.Соллогуба “Тарантас”, приехав во Владимир в девятнадцатом столетии, столкнулся с трудностью – вместо “Указателя городских древностей и достопримечательностей” ему в книжной лавке предложили “Монфермельскую молочницу” Поля де Кока, а “Виды губернского города” изображали вовсе не Владимир, а Царьград. Со времени этой истории многое изменилось, и сейчас Владимир – полноценный туристический центр с соответствующей книгоиздательской политикой. Здесь не будет проблем с приобретением справочника, краеведческого сборника или путеводителя. Один из них – прекрасная подборка подробных текстов и цветных иллюстраций, посвященная музеям самого Владимира и его не менее знаменитых окрестностей.

След в бесконечности. Памятники Владимира
Владимир: Посад, 2000

“Дом, где жил Левитан Ю.Б. (1914–1983)
ул. Большая Московская, 46.
Дом построен в конце XVIII века. В 1864 году им владела купеческая жена Варвара Козиорова, которая сдавала нижний этаж под харчевню, а остальные помещения верхних этажей – под жилье.
Ю.Б.Левитан родился в этом доме 2 октября 1914 года. Очевидно, его родители здесь снимали квартиру… Ю.Левитан учился во Владимирской школе, затем уехал в Москву поступать во ВГИК. Провалившись на экзаменах, пробовал поступать на радио, но опять помешало провинциальное оканье. Много сил и времени потребовалось Левитану, чтобы избавиться от нежелательного произношения. И как итог – он стал “первым голосом” страны… С особой проникновенностью звучали в его прочтении сводки Совинформбюро в годы Великой Отечественной войны, торжественно передавались сообщения о самых значительных достижениях и событиях жизни советской страны… Дом, где провел детские годы будущий диктор, находится на реконструкции”.
Книга “Памятники Владимира” содержит информацию о 105 самых ярких владимирских достопримечательностях как архитектурных, так и скульптурных. Материал организован просто и удобно. Каждому объекту здесь присвоен свой порядковый номер. Под ним он фигурирует сначала в фотоальбоме, затем в текстовой части, а в конце, под тем же номером, отмечен на карте центральной части города.
Идеальное подспорье для заезжего туриста.

Земля владимирская: географический словарь
Владимир, 1991

“Точмаш” – производственное объединение во Владимире. Первоначальное название – Владимирский граммофонный игольный завод – Грамзавод. Год основания – 1936. За долгие годы своей истории завод превратился в многопрофильное производственное объединение, известное в стране и за рубежом. В годы войны был эвакуирован на Урал. Возобновил работу во Владимире в апреле 1942 года. Самоотверженный труд коллектива в годы войны был высоко оценен Родиной – более тысячи рабочих удостоены высоких правительственных наград…
В настоящее время на заводе изготовляют токарные станки и станки-автоматы повышенной точности, станки с числовым программным управлением, токарные станки продольного точения, многопозиционные станки, нестандартное оборудование. Выпускаются магнитофоны “Нерль-206-стерео” и “Нерль-308-стерео”, медицинское оборудование, автомобильные приборы и запасные части для автомобиля “Москвич”.
Недавно во Владимире открыли магазин интеллектуальной книги “Эйдос”. Помимо прочего, там можно обнаружить такие издания, как процитированный выше книжный памятник последних лет советской власти.

Периодика

Записки владимирских краеведов
Выпуск 4.
Владимир: Владимирский фонд культуры, 2000

