Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Для тех, кто думает, что знает об Интернете все


Симонович С., Евсеев Г., Мураховский В.
Internet. Лаборатория мастера. – М.: АСТ-Пресс, 2000

Еще одна книга о работе в Интернете. Зачем? Нужна ли она при том обилии, которое мы имеем сегодня в продаже? Безусловно. И прежде всего потому, что она ориентирована на школьника. Того самого школьника, который подключился дома к Интернету, посещает Web-сайты и… конечно, думает, что знает про Интернет практически все. Хочется, чтобы он не только пользовался Интернетом, но и делал бы это правильно.
«Internet: лаборатория мастера»… Кто такой мастер, с точки зрения авторов? Может быть, это профессионал? Нет, на профессионалов книга явно не рассчитана. WEB-мастер? Об этом в книге речь не идет. Ремесленник! Как это ни обидно звучит, мне показалось, что этот смысл наиболее точно подходит к содержанию книги. Есть навыки – ты их должен освоить, чтобы выполнять свою работу более эффективно. Ты должен уметь заколачивать гвоздь. А задумываться, из чего этот гвоздь сделан и над прочими «умными вещами», тебе вовсе не обязательно. При таком подходе нас вполне устраивает восприятие броузера как «улицы с односторонним движением. Мы принимаем различную информацию на свой компьютер, но ничего никуда не отправляем».
Прежде всего это не учебник. В этой книге мы не сможем найти ответы на вопросы «что такое Интернет?» и «как он устроен?». Авторы утверждают, что «книга построена по принципу от задачи… Пройдут годы, программные средства изменятся на ваших глазах еще не один раз, а понимание сути явлений останется с вами навсегда». Но теоретические сведения представляются, мне показалось, скорее как ключ к пониманию того, как пользоваться той или иной программой. «Таким образом, нам нужен клиент FTP c графическим интерфейсом, который не требовал бы ввода (и соответственно изучения команд FTP)”.
Это также и не справочник. Хотя, конечно, книгу можно использовать как справочное пособие; на мой взгляд, в этом качестве она не очень удобна и совсем не полна. Во-первых, рассматриваются только «лучшие, наиболее популярные и хорошо проверенные программы». Можно долго рассуждать о том, что такое лучшая программа. Но где же популярная CuteFTP? Я понимаю, что вместить описание всех программ в одну книгу невозможно. Да и не нужно это. Большинство freeware и shareware программ, которые можно найти в Интернете, либо не доделаны, либо неинтересны по функциональным возможностям. Но упомянуть хотя бы о нескольких нерассмотренных программах необходимо. Во-вторых, средства поиска. В распоряжении читателя только алфавитный указатель. При том что список утилит, рассматриваемых в книге, весьма ограничен, отсутствует приложение с кратким описанием каждой программы. Нет возможности быстро сравнить программы одного класса по функциональности. Вообще сравнению программ между собой в книге практически не выделяется места. В некоторых случаях это просто необходимо. Например, пользователь, выбирающий броузер, отличный от последних версий IE, должен знать, какие из возможностей “монстров” (читай из возможностей современного Web-дизайна) ему будут недоступны.
Не обрадовало и презрительное отношение авторов к поисковым системам, «которые сейчас «слепнут» на глазах и все больше занимаются халтурой на рекламной ниве». При том что два клиента из рассмотренных трех поисковых работают по принципу опроса существующих поисковых систем. Вместо того чтобы негодовать по поводу поисковых роботов «и других, не менее тупых автоматических средств», следовало бы, на мой взгляд, в общих чертах рассказать о принципах работы поисковой системы, о том, почему «новорожденная» Web-страница не сразу «попадает» в поисковую систему. Возможно, это выходит за рамки данной книги, цель которой ознакомить читателя именно с утилитами. Но почему во многих местах явно высказывается раздражение «стандартными» средствами? На мой взгляд, это не совсем честно и объективно.
Хотелось похвалить книгу за хороший язык, пока я не добрался до главы о сетевой безопасности. Местами складывается впечатление, что этот раздел написан другими людьми. Из этой главы можно узнать, что ваш броузер «работает «стукачом» с рождения». Авторы, оберегая нас от угрозы со стороны Java-апплетов, в шутку советуют, «например, купить другой компьютер, не хранить на нем ничего, кроме Windows и Internet Explorer, и выходить через него в Интернет». Чувствуется стиль молодого хакера, что ли… Да, ребята, попали вы со своим дырявым Эксплорером. «Кукиш вам, а не приватность». Читателям предлагается отблагодарить Б.Гейтса за заботу о потребителе…
Я бы отнес эту книгу в разряд «для чайников». Надо сказать, к лучшим представителям этого направления. Будучи знакомым с учебными пособиями «Общая информатика» и «Специальная информатика», я ожидал от новой работы хорошего «учебника об Интернете». А получился, на мой взгляд, и не учебник, и не справочник… Важно понимать, что, используя слово «чайник», я ни в коем случае не против книг для новичков. Но их построение должно быть другое. Почему авторы считают нужным сказать в «Общей информатике» об информации и составе компьютера, а в этой книге нет раздела ни о сетях вообще, ни о модемах. Так, многократно используя слово «порт», авторы нигде не поясняют, что это такое. Той логической выстроенности, четко выделенной теоретической части, которые так необходимы для учебника, я, к сожалению, не увидел. И, говоря о недостатках книги, я хочу подчеркнуть именно малую дидактическую ее ценность. Можно возразить, что книга не является учебником и не претендует им быть. На это я как учитель могу ответить только «а жаль!».
Не буду подробно описывать содержание книги, скажу лишь, что она посвящена именно утилитам, применяемым для скачивания информации из Интернета и общения в сети. В каждом разделе достаточно подробно описывается работа с несколькими программами. Даются ссылки, откуда можно получить эти программы. Диапазон представленной информации достаточно широк: от установки связи и поддержания надежного быстрого соединения с провайдером до общения в чатах, позволяющих строить свои виртуальные трехмерные миры. Вопросы WEB-дизайна и создания собственных серверов в книгу не вошли. Таким образом, под «работой в сети» понимается добывание информации, с чем вполне можно согласиться.
Я абсолютно согласен с авторами, что «эта книга наполнена вполне полезной информацией: описанием приемов практической работы, методов настройки программ, элементов управления ими». Не являясь учебником, книга действительно расширяет кругозор читателя, рассказывая о том, что в сетевом мире есть много всего другого, кроме всем нам знакомого IE и WWW. И для тех учителей, которые только недавно познакомились с Интернетом, она тоже может оказаться полезной. Я уверен, что такие книги нужны. Чтобы хоть как-то перевести наших молодых «хакеров» в разряд «уверенных пользователей».
Остается добавить, что книга замечательно иллюстрирована. И скорее всего понравится многим. Особенно школьникам, недавно подключившимся к Интернету.

Владимир ИЛЬИН



Рейтинг@Mail.ru