Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Читать, писать, рассказывать...

Но какой ценой дались эти умения?

О школьной зрелости или готовности обучаться абстрактно говорить трудно. Надо знать, какие условия обучения в школе, в которую идет ребенок, что от него потребуют, какая будет система работы.
Если же мы хотим понять в общем, какой ребенок может считаться подготовленным к школе, то его можно определить так: тот, для которого весь процесс обучения, включая школьные и внешкольные нагрузки, не будет чрезмерно напряжен и не приведет к ухудшению состояния здоровья. Давать более четкие характеристики, например, на сколько единиц должно тянуть интеллектуальное развитие, каким должно быть моторное развитие, нельзя. Средней нормы нет. Каждый ребенок индивидуален. Он проходит свои этапы развития.
Но важно начать обучать его в соответствии с его уровнем развития, только тогда он будет развиваться. А если форсировать обучение, дать нагрузку, не адекватную возможностям ребенка, то мы не поможем развитию, а затормозим его.
Мы провели обследования детей, с которыми интенсивно занимаются в дошкольных гимназиях, различных студиях. Положительный эффект только один: увеличение запаса сведений. Дети рассказывают и про отрицательное число, и про планеты Вселенной, и про политику. Но если комплексно изучать их интеллект – вербальные и невербальные его параметры, то отдельные структуры рассыпаются, вместо того чтобы поддерживать друг друга. Ничего хорошего в этом нет.
Даже для физиологов поначалу был удивительным результат: раннее обучение затормаживает зрительно-моторные координации – именно те функции, которые лежат в основе письма. Именно те функции, которые так активно развивают при подготовке к школе рисованием, штриховкой. Оказалось, если нагрузка большая и длительная, то вместо развития начинается торможение.
Есть и еще один нежелательный эффект раннего обучения, построенного по школьному принципу. Это отрицательная мотивация на учебу: 71 процент детей, прошедших обучение в дошкольной гимназии, идти в школу не хотят. Эти дети уже знакомы с недовольством взрослых, знают, что такое «не получается», знают, какого большого напряжения требует школьная работа.
Подготовка к школе должна идти по индивидуальным адаптивным программам развития. Составить их может специалист. Наш институт сейчас выпустил пособие «Ступеньки к школе» с нашей авторской методикой для учителя и пятью тетрадями с заданиями для ребенка.
Эта методика в отличие от многих псевдотестов служит не для того, чтобы приклеить ребенку ярлык норма – не норма, а для того, чтобы выявить факторы риска в развитии, выявить функции, которые еще недостаточно сформированы, не готовы к тому, чтобы начинать обучение в той форме и в том темпе, как он сложился в массовой школе.
Рассматривая нагрузку ребенка, надо учитывать все его занятия, и внешкольные тоже. Очень сложный период для ребенка – начало учебы, но у родителей зачастую свои представления о возможностях малыша. Не стоит начинать одновременно с общеобразовательной и музыкальную, и художественную школу, спрессовывать детское время так, чтобы, перекусывая на ходу, добегать или доезжать от школы до музыкалки, от музыкалки до Дома культуры, а потом еще до курсов английского языка. Отдавать ребенка в музыкальную школу лучше или за год до поступления в общеобразовательную, или же подождать до третьего класса. Вхождение в учебу должно быть мягким. Первый и второй годы учебы надо постепенно адаптироваться к новому режиму нагрузок.
К нам на консультацию недавно привели ребенка (шесть лет четыре месяца): перестал есть, спать, почерк стал таким, что прочесть в тетрадке ничего нельзя. Беседуем с родителями. Занятия в школе с половины девятого до половины второго – прогимназия, по семь уроков, несмотря на все СанПиНы. Сорок минут едет до школы, сорок минут – после школы домой. Приезжает, обедает и сразу за уроки, потому что три раза в неделю у него дзю-до, два раза – плавание, два раза – дополнительный английский и два раза в неделю – музыкальная школа. Какие же тут могут быть рекомендации? Снять все дополнительные нагрузки при такой непомерной школьной. Как только это было сделано, все проблемы постепенно ушли.
Даже то, что у ребенка часть нагрузки – это спортивные секции, не снимает остроты проблемы. Это все равно нагрузка. Нет времени просто поиграть, посидеть в тишине, никуда не торопясь.
Все это произошло с ребенком, не потому, что он не готов к школе, а потому, что наши требования не адекватны его возможностям.
Если учебный процесс организован в соответствии с самыми элементарными требованиями, если с ребенка не хотят снять три шкуры, то ситуация даже с обучением шестилеток вполне спокойная.
