Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Андрей МИРОШКИН

Дети эмиграции: Воспоминания

М.: Аграф, 2001

В 1925 году Пражское педагогическое бюро по делам молодежи обратилось к руководителям русских школ в эмиграции с просьбой провести в классах необычное сочинение. Ученикам предлагалось за два часа экспромтом написать воспоминания об увиденном в России с 1917 года и до момента отъезда за границу. Никаких уточнений темы не давалось, все сочинения предлагалось подавать без подписи автора. Проведением этой акции организаторы, по их собственным словам, стремились «установить духовный облик, подлинное лицо наших учащихся, наших детей и юношей». На призыв откликнулось 15 школ в Чехословакии, Югославии, Болгарии и Турции, приславших в бюро более 2400 сочинений. Когда педагоги и ученые приступили к чтению работ, стало ясно: это коллективный человеческий документ огромной силы, огромной жизненной подлинности. Революция, отречение и гибель Николая II, Гражданская война, белый, красный и «зеленый» террор, наконец, бегство из объятой огнем России – все эти события, увиденные глазами детей, придали новое, невиданное измерение русской катастрофе. Это подлинный эпос, и анонимность его создателей придавала особую, трагическую достоверность тому, что рассказано в этих, быть может, литературно небезупречных текстах.
Тогда же, в 25-м, в Праге вышла книга, включившая фрагменты этих сочинений с комментариями известных ученых – сотрудников педагогического бюро. Книга имела немалый резонанс в русском зарубежье: даже после многочисленных «взрослых» мемуаров о Гражданской войне чтение бесхитростных, «непреднамеренных» детских воспоминаний потрясло многих – даже тех, кто, казалось бы, огрубел душой за годы войны и изгнания. Вскоре эта книга, вышедшая ограниченным тиражом, стала библиографической редкостью. Считанные ее экземпляры, попавшие в СССР, были надежно упрятаны в спецхран. И вот спустя 75 лет эта книга-легенда с добавлением двух современных исследовательских статей вышла в России.
Главное, что поразило первых читателей этих сочинений, – это обыденность, повседневность ужаса. Личная и историческая трагедия здесь зачастую описана языком, каким говорят герои Андрея Платонова: «Я помню, когда-то была война с немцами, а потом революция между собой». Революция для многих детей началась с роспуска кадетского корпуса, гимназии, с арестов и ночной стрельбы. «Однажды снаряд попал к нам в квартиру, был страшный переполох, так как мы еще не привыкли к таким случаям». Остается лишь догадываться, к чему пришлось привыкнуть впоследствии автору этих строк. Многие юные мемуаристы пережили гибель родных, близких: «Брат застрелился, папа убит на войне, тетя хотела броситься в море, но мама удержала ее за рубашку, что дальше было, не знаю». Один из авторов пишет, что на всю жизнь запомнит «вид человека, которого должны сейчас убить, и он уже совсем перестал жить». Скупыми, драматическими штрихами передают дети панику, царившую у причалов при эвакуации. Но и для тех, кому посчастливилось попасть на пароход, унижения далеко не закончились: «На границе нам перерыли все вещи, и даже у моего брата взяли игрушечный револьвер». Многие из подростков, сменив уже в 13–14 лет игрушечное оружие на настоящее, вступали в Белую армию… Об этих добровольцах тоже рассказано в книге, и их исповеди, пожалуй, один из самых тяжелых документов нашей истории.
Тогда, в 25-м, составители книги стремились запечатлеть для истории трагедию детей эмиграции, найти пути нравственного возрождения молодежи, отягченной недетскими воспоминаниями, а зачастую вообще лишенной детства. В наши дни темы этой книги находят новое (и подчас довольно грустное) продолжение. Эпоха революций прошла, но российские социальные катаклизмы наших дней ранят детскую психику так же, как и восемь десятилетий назад.



Рейтинг@Mail.ru