Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Мы захотели создать ситуацию
успеха для каждого ребенка

Но оказолось, что для этого в школе нужно многое изменить. Так и родился наш эксперимент

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хочу принять участие в разговоре «круглого стола» по теме «Зачем нам нужен эксперимент?» («ПС», 28 ноября 2000 г.)
Восемь лет назад я стала директором обычной средней школы с давно сложившимся коллективом, своими традициями. Мне казалось, что я неплохо знаю своих учителей, педагогический потенциал каждого. Без всякой мысли об экспериментировании я и многие мои коллеги в школе вводили на уроке игры, новые способы деятельности на обычных уроках: работали в группах, парами, давали интегрированные уроки. Став директором и походив, уже по долгу службы, на уроки каждого учителя, я порадовалась, что у меня такие сильные предметники.
Но вскоре почувствовала, что моя благополучная школа потихоньку превращается в казарму для детей: уроки, внеклассные мероприятия, контрольные, оценки, участившиеся проверки со стороны РОО создавали какую-то нервозную обстановку в коллективе и текучку, от которой руки опускались, сил не оставалось.
Аттестация на разряды сделала учителей озабоченными, хмурыми, коллектив поскучнел. Невесело, конечно, стало и ребятам, у которых кроме учебы были развлечения в школе, но они стали носить характер какой-то обязаловки.
Особенную тревогу вызывал 6”Б”. Беспокоили больше девочки – грубые, крикливые, драчливые, неряшливые. Обидные прозвища, клички, даже матерные слова слетали с их языка так легко и просто, будто это был их самый естественный способ общения.
Это печально, но объяснимо. В свое время почти все взрослые жители нашего поселка работали на железной дороге, получали приличную зарплату. Но произошли сокращения, большая часть поселка, особенно женщины, осталась без работы. Сельским хозяйством в наших условиях занимаются только на собственных огородах, да и то не все. В поселке прибавилось пьющих, прижилось воровство.
Но что нужно делать школе, чтобы дети из этих семей стали успешными в жизни, не опустились, не спились, не возненавидели жизнь?
Я пришла к мысли: чтобы в школе начались перемены – а они обязательно нужны,– необходимо начать экспериментальную работу по введению школы в режим развития. И мы решили именно в самом тяжелом шестом классе предоставить детям выбор предметов. Многие в школе узнали, что в 6 “Б” предлагается выбор предметов. Ходят, спрашивают, а почему им нельзя выбирать предметы по желанию. Весь 6”Б” ходит в именинниках. Такие важные!
Девочки стали задумываться о себе, своем поведении, вообще о нравственных качествах человека. Стали спокойнее, исчезли клички и обидные слова.
Для меня главное в педагогике – это налаживание всяческих отношений между всеми участниками педагогического процесса: родителями, учителями и учениками.
Все дети и родители пришли на собрание, составили и подписали договор об условиях проведения эксперимента. Его подписали по три человека от всех сторон: дети, родители, администрация школы.
Конечно, в этом эксперименте наши цели, цели детей и родителей, наверное, не во всем совпадают.
Я хочу, чтобы в школе изменилось отношение к ребенку, чтобы он почувствовал себя личностью. Хочется создавать ситуацию успеха у всех детей. Пусть хоть в выборе предметов некоторые из них это почувствуют! Хорошо бы у ребят появилась ответственность за то, что они выбрали сами. Хочется, чтобы и учитель, открывший студию, занялся творчеством, повышением своей квалификации, ведь каждому придется строить особую программу вместе с учеником, пришедшим на студию.
Хочется, чтобы и родители посмотрели на своих детей по-другому.
Для достижения этих целей школа должна развиваться. Под развитием я разумею освоение новых технологий, отношений, способов деятельности.
Любой учитель со стажем становится исследователем. Учителя постоянно мучают вопросы: почему ребята плохо учатся, плохо усваивают, плохо ведут себя, плохо выстраивают собственные отношения друг с другом, с родителями? И если эти вопросы не дают учителю покоя, он ищет ответы, меняет свой стиль общения, подачу нового материала, думает над оценками и способом контроля знаний и, самое главное, о том, как помочь конкретному ребенку.
Мы вместе размышляем над этими же вопросами. Остались многие наши традиции, появились новые, но отсутствовала общая цель, скорее даже не цель, а идея, которой бы зажил весь коллектив или хотя бы его часть, чтобы у других тоже появилось второе дыхание для перемен.
Отсюда возникла идея школы педагогики сотрудничества. Мне многие говорили, что не может быть школы педагогики сотрудничества, что педагогика сотрудничества – это все, что окружает школьника, что это якобы само собой разумеющаяся вещь – сотрудничество. Мы ведь не кричим, не браним ребенка, не жалуемся родителям, двоек не ставим, бываем вместе с детьми на всех мероприятиях, проводим КВНы, чаепития, сажаем картошку на школьном поле, соревнуемся, на уроках вводим элементы нового.
А сутью моего эксперимента является исследование и изменение среды, окружающей ребенка и учителя, исследование и изменение содержания образования.
Смешно говорить об эксперименте, если не меняется главное – содержание образования. У меня сложилась за последние три года своя команда единомышленников, которые не во всем со мной согласны, а это очень хорошо, так как я натура увлекающаяся. В моей команде есть парочка консерваторов, которые быстро возвращают меня на грешную землю, но мне все что-то «мало одной приземленности, если все-таки есть небеса».
Мы живем на маленькой станции и не можем рассчитывать на поддержку ученых, нет у нас и материального стимула. Но есть желание сделать жизнь детей и свою собственную, учительскую жизнь более осмысленной. Эксперимент для меня и моих коллег – это один из способов нашей работы, позволяющий оставаться в форме, не выгорать. Я заметила, что те, кто помогает мне, выросли профессионально, они читают, принимают живое участие в наших совещаниях, спрашивают у меня: что еще почитать, где взять? Изменилась лексика этих учителей. Конечно же, наш и без того тяжелый труд усложнился, но мы уже без этого не можем, поэтому, как вы пишете, мы сейчас и пытаемся «выстраивать мизансцены» в общем спектакле, который задумала я.
Эксперимент ли это? Я думаю, все, что не во вред детям и самим учителям, все, что ведет к подвижкам, к поиску, к размышлениям, – на пользу любой школе. Мы просто понимаем, что маленькие шажки от школы авторитарной к школе педагогики сотрудничества все равно надо делать. А как их делать, если не экспериментировать, не вводить инновации? Без этого школа не может жить!

Тамара ПАКУЛОВА
ст. Горхон, Бурятия



Рейтинг@Mail.ru