Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Мастерская для будущего учителя – школа профессионального становления

Учитель. Это слово, освобожденное от пут контекста, признаков и качеств, обнажает свой философский смысл. Оно становится символом, заголовком и заглавием, метафорой вне времени и пространства понимания, осознается как назначение человека, смысл его особой миссии на земле – его способности учить и учиться, проживать и осуществлять свой «Час ученичества». И уже только в рамках конкретной жизни и конкретной науки педагогики оно приобретает значение профессии, к нему добавляются фамилии, специальности (учитель музыки, литературы, математики), оно обрастает характеристиками: первый учитель, талантливый, компетентный, хороший, уважаемый, знающий. Иногда смысл проясняется через нравственные оценки: добрый, мудрый, справедливый. И вырастает признание заслуг педагогическим сообществом и государством: заслуженный, народный учитель.
И остановившись в удивлении перед первозданностью слова «учитель», неисчерпаемостью интерпретаций, пониманий его смысла, можно обратиться к размышлениям о педагогической профессии, о школе для будущего учителя, о том, каким путем может пойти студент, чтобы достичь цели – вырастить, воспитать в себе право иметь своих учеников, быть ответственным за свои слова и дела.
Что есть в современных первокурсниках педагогических вузов? Чаще всего ориентированность на приобретение гуманитарных знаний, уверенность в своих силах, стремление учиться успешно, интересно прожить свои студенческие годы. Над осмыслением своего профессионального выбора первокурсник задумывается крайне редко, представления о школе ретроспективны, стремление стать учителем встречается нечасто. Значительно чаще речь идет о примере любимого учителя, о яркости его личности и человеческом обаянии. Время учебы в педагогическом вузе представляется большинству первокурсников не периодом профессионального становления, а пребыванием в процессе организованного обучения, состоянии общения с другими студентами, условием взросления, самостоятельности. Программа самосовершенствования не возникает даже в воображении, а разговор об активной позиции, ориентации на профессию учителя, на педагогическое творчество, на воспитание в себе профессионала с гуманной позицией превращается в пафосный монолог преподавателя педагогики.
Причин снисходительного неприятия много: и непрестижность учительского дела, и ориентация педагогических вузов на научное творчество, и высокомерное отношение академической науки к педагогике, и разрыв между требованиями к выпускникам и характером обучения в вузе. Обновление, преобразование высшего педагогического образования идет разными путями, среди них есть и эволюционные, и революционные. Но всех объединяет понимание, что нужно ориентироваться в профессиональной сфере «человек – человек» не на профессию в человеке, а на человека в профессии, потому что человеческое качество будет определять качество образования, реализацию гуманистических принципов в преподавании, способность сохранять и в себе, и в ученике чувство собственного достоинства, стремление к познанию, веру в творческие силы человека («Ты талантливый учитель, у тебя талантливые ученики»). В новом веке обществом, родителями, детьми будет востребован учитель с новым педагогическим мышлением, способный ответственно обращать лицо к другому, видеть в нем цель, а не средство, понимающий своих учеников, вступающий с ними в открытый диалог, свободно рефлексирующий, размышляющий о своей педагогической деятельности.
Все участвующие в опросе студенты Вятского педагогического университета считают, что встреча с настоящим учителем может иметь определяющее значение в становлении ребенка, в выборе профессии. Многие приводят примеры и описывают яркие личности своих педагогов, определивших их профессиональный выбор. Именно эти наблюдения и результаты заставили коллектив педагогов лаборатории по дидактике средней и высшей школы при ВГПУ искать способы активизации личностного взаимодействия, сотворчества педагогов и студентов, формирования нового опыта творческого сотрудничества, открывающего студентам горизонты профессионального роста и развития. Всем хотелось приблизить «эпоху понимания, для которой главным и характерным будет со-действие, со-чувствие, со-мышление, со-знание, со-единение, со-мнение…» (В.П.Зинченко).
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание. Именно они стали пространством для экспериментирования и в первую очередь соединялись во время педагогической практики, которая требовала кардинальных преобразований, так как в традиционном подходе стала носить формальный характер количественных показателей, эпизодических приходов студентов и методистов в школу, часто раздражающих учителя, у которого и без студентов голова полна забот. И если главный итог – это понимание, подготовка учителя – это процесс штучный, личностный, творческий, то и осуществлять его нужно индивидуально, предоставляя студенту как можно больше выбора, самостоятельности, ответственности, свободы, погружая его в жизнь школы, как в рассол, в котором можно сформировать необходимый современный стиль педагогического мышления, пережить успешность или несостоятельность своей деятельности, увидеть проблемы и захотеть их решать научным путем. Не случайно во многих творческих вузах студенты начинают работать уже с третьего курса в сфере профессии, когда приобретаемые знания сразу же становятся востребованными, освобождаются от схоластики и стереотипов.
