Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

СТРАСТИ-МОРДАСТИ

Пятый класс о роковой любви

Раньше я не задумывался над тем, что абстрактное понятие фольклорного произведения может приобрести в опыте пятиклассников вполне конкретные очертания.
Еще в начальной школе, будучи учениками третьего класса, авторы этих записей ходили с блокнотами по прилегающему к школе району и записывали со слов прохожих загадки. Их умница учительница точно понимала истоки фольклора в нашей жизни. И действительно, если фольклорные произведения рождены в лоне устного народного творчества, то почему дети должны считывать их со страниц школьных учебников? И вот третьеклассники ходят по улице кто по двое, кто по трое и спрашивают у прохожих, какие те знают загадки и какие у этих загадок ответы.
Учительница рассказывала мне, как дети были удивлены, узнав о пяти вариантах ответа на самую популярную загадку “Без окон, без дверей – полна горница людей”, а именно: огурец, арбуз, тыква, дыня, кабачок. И вообще то, что у загадки может быть несколько вариантов правильного ответа, для некоторых ребят оказалось откровением.
И вот, когда в пятом классе пришла пора читать баллады о Робин Гуде, я для начала прочитал им несколько баллад из сборника “Русский школьный фольклор” (Москва, 1998). Ученики так увлеклись, что буквально требовали читать еще и еще. Так я прочитал и любовные истории. В результате урок свелся к тому, что мы погасили в классе свет и слушали любовные истории, которые ребята рассказывали в соответствии со строго установленной ими очередностью.
Домой пятиклассники ушли с заданием записать хотя бы одну из историй, услышанных на уроке или после, на перемене.
Потом эти истории были опубликованы в школьном журнале “Разговор” (образовательный центр “Азъ”, УВК “Измайлово” №1811) тиражом аж 100 экземпляров(!). Естественно, что тексты были слегка отредактированы (убраны некоторые повторы, расставлены запятые и абзацы). Авторы с правкой согласились и для публикации в “Первом сентября” единодушно выбрали именно этот вариант.

Сергей ПЛАХОТНИКОВ,
учитель словесности

Любовь зла

Этот рассказ – чистая правда. Все началось в Бостоне, в тихом поселке Маркс.
Один паренек по имени Марк встретил девушку, которую звали Лин. Они познакомились в баре, где Лин работала официанткой. Но спустя некоторое время Лин узнала, что ее возлюбленный встречается с другой...
Лин была колдуньей, она призвала черные силы, чтобы погубить бедняжку.
И вот Кейт (новая подружка Марка. – Прим. ред.) стала чахнуть на глазах. Она сильно болела, и от прежней красоты не осталось и следа, но Марк все так же сильно ее любил. День и ночь он проводил у постели умирающей Кейт, а когда ее не стало, он бросился под поезд, чтобы вовеки быть рядом со своей возлюбленной.

(Записано Денисом Меленчуком)

Топаз и Том

Жила-была девушка. Звали ее Топаз. Ей было 17 лет. Она любила человека по имени Том. Но Том не любил Топаз, он любил ее лучшую подругу Дженнифер, а Топаз об этом не знала.
Однажды Топаз позвала Дженнифер и сказала:
– Пойдем погуляем!
Дженнифер ответила:
– Еще не хватало! С тобой, с двоечницей?! С такой глупышкой?
Топаз очень удивилась и не знала, как сорвать злость на Дженнифер.
– А Том любит меня, а не тебя, глупышка! – продолжала Дженнифер. – Он сам мне об этом говорил.
Тут Топаз не выдержала и убежала вон из класса, где они разговаривали (они были одноклассницами). Она выбежала на улицу и встала у входа в школу. Вдруг подошел к ней парень из параллельного класса.
– Почему такая красавица стоит одна и рыдает? Кто тебя обидел?
Топаз промолчала. Она только всхлипнула в ответ.
– Пойдем я тебя провожу домой, Топаз? – спросил парень.
– Пойдем, но давай чуть-чуть попозже, – ответила Топаз.
Через пятнадцать минут они отправились. Когда они подходили к дому, Топаз резко остановилась. Навстречу им шел Том. Он, не замечая Топаз, смотрел вдаль и о чем-то мечтал. Топаз подумала: “Если он меня увидит с этим парнем, то он никогда не полюбит меня!”
– Иди поближе к краю, – сказала Топаз парню, который с ней шел.
– Кто это? – спросил Том, когда подошел.
“Ну вот, увидел”, – подумала Топаз.
– Я не хочу тебя видеть! – крикнула она и побежала вся в слезах к дому.
– Почему она убежала? – спросил Том у парня. – И вообще кто ты такой?
– Я ее друг из параллельного класса. А убежала она не знаю почему, – ответил парень.
И тут они подрались из-за Топаз.
– Так будь же ты с ней! – крикнул парень.
– Сейчас разберемся, с кем она будет!
На этих словах Том выхватил нож и кинул в парня, но промахнулся. Тут они оба бросились за ножом. Том схватил нож первым и побежал к дому Топаз. Тут раздался крик и звук тормозов машины. Сразу же из дома выбежала Топаз, она услышала крик.
– Том, не умирай, я люблю тебя! – сказала Топаз.
– И я люблю тебя, – проговорил Том и умер.
На следующий день Топаз потеряла разум. Она вышла на улицу, ничего не понимая, и увидела перед подъездом пятна крови.
– О, Том! – крикнула она, и это было последнее, что она произнесла, потому что бросилась под машину и умерла.

