Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Единство на основе разнообразия

Почему возникает несовпадение между социокультурным опытом человека и тем образованием, которое он получает в средней школе? Одна из общепризнанных причин состоит в унификации содержания и форм образования, предписанной единым государственным образовательным стандартом. Где пределы этой унификации и как обеспечить встречу содержания образования и школьной жизни с тем пространством и временем, в котором конкретный человек живет? Если школа не становится местом такой встречи, то она обречена оставаться чужой для человека, числящегося ее учеником.
Что это означает для нашего края?
Российская Сибирь сложилась как продвижение в северную Азию европейской цивилизации. Возник разрыв между индустриально-урбанистическим типом цивилизации и хрупкой природой, неспособной выдерживать длительную эксплуатацию со стороны присваивающего хозяйства и человека, который этим типом хозяйства формируется. Этот разрыв оказывается фатальным и для экономики, и для любого сибиряка, поскольку условия жизни в наших городах пагубны для здоровья и социального самочувствия, а сельская жизнь разрушается. Школа пытается противостоять этим процессам, но во многом соучаствует в них, поскольку является проводником европейского типа образованности, включающего соответствующую систему знаний и классно-урочную форму человеческих взаимоотношений, где главный мотив – обладание знаниями, а не продвижение личного и коллективного опыта.
Школы, пытающиеся участвовать в решении социокультурных проблем, выходят неизбежно на задачи формирования экологического сознания и поведения, на воспитание творческого отношения к среде и соответствующих социальных умений, на утверждение готовности к межкультурному диалогу. Пути, выбранные в этом направлении, могут и должны быть различными, поскольку естественный путь определяется накопленным опытом и особенностями того конкретного социума, в котором школа существует. Так, в городе Усть-Илимске в единую экспериментальную площадку в интересах совместного движения объединились школа № 2, исповедующая педагогическую валеологию, школа № 11, реализующая в многонациональном городе программу «Возрождение традиций народов России», и школа № 13, назвавшая себя «Школой мира миров» и живущая согласованием, встречей различных, многоликих человеческих опытов, устремлений, интересов своих учителей и учеников. К ним присоединились школа № 1 старожильческого села Невон, которое демографы назвали бы этнически однородным, а школа назвала себя «Русской школой Приангарья», и школа села Подъеланка, которому около тридцати лет – оно было создано решением сверху для переселения людей из затопляемых Усть-Илимским морем деревень.
Совершенно не случайно, что инновационное развитие ряда усть-илимских школ началось с активного и объемного вторжения в школьную жизнь эстетической деятельности, и не случайно, что такое внимание к эстетическому циклу возникло именно в молодом городе. Город отличается от села не только типом застройки и количеством жителей, но прежде всего качеством человеческих связей. В ходе стремительного формирования города резко обостряются проблемы одиночества, поиска взаимопонимания, духовной среды, и так достаточно серьезные для многих людей, приехавших на новое место жизни. В подобной человеческой ситуации особенно значительны потребности в мире художественной культуры, в самостоятельном творчестве, и особенно велико стремление приобщить своих детей к художественному творчеству.
В Сибири, в нашем регионе, эта закономерность прослеживается во всех новых городах, но она характерна и для городов старых. Развитие сибирских городов в ХХ веке шло не естественным, не органическим образом, а вследствие внешних факторов – перемещения крупных производств, превращения в перевалочные базы (сбрасывание массы людей, освобождающихся из заключения или проживающих на «стройках века»). И в сибирском селе у этой проблемы также есть свое лицо. Одна из причин разрушения села – ориентация школьников на городской образ жизни как современный. Поэтому сельские школы (как Невонская и Подъеланская), озабоченные судьбой ребят и судьбой своих сел, заняты формированием эстетического отношения к природе и человеческому окружению ребенка, воспитанием творческого участия в гармонизации среды (в том числе среды социальной). Такая постановка образования помогает возвращать сельской жизни статус настоящей, подлинной, а не исторически отмирающей.
Экологическое образование человека, живущего в нашем крае, – стержневая проблема региональной образовательной политики. Не декларируемое, а реальное экологическое воспитание основано на стремлении человека к здоровому образу жизни. Оно невозможно без обеспечения в самой школе условий для такого образа жизни и предполагает формирование знаний и навыков, помогающих выстраивать собственное бытие в соответствии с принципами валеологии, а значит, и умения не разрушать природную среду своего города, микрорайона, помогать ее воспроизводству. В сибирском селе экологическое образование предполагает еще и восстановление традиций соприродного бытия человека, существовавших в наших деревнях и почти утраченных.
Третье направление социокультурного инновационного поиска наших школ – стремление переакцентировать содержание гуманитарного образования на познание живой культуры, истории и географии, опирающихся на индивидуальный опыт человека, помогающих ему освоить свое культурное пространство. Речь идет, во-первых, о преодолении европоцентристской и москвоцентристской заданности учебных программ путем включения работы с местными историческими источниками, особенно с устной историей, позволяющей соотнести учебный предмет с достаточно разнообразным личным историческим опытом людей, живущих в родном для ребят городе и селе, а также за счет дополнения учебными курсами регионоведения, родиноведения, сибирской литературы, культуры края, истории и географии области.
Во-вторых, речь идет о формировании открытости к межкультурному диалогу, учитывающему то многообразие культурных традиций, которое сложилось в крае, и помогающему сохранить этот потенциал. В истории российской Сибири ясно видны возможности взаимодействия культур, и они не окончательно утрачены. Особая забота – оживление и освоение культурного опыта народов Северной Азии, то есть того опыта равновесного сосуществования с хрупкой природной основой человеческой жизни, который существовал у народов, живших в нашем крае. Этот опыт не воспринят российско-европейским культурным миром и господствующим типом образованности, то есть не воспринят индустриальной Сибирью.
Гипотеза инициаторов нашей площадки состоит в том, что три обозначенных направления составляют необходимое содержание регионального компонента и их утверждение в образовательном процессе, согласование друг с другом при опоре на опыт конкретной личности ученика и учителя приведут к определению своеобразия форм и содержания образования в нашем крае без разрушения единого образовательного пространства России.

Михаил РОЖАНСКИЙ,
заведующий кафедрой философии и культурологии
Иркутского ИПКРО, кандидат философских наук



Рейтинг@Mail.ru