Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Сергей Поляков,
директор фирмы «Релод-Воронеж»:

«Мне кажется, что нашу систему можно внедрять повсеместно»

Наша фирма занимается поставками литературы в школы Воронежской области, хотя сам я, как, впрочем, многие издатели и распространители учебной литературы, по профессии преподаватель. Моя специальность – английский язык, я до сих пор являюсь заместителем заведующего кафедрой по учебной работе кафедры английского языка Воронежского университета. Еще в начале перестройки, когда появилась массовая потребность в изучении иностранных языков, я создал в университете центр по изучению английского языка «Релод».
И первая проблема, с которой мне пришлось столкнуться, – это отсутствие в Воронеже современных учебников. Первый учебник, который я привез из Москвы (помню, это был оксфордский учебник английского языка), был предназначен для работы моего центра. Но оказалось, что этот учебник нужен не только слушателям моих курсов. Тогда я стал частным предпринимателем, распространителем учебной литературы. Причем важно было не только привезти новые учебники, но и научить по ним работать. С самого начала существования нашей фирмы она выполняет не только коммерческие, но и методические задачи.
Сейчас, когда дефицит современных учебников уже давно в прошлом, когда, как говорит Задорнов, в продаже «есть даже грелка для пупка», возникли новые проблемы. Бюджетные ассигнования на покупку учебников минимальны, а в последнее время порой доходят практически до нуля (к началу этого учебного года из муниципальных бюджетов области выделено менее одной десятой от запланированных средств). И далеко не всегда родители имеют возможность воспользоваться появившимся разнообразием и купить для своего ребенка весь набор учебников.
Вместе с администрацией области и комитетом по образованию мы пытаемся выстроить четкую инфраструктуру обеспечения области учебниками и максимально удешевить их для родителей. В этом нам помогает омский, архангельский и ульяновский опыт. В этих областях активно внедряется система так называемой аренды учебников. В нашей области эта форма обеспечения учебниками предполагает создание фондов поддержки книгообеспечения. Они создаются нашей компанией и органами образования в районах. Это некоммерческие организации, которые могут консолидировать средства и таким образом удешевлять учебники для родителей.
Как это происходит? Суть системы состоит в следующем. Допустим, если в школах в классе учится 30 человек, а в библиотеке 20 учебников, чтобы обеспечить всех учеников, нужно докупить 10 учебников. Эти книжки поступают в библиотеку, а вместо 300–400 рублей за комплект учебников родители платят по 30–40 рублей. С одной стороны, удешевляется учебник, а с другой стороны, пополняется фонд школьных библиотек. В последнее время учебники просто «вымываются» из фонда библиотек: ведь для пополнения библиотечных фондов тоже нет бюджетных денег. В Воронежской области в некоторых библиотеках моральный и материальный износ достигал 60 процентов. Пополнение библиотечного фонда – другая задача, поставленная перед нами комитетом образования.
Мы юридически разработали положение о создании таких фондов, которые мы назвали «Школьный учебник + », а комитетом образования по образовательным учреждениям было разослано письмо с рекомендациями о формировании фондов «Школьный учебник + ». Эту систему можно внедрять на разных уровнях, и прежде всего на школьном уровне. Посредством нашего фонда в школе легализуются родительские средства. Если взять районный уровень, то заказ становится больше, а, значит, учебник еще дешевле. У районного фонда, который получает средства где-то с 30 школ, есть возможность купить учебник дешевле, чем если бы его покупала каждая школа, каждый ученик в отдельности. Более того, заработанные таким образом деньги фонд тратит на приобретение учебников для социально не защищенных детей (в каждом классе есть несколько детей, родители которых не в состоянии отдать даже 10 рублей за учебник).
Сегодня на эту систему школьного книгообеспечения перешли несколько районов Воронежской области, больше десятка уже готовы к регистрации целевых фондов. Через созданные фонды осуществляются закупки более 90 процентов учебников. Мне кажется, что нашу систему можно внедрять повсеместно. А если помечтать дальше, то можно консолидировать и все районы в один фонд, который будет напрямую работать с издательствами.



Рейтинг@Mail.ru