“Царство животных не особенно разнообразно. Преобладают звери домашние… обитают собаки и кошки… Затем водятся хищники, хорек, крот, хомяк, еж, полевая мышь; грызуны; мыши и крысы… летучая мышь. Травоядные: лошади, коровы, овцы, козы, свиньи. Из птиц надо заметить, во-первых, голубей простых и породистых… затем вороны, галки, воробьи, сороки, трясогузки, скворцы, ласточки, стрижи, гуси, утки, курицы, индейки; из гадов: лягушки и мелкие ящерицы. Рыбы в Клязьме: сом, стерлядь желтого цвета… затем щука, лещ, окуни, плотва, язь, уклеи, пескарь. В прудах полосатик, головастики и т.п. мелкие рыбешки. Ребятишками собирается много раков. У берега попадаются раковины – озерчик, ракушка, улитка, щиток. В садах встречаются улитки и слизни. Насекомые здесь тоже есть, но лучше бы их не было… клопы и блохи, дружно живущие рядом с обывателями, затем тараканы черные и рыжие, разнообразные жуки, сверчки, мухи, комары, осы, пчелы, муравьи, пауки, моль, в садах полетывают бабочки: белянки, желтушки, капустницы, перламутровки, ночницы и др.”.
Во владимирских периодических изданиях вопросам родной истории уделяется не слишком много места. Зато Владимирский фонд культуры систематически выпускает сборники “Записки владимирских краеведов”. В этих книжках соседствуют работы современных исследователей и историков прошлого. Иной раз можно натолкнуться на довольно любопытные материалы – такие как описание животного мира Владимира, составленное экономистом А.Субботиным в 1870-е годы.

Мнения

“Древний город, окруженный селами, монастырями, стоит на самом высоком месте узкого горного хребта. Обилие церквей и садов придает ему великолепный вид. Над крутым обрывом высится кремль с бойницами и башнями. Извилистая река, чистая, прозрачная, омывает обрыв. Громадные поеменные луга расстилаются за нею… Воздух в городе свежий, чистый… А весной, когда цветут вишни и яблони, весь город покрывается сплошными массами белых цветов, как простынями, и наполняется тонким, сладостным ароматом. Болезни считались редкостью. Люди умирали только от старости…”
                                   В.И.Танеев, адвокат

“Владимир относится к Москве так, как Новгород к Петербургу. Владимир был столицей, велик и славен, как можно было быть великим и славным на Руси. Задушенный татарами, он уступил Москве, пошел к ней в подмастерья, когда она села хозяйкой всяким пронырством и искательством; но он сохранил в своих воспоминаниях былую славу, помнит Андрея Боголюбского и древность своей епархии. Что-то тихое, кроткое в его чертах, осыпанных вишнями. Москва любила таких не слишком удалых соседей и помощников, и между ними завязалась искренняя и дружеская связь; что было лишней крови, Москва высосала, и отставной столичный город, как истинный философ или как грузинский царевич, довольный тем, что осталось, – хотя и ничего не осталось, кроме того, что взять нельзя, – ничего не хочет, ничего не усовершает, строго держится православия и не заслуживает брани, может, потому, что и похвалить не за что”.
                                 А.И.Герцен, публицист

“Человек, хотя ненадолго приехавший во Владимир, чувствует себя несколько облегченно от житейской грязи, от тех докучных прозаических забот, какие преследуют его во многих других городах, монотонно распланированных, с большими домами-сундуками, с фабриками вместо церквей, с пристанями, ярмарками, с неотвязной деловой нотой… Здесь этого нет, здесь очень просто, и человек является как-то проще, откровеннее, ленивее”.
                            “Владимирские губернские ведомости”, 1877 год

Летопись

990   основание города князем Владимиром Красное Солнышко.
1161 окончание строительства Успенского собора.
1214 создание самостоятельной Владимирской епархии.
1238  взятие Владимира ханом Батыем.
1299  перенос митрополичьей кафедры из Киева во Владимир.
1326  перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву.
1778  образование Владимирской губернии.
1802  открытие первой губернской больницы.
1804  открытие Владимирской губернской гимназии.
1834  открытие первой публичной библиотеки.
1838  выход первого номера газеты “Владимирские губернские ведомости”.
1862 основание губернского музея.
1864 организация уличного освещения.
1927 объявлено о ликвидации во Владимире неграмотности.
1944 образование Владимирской области.

