Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Попечительство – это выгодно?!

Учителя, бизнесмены и ученые находят все больше оснований, чтобы сказать: да!

Мы уже писали, что 19–20 января 2001 года в Нижнем Новгороде состоялась конференция «Перспективы развития попечительства в Приволжском федеральном округе», которая явилась продолжением семинара-тренинга, проходившего здесь же месяцем раньше.
И семинар, и конференция проводились аппаратом представительства Президента России в Приволжском федеральном округе, Нижегородским отделением и командой экспертов сетевой образовательной программы Института “Открытое общество”.
Изначально предполагалось участие в конференции представителей четырех сфер: системы образования, средств массовой информации, попечителей (действующих и потенциальных) и властных структур (в данном случае это были федеральные инспектора). К сожалению, самой малочисленной оказалась самая значимая группа – попечители (их было менее десяти из ста пятидесяти участников конференции).
Наталья СЛЕПОВА, аспирантка кафедры педагогики Казанского университета, беседует с одним из участников конференции, Андреем Валентиновичем ТАТЬЯНЧИКОВЫМ, генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «Торос», кандидатом исторических наук, членом попечительского совета казанской школы № 39.
– Каковы задачи и перспективы попечительства сегодня, готово ли наше общество к развитию попечительского движения?
Попечительство – это необходимость, обязанность, потребность или?..

– В бизнесе существует правило закрепления успеха: жертвуя, обеспечиваешь будущее – «чтобы источник не иссяк».
Любое учреждение культуры не может самостоятельно развиваться на собственные средства, если оно не основано на крупных членских взносах заинтересованных людей. Мое участие в сфере благотворительности началось именно с попыток восстановления культурных ценностей и продолжалось по-разному, например, помощь детскому дому для детей с отклонением в развитии. В школе ситуация совершенно другая. Участвуя в решении школьных проблем, именно я в первую очередь заинтересован в том, чтобы моим детям были созданы условия, в которых, по моему мнению, они должны получить образование. Воспитывает все, включая среду обитания, людей, которые вокруг них, окружающие вещи и т.д. И если школа не может обеспечить соответствующих условий (а она не может), тогда это могут сделать родители. При этом надо понимать, что здесь все происходит открыто. Эта помощь к тебе же и вернется. В первую очередь в твоих детях, а во-вторых, в создании среды, которая будет помогать развиваться нашему обществу.
– Как вы пришли к созданию попечительского совета в вашей школе?
– Создание попечительского совета в нашей школе началось с общего родительского собрания. Выступив на нем, я выделил три насущные на тот момент проблемы. Первая – в то время как весь мир движется по пути информационных технологий, в школе нет ни одного компьютера. Еще пять лет такого «развития» – и мы отстанем настолько, что разрыв будет невосполним. Если мы не можем всю страну вывести из этого состояния, то о своих детях мы должны позаботиться?
Вторая – у детей должна реализовываться потребность в движении. Не все они занимаются в профессиональных спортивных секциях, но все хотят играть в баскетбол, волейбол, футбол. Мой младший сын, например, ходит играть в баскетбол в три секции в разных районах города только потому, что в школе нет мячей и колец.
После обозначения круга наболевших вопросов у нас начался процесс формирования попечительского совета. И тут встал вопрос: как собирать деньги, чтобы они не отнимались и не облагались налогом? Мы и так платим налоги, и если вкладываемые в школу дополнительные средства снова облагать налогом – это абсурд! Было найдено, как мне кажется, наиболее верное решение – общественная организация в виде благотворительного фонда.
– Какова, на ваш взгляд, функция попечительского совета?
– Попечительский совет должен начать свою деятельность с поиска денег. Необходимо побудить родителей к сбору средств, этим не должен заниматься только директор. В попечительском совете обязательно должны быть известные люди (хотя бы один), которые своим добрым именем, своими гарантиями должны показать, что деньги не будут потрачены зря. Сформировавшийся по такому принципу совет рассматривает предложенные директором проекты на текущий год и принимает решение об их воплощении в жизнь. Это должно происходить на конкурсной основе, то есть важно предусмотреть такой хозяйственный механизм, чтобы сэкономить часть средств и тем самым создать профицит школьного бюджета. Средства могут расходоваться на улучшение школьной среды, на школьные вечера и праздники, на приглашение специалистов из-за рубежа, подготовку детей к олимпиадам. Профицит бюджета можно использовать и на формирование премиального фонда для учителей, что позволит привлечь лучшие преподавательские кадры в школу.
– С какими проблемами вы столкнулись в ходе работы попечительского совета?
– Можно сказать о взаимоотношениях с директором, но это вечная проблема исполнительной и законодательной властей. У преподавателей и директора своя концепция, свой подход к хозяйственным делам, у них нет специального образования, опыта подобной деятельности, который есть у хозяйственного руководителя. Чаще всего директор – это учитель, сумевший построить хорошие взаимоотношения с органами власти, или просто назначенный отделом образования человек, имеющий педагогическое образование (и то не всегда). Завхоз или заместитель директора по административно-хозяйственной части знает только, что где в школе лежит, и не более того. В школе необходимо разделение хозяйственной ответственности и ответственности за учебно-воспитательный процесс. Я видел американские и английские школы, в которых за хозяйственное обеспечение отвечает суперинтендант, и ему некогда участвовать в учебном процессе.
– Какой вы видите ситуацию с попечительством в Казани?
– У нас есть достаточно предпринимателей, которые уже сейчас работают в попечительских советах. Например, Марсель Шамсутдинов возглавляет попечительский совет своей школы, а Фарида Галеева – член попечительского совета, хотя ее дети в школу еще не пошли. Можно привести еще много примеров. Я уверен, наступит час, когда отбоя не будет от попечителей, нужно только людям объяснить, что это спасение. Уже сейчас общество готово к попечительскому движению, только государство должно быть мудрым наблюдателем и не вмешиваться в этот процесс. Возглавить и вести его – верная дорога к уничтожению. Государство должно строить систему образования, давать минимум знаний, умений, навыков, а то, что родители хотят сделать дополнительно для своих детей, можно решать через попечительские советы и фонды.
– Попечительство – это прямая долгосрочная инвестиция, которая выходит за пределы обозримого будущего. Когда общество ориентировано на бюджет, оно воспроизводит озлобленную среду. Мы живем в условиях противоречия: богатейшая страна в мире и беднейшее правительство. И не на что-то другое, а на гражданское общество ложится задача восполнить те пробелы, которые не под силу государству.



Рейтинг@Mail.ru