(Записано Диной Шевченко)

Юра

В одной деревне жила девушка Катя. Она очень хорошо пела.
Один раз к ней пришло письмо. В письме было приглашение в театральный институт.
Катя приехала в город и поступила в институт. У нее был преподаватель Юра. Он ей очень понравился, и она ему тоже. Они полюбили друг друга.
У Юры была раньше девушка Юля. Она подружилась с Катей, чтобы ее убить, а самой возвратиться к Юре. Юля пригласила Катю к себе домой. Они захотели попить чаю. Юля подсыпала Кате яд. Катя умерла. Юра не смог жить без Кати и бросился под поезд.

(Записано Любой Вершининой)

“А то брошу...”

Однажды жили один мальчик и девушка. Они любили друг друга.
Как-то у них не стало денег. Мальчик пришел к девушке и говорит:
– Пошли грабить кладбище, у нас нет денег.
Девушка согласилась.
Пришли они на кладбище, раскопали могилу, а там лежала женщина, у нее на каждом пальце – по пять колец. Мальчик сначала хотел снять их, а потом говорит:
– Руби пальцы.
Девушка говорит:
– Нет.
– Руби, а то я тебя брошу.
Она отрубила. Они ушли.
Потом мальчик говорит:
– Мы забыли лопату. Иди за ней.
– Нет.
– Иди, а то я тебя брошу.
И она пошла. Подходит к кладбищу и видит: там сидит женщина с завернутым лицом и плачет. Девушка подошла и говорит:
– Бабушка, вы что плачете?
– Мне пальцы отрубили.
– А кто это сделал?
– Ты!!!

(Записано Женей Гусевым)

У грязной лужи

Вовочка познакомился со Светой в школе.
Однажды, когда они гуляли, Вовочка спросил: “Скажи, Света, ты меня любишь?” Света ответила: “Еще чего!” Вовочка, как только это услышал, сказал: “Не хочешь, не надо...” – и ушел.
На следующий день ярко светило солнце. Вовочка пошел купаться. И тут он вспомнил вчерашний вечер, вспомнил свое знакомство со Светой. Ему стало грустно, и он решил утопиться...
Ранним утром дул свежий ветерок, кудахтали курицы в сарае соседнего дома. Мама попросила Свету купить кефир. Проходя мимо реки, Света вспомнила, что она наговорила Вовочке. Свете стало грустно. У реки был высокий утес. Света решила прыгнуть, но вдруг она увидела Вовочку. Сбежав с обрыва, она закричала: “Вовка, тормози!” Но Вовочка не слышал.
Вдруг Вовочка посмотрел в воду и увидел, какая это грязная лужа. “Щас-с! Утоплюсь! Как же! Проще зарезаться!” – подумал Вовочка. И тут он повернулся и увидел Свету, она подбежала к нему и сказала...

(Записано Ромой Копейкиным)

Боря и Ира

Боря влюбился в Иру, но она сказала: “Да иди ты...” И он свалился под машину, а она свалилась с Останкинской башни.

(Записано Ильей Поповым)
Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ



Рейтинг@Mail.ru