Экскурсии

В популярном путеводителе “Ле пти фюте” по Золотому кольцу указано несколько организаций, занимающихся экскурсиями по Владимиру. Увы, они предпочитают работать с туристическими агентствами и не проявляют заинтересованности к индивидуальным туристам. Обращаться же нужно по адресу, который в тех списках не значится. А именно: в дирекцию Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (Большая Московская улица, 43).
Здесь можно организовать и пешеходную экскурсию по городу, и экскурсии по музеям, входящим в структуру музея-заповедника (а их не так уж и мало), и поездки по окрестностям – Боголюбово, Суздаль, Кидекша. Единственное ограничение – отсутствие у музея экскурсионного транспорта. Но если, например, семья приехала осматривать Владимир на своей машине, то туда же можно посадить экскурсовода.
Особенное внимание здесь уделяется детским программам. Сотрудники музея разработали не только игровые экскурсии вроде “В пещере древнего человека”, но и так называемые музейные уроки, проходящие в Детском музейном центре. Это “Как учились дети в старину”, “Урок письма” (разумеется, гусиными перьями), “Урок счета” (опять-таки с помощью древних приспособлений), “На страже русской земли” (знакомство с древнерусским оружием) и многие другие, не менее увлекательные и забавные мероприятия.

Музеи

Детский музейный центр
Большая Московская улица, 58

У входа в этот музей посетителя встретит восковая фигура подбоченившегося и взъерошенного мальчугана, одетого по моде начала девяностых (что вполне естественно, ведь экспозиция открылась в 1993 году). Сразу же за ним еще одна фигура: бурый медведь в шапочке Деда Мороза держит туесок с указателями: “Налево пойдешь – страну игрушек найдешь, в школу прошлого попадешь; направо пойдешь – по старой улице погуляешь, в мире былины побываешь”.
Собственно сам медведь находится в правой части музея, и посетителю ничего не остается, кроме как “гулять по старой улице”.
Коридор же и впрямь стилизован под улицу девятнадцатого века. Он украшен дореволюционными вывесками, решетками из чугуна, почтовыми ящиками и гипсовыми бюстами различных типов прошлого. При этом вывески могут сбить с толку посетителя – они висят над дверями, ведущими в залы, однако не имеют никакого отношения к их содержанию. В частности, неискушенный посетитель удивляется, когда за дверью с надписью “Мужская Гимназiя” видит средневековые горшки, а при попытке проникнуть в “Братство Св. Бл. Вел. Князя Александра Невского” смотрители окрикивают строгим голосом: “Это служебное помещение!”
Первый же из залов называется “Трактиръ”. Он выполняет роль музейного буфета, и несколько старых самоваров, патефон и т.д. вряд ли справляются со своей ролью – создать атмосферу старого провинциального трактира. Обескураживает и меню: печенья “Шустрик”, чупа-чупс, да и других “трактирных” сладостей в воссоздаваемое время просто не существовало. Исторически подлинной является разве что водка, но вызывает сомнение уместность этого напитка в Детском музейном центре.
Остальные залы представляют в разной степени удавшиеся реконструкции старого русского дома, школы, ярмарки и прочих городских объектов прошлого. Радует стремление сделать музей как можно более интерактивным: игрушки можно трогать, а в одном из залов, например, смотрительница-бабушка одета в русский народный сарафан. Она сидит в углу и что-то вяжет, вызывая у посетителей не столько ощущение достоверности экспозиции, сколько вполне понятное смущение: будто бы и вправду ненароком забрался в чужой дом.
А впрочем, Детский музейный центр хорош, притом хорош именно по-провинциальному. В подобном музее, пожалуй, и должен присутствовать легкий налет дилетантства. Он придает музею трогательность, в наши времена столь редкую.
КСТАТИ, музей расположен в здании бывших присутственных мест. Оно построено в 1790 году по проекту архитектора К.И.Бланка как главное административное здание Владимирской губернии. Здесь по служебным делам бывали такие известные люди, как М.Е.Салтыков-Щедрин, И.С.Шмелев и А.И.Герцен.