Но произошли интересные перемены. В 1993/94 учебном году средний возраст детей, поступавших в первый класс, был 6 лет и 2,5 месяца. А это значит при таких средних цифрах, что были и пятилетние. Родители спешили отдать ребенка в школу. В 1998/99 учебном году оказалось, что сами родители привели детей постарше. Средний возраст – 6 лет и 8–9 месяцев. Фактически это уже семилетний ребенок. Родители на примерах своих друзей, соседей и знакомых увидели, что лучше не торопиться.
Очень изменилось и отношение родителей к школе, которую они выбирают. Ко мне часто обращаются с вопросом, в какую школу отдать ребенка. И если раньше просили: Марьяна Михайловна, посоветуйте нам школу, чтобы там иностранный на хорошем уровне, обстановка построже, знания прочные, – то теперь совсем другие просьбы. Перед этим учебным годом несколько человек сказали одну и ту же фразу: «Хочется человеческую школу». Родителям стало понятно, что подход к ребенку шести-семи-восьмилетнего возраста должен быть помягче, что к нему надо прежде всего относиться по-человечески, с учетом всех его особенностей, с учетом его возможностей.
Начальный этап – вхождение в школу – должен быть особенно мягким: не следует спешить, не нужно торопиться с результатом. И оценки учитель по закону не должен ставить в первом полугодии.
Дело не в том, что уроки должны быть короче, а в чисто педагогической составляющей, в том, как организован сам урок.
Учитель должен понимать, что ребенок не может моментально включиться ни в какую деятельность, ему нужно время на врабатывание. Ребенок не может работать больше 7–10 минут интенсивно, не отрываясь. Ему нужно дать возможность расслабиться, сделать упражнения, может быть, включить музыку, дать походить по классу, поваляться на коврике. И быстрое переключение на разные виды деятельности невозможно. На одном уроке почитать, пописать, послушать проигрыватель и посмотреть телевизор нельзя.
Кроме того, есть динамика работоспособности в течение дня. На первом уроке ребенка еще нет. А на пятом уже нет. Самый сложный, самый серьезный материал надо дать в серединке. А когда пятым уроком стоит математика и ребенок не работает, то удивляться надо не этому, а тому, что учитель хочет, чтобы он работал. И по его работоспособности на пятом уроке не надо делать выводы о том, что он не готов к школе: быстро утомляется.
Мы давным-давно говорим об индивидуальном подходе, о дифференцированной нагрузке, но когда-то надо и переходить к этому на деле. Для этого, конечно, надо владеть методиками, надо знать как.
Учителям надо еще помнить, что, если ребенок работает с интересом, если у него высокая мотивация, это совершенно не означает, что он не утомляется. Родители часто не понимают этого. А вот учителя поступают просто непрофессионально, стараясь оправдать сверхнагрузки – шестой урок или огромные домашние задания. Утверждают: у нас такие увлеченные дети, они так стремятся учиться, они ведь все хотят поступать в гимназию. А за этим сквозит ежедневное давление на ребенка: не успеваешь – не поступишь в гимназию, туда отберут только лучших, болеть у нас нельзя, уставать у нас нельзя. А дома еще и родители подстегивают: старайся, малыш, а то переведут в другую школу, в другой класс. Цена такой увлеченности – детское здоровье.
Когда ребенок начинает получать домашние задания, важно ему объяснить, что необязательно все делать сразу. Сначала разберись, потом передохни, потом аккуратно попиши, потом еще раз передохни. Ребенок должен знать, что он может прилечь на коврик, потянуться, съесть яблоко. Это лучше, чем сидеть у него за спиной и одергивать все время: «Не отвлекайся», «Дело ты еще не закончил». А работа будет получаться все хуже, мама – нервничать все больше, и у ребенка будет нарастать утомление. А потом мама рассказывает: «Ничего не получалось, мы обе плакали».
Ко мне часто обращаются родители с просьбой подсказать, как готовить ребенка к поступлению в школу. И если этому предшествует рассказ о том, что в школе предупредили: требования будут очень серьезные, детей будут тестировать, конкурс большой, – то я советую в такую школу просто-напросто не стремиться, выбрать другую. И это не потому, что детям не нужно хорошее образование, прочные знания, а потому, что в такой школе хорошего образования не будет, а издерганный ребенок – наверняка.
Надо думать о том, каким способом мы учим. Многие беды – от незнающего педагога. Учитель должен спокойно относиться к тому, что кто-то умеет, а кого-то надо еще научить. До тех пор, пока педагог будет блестяще знать предмет и совсем не знать или плохо знать ребенка, обучение будет опасным.

Марьяна Михайловна БЕЗРУКИХ
профессор,
директор Института возрастной физиологии РАО



Рейтинг@Mail.ru