Сергей Поляков,
директор фирмы «Релод-Воронеж»:
«Мне кажется, что нашу систему можно внедрять
повсеместно»
Наша
фирма занимается поставками литературы в школы
Воронежской области, хотя сам я, как, впрочем,
многие издатели и распространители учебной
литературы, по профессии преподаватель. Моя
специальность – английский язык, я до сих пор
являюсь заместителем заведующего кафедрой по
учебной работе кафедры английского языка
Воронежского университета. Еще в начале
перестройки, когда появилась массовая
потребность в изучении иностранных языков, я
создал в университете центр по изучению
английского языка «Релод».
И первая проблема, с которой мне пришлось
столкнуться, – это отсутствие в Воронеже
современных учебников. Первый учебник, который я
привез из Москвы (помню, это был оксфордский
учебник английского языка), был предназначен для
работы моего центра. Но оказалось, что этот
учебник нужен не только слушателям моих курсов.
Тогда я стал частным предпринимателем,
распространителем учебной литературы. Причем
важно было не только привезти новые учебники, но
и научить по ним работать. С самого начала
существования нашей фирмы она выполняет не
только коммерческие, но и методические задачи.
Сейчас, когда дефицит современных учебников уже
давно в прошлом, когда, как говорит Задорнов, в
продаже «есть даже грелка для пупка», возникли
новые проблемы. Бюджетные ассигнования на
покупку учебников минимальны, а в последнее
время порой доходят практически до нуля (к началу
этого учебного года из муниципальных бюджетов
области выделено менее одной десятой от
запланированных средств). И далеко не всегда
родители имеют возможность воспользоваться
появившимся разнообразием и купить для своего
ребенка весь набор учебников.
Вместе с администрацией области и комитетом по
образованию мы пытаемся выстроить четкую
инфраструктуру обеспечения области учебниками и
максимально удешевить их для родителей. В этом
нам помогает омский, архангельский и ульяновский
опыт. В этих областях активно внедряется система
так называемой аренды учебников. В нашей области
эта форма обеспечения учебниками предполагает
создание фондов поддержки книгообеспечения. Они
создаются нашей компанией и органами
образования в районах. Это некоммерческие
организации, которые могут консолидировать
средства и таким образом удешевлять учебники для
родителей.
Как это происходит? Суть системы состоит в
следующем. Допустим, если в школах в классе
учится 30 человек, а в библиотеке 20 учебников,
чтобы обеспечить всех учеников, нужно докупить 10
учебников. Эти книжки поступают в библиотеку, а
вместо 300–400 рублей за комплект учебников
родители платят по 30–40 рублей. С одной стороны,
удешевляется учебник, а с другой стороны,
пополняется фонд школьных библиотек. В последнее
время учебники просто «вымываются» из фонда
библиотек: ведь для пополнения библиотечных
фондов тоже нет бюджетных денег. В Воронежской
области в некоторых библиотеках моральный и
материальный износ достигал 60 процентов.
Пополнение библиотечного фонда – другая задача,
поставленная перед нами комитетом образования.
Мы юридически разработали положение о создании
таких фондов, которые мы назвали «Школьный
учебник + », а комитетом образования по
образовательным учреждениям было разослано
письмо с рекомендациями о формировании фондов
«Школьный учебник + ». Эту систему можно внедрять
на разных уровнях, и прежде всего на школьном
уровне. Посредством нашего фонда в школе
легализуются родительские средства. Если взять
районный уровень, то заказ становится больше, а,
значит, учебник еще дешевле. У районного фонда,
который получает средства где-то с 30 школ, есть
возможность купить учебник дешевле, чем если бы
его покупала каждая школа, каждый ученик в
отдельности. Более того, заработанные таким
образом деньги фонд тратит на приобретение
учебников для социально не защищенных детей (в
каждом классе есть несколько детей, родители
которых не в состоянии отдать даже 10 рублей за
учебник).
Сегодня на эту систему школьного
книгообеспечения перешли несколько районов
Воронежской области, больше десятка уже готовы к
регистрации целевых фондов. Через созданные
фонды осуществляются закупки более 90 процентов
учебников. Мне кажется, что нашу систему можно
внедрять повсеместно. А если помечтать дальше, то
можно консолидировать и все районы в один фонд,
который будет напрямую работать с
издательствами.
|