Картинная галерея
Большая Московская улица, 58

Нельзя сказать, что владимирская картинная галерея так же знаменита, как, например, ярославская или самарская. Тем не менее и здесь находятся работы, посмотреть на которые, безусловно, стоит.
Эта галерея начала свою историю еще до революции – ее на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий начали создавать сотрудники Губернской ученой архивной комиссии. Естественно, что в послереволюционное время коллекция начала стремительно пополняться полотнами, реквизированными большевиками из частных владений.
В результате было создано довольно респектабельное собрание работ таких маститых художников, как Тропинин, Маковский, Шишкин, Саврасов, братья Васнецовы, Серов и т.п. А на протяжении двадцатого столетия галерея пополнялась картинами известных советских мастеров – Кончаловского, Коровина, Юона, Лансере. Есть тут и раздел иконописи, и скульптура, и, естественно, работы самых последних лет.
А как дополнение к картинной галерее можно воспринимать экспозицию “Минувших дней очарованье. Из истории владимирской дворянской усадьбы”. Тем паче что изюминкой этого раздела является превосходная портретная галерея графов Воронцовых.
Впрочем, какие-либо специальные владимирские признаки здесь отсутствуют. Вещи, привезенные на выставку из усадеб Владимирской губернии, могли с тем же успехом приехать из окрестностей Твери или Калуги.
КСТАТИ, картинная галерея также расположена в здании бывших присутственных мест.

Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка
Дворянская улица, 2

Эта экспозиция была открыта в мае 1974 года и, несмотря на свое явно слабое название, является одной из интереснейших в музейном мире города Владимира. Она рассказывает об истории и нынешнем состоянии традиционных владимирских промыслов.
Первый этаж посвящен работам из стекла. Вдоль стен тянутся витрины со старыми вазами, графинами, бокалами и штофами, а в центре – работы современных мастеров. При этом в экспозиции представлено не только множество различных стилей и эпох, но и невероятное количество различных техник работы по стеклу. Поэтому желательно осматривать выставку с экскурсоводом. Вы узнаете немало интересного об открытиях, связанных с обработкой этого прекрасного и хрупкого материала.
Выше расположены витрины, посвященные мстерской художественной миниатюре. Этот жанр возник у мастеров города Мстеры далеко не от хорошей жизни – после революции оставшиеся без работы богомазы в поисках заработка создали фабрику “Пролетарское искусство” и начали расписывать шкатулки и коробочки.
Там же выставлены изделия мстерских мастериц-вышивальщиц. А некоторые работы можно и приобрести, притом сравнительно недорого.
КСТАТИ, музей расположен в Троицкой старообрядческой церкви, построенной в 1916 году.

Днесь светло красуется
Владимир в старой открытке
Владимир: Посад


“Самая редкая панорама Владимира – западная, с Московской стороны. Она же, пожалуй, и самая ранняя из всех известных натурных изображений города. “Вид города Владимира от Москвы с приезда к северо-западу” изобразил в 1764 г. подполковник А.И.Свечин, посланный Академией наук обследовать Поволжские губернии. Рисовал он с оптической камерой-обскурой с высоты четырехметрового помоста – не рисовал, а “снимал панораму”, затем “регулу перспективную” исправил известнейший рисовальщик и мастер “грыдоровальноландшафтного дела” М.И.Махаев, а в 1769 г. рисунок был гравирован. С трудом верится, что это все тот же Владимир и всего лишь чуть более двух столетий назад: так он архаичен и почти неузнаваем. Но это он, и фиксация документальна, как фотография… Какой трогательный, совершенно забытый, ностальгически щемящий пейзаж!”
Репринтных изданий старых открыток во Владимире не встретишь. Зато есть нечто большее – прекрасно изданный на мелованной бумаге альбом, в котором не только представлены с полторы сотни дореволюционных открыток и фотографий, но и содержится весьма увлекательное описание представленных на них объектов.



Рейтинг@Mail.ru