Школой профессионального становления в Вятском педагогическом университете стала мастерская как инновационная форма организации педагогической практики будущего учителя, о результатах которой можно говорить за прошедшие пять лет. Ее организационные особенности были направлены на реализацию идеи интеграции всех уровней (внутрипредметной интеграции кур-са методики преподавания литературы в школе, межпредметной интеграции методик, педагогики, современных технологий, интеграции деятельности всех субъектов образовательного процесса, внутриличностной интеграции знаний, опыта, переживаний, наблюдений, впечатлений студента).
Мастерская открывалась на базе инновационного образовательного учреждения города Кирова – Вятской гуманитарной гимназии. А.А.Галицких, директором гимназии, и А.М.Слободчиковым, ректором ВГПУ, было разработано положение о «Педагогической мастерской» в ВГГ и ВГПУ. Студенты объединялись на авторском спецкурсе Е.О.Галицких «Духовное развитие личности», где изучали и моделировали свои индивидуальные программы профессионального становления, актуализировали свой довузовский жизненный опыт, выстраивали свою педагогическую позицию и ориентировались на мастерскую или отказывались от нее.
Результатом являлся выбор формы педагогической практики, направления научных интересов, включение в экспериментальную работу. Основанием научного руководства мастерской было сотрудничество ученых лаборатории (педагогов-методистов), учителей гимназии, студентов факультета русского языка и литературы и гимназистов. Свои творческие лаборатории открывали студентам мастера – лучшие педагоги гуманитарного цикла предметов гимназии, прошедшие обучение современным педагогическим технологиям, в том числе и мастерским как особому способу обучения и воспитания у ученых Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства. Студенты приходили в один класс к педагогу-мастеру не на один год, а на три и открывали с ним радости и горести профессии, роскошь человеческого общения, тонкости и сложности гуманитарной экспертизы.
В течение трех лет осуществлялась научная работа и создавалось дипломное исследование по актуальной проблеме гимназического образования или по изучению и преобразованию опыта учителя – наставника молодого педагога. Интеграция деятельности учителя, ученого вуза и студента открывалась на заседаниях предметных кафедр гимназии, занятиях-мастерских, годичных конференциях, методических учебах. Публичная защита дипломной работы осуществлялась перед педагогами гимназии, которые выступали в роли рецензентов и оппонентов, оценивали актуальность и оригинальность темы, важность результатов, достоверность выводов.
Общение студентов с гимназистами и их наставниками не носило временного характера, давало возможность раскрыться творческому потенциалу каждого, взаимно учиться друг у друга, сохранять ощущение современности. Интеграция учебной и воспитательной работы реализовывалась в самом укладе жизни гимназии, ее традициях, которые передавали выпускники (многие студенты окончили эту гимназию перед поступлением в вуз). Атмосфера открытости, доброжелательности, поддержки не означала бесконфликтности, каждый студент рефлексировал свои удачи и ошибки, учился на своем опыте и участвовал в методических «распаковках» проектов своих однокурсников, осмысливал результаты, отслеживал шаги профессионального становления. Все студенты получили возможность осуществить свои научные поиски, апробировать современные технологии на уроках и во внеурочной деятельности; увидеть проблемы их внедрения и позитивные результаты. Исследовательская деятельность студентов интегрировалась с деятельностью научного общества учащихся, с научно-методической работой учителей, обогащая и дополняя друг друга.
За пять лет через мастерскую прошли тридцать два студента, у каждого был свой путь и своя выстраиваемая в течение трех лет концепция педагогической деятельности, которая включала авторское, личностно значимое практико-ориентированное изложение теории по четырем направлениям: ценностное отношение к педагогической культуре (теории, науке), к предмету и целям его преподавания как художественно-педагогическому творчеству, к ученику как цели и субъекту деятельности, к себе как творческой развивающейся личности. Почти все выпускники мастерской нашли свое место в педагогических коллективах школ города Кирова и интересно работают. В Вятской гуманитарной гимназии работают семь выпускников педагогической мастерской, двое совмещают работу с учебой в аспирантуре, но всех отличает интеллигентность, стремление к творчеству, о каждом можно написать «педагогическую поэму». Хочется верить, что свои способности они реализуют в школе, в самостоятельно и ответственно выбранной профессии, успеха в которой нельзя достичь раз и навсегда, он достигается ежедневно.
Главной идеей мастерской была идея встречи Ученика и Учителя, становление мастерства через взаимообогащение, взаимообмен мыслями, опытом, идеями при сохранении индивидуальности, своего пути, своего слова. Важно было сочетание молодости и зрелости, опыта и поиска, в котором формировалось умение молодого учителя профессионально общаться с детьми и коллегами. С нашей точки зрения, такая встреча состоялась у нас в педагогической мастерской с талантливыми молодыми людьми, за которыми новое слово в педагогике.
Профессиональное сотворчество, постижение бытия человека в профессии передается из рук в руки, как встреча, определяющая и судьбоносная, поворотная и вдохновляющая, личностно значимая и значительная, важная во времени и осуществленная «здесь и теперь». Именно такая встреча определяет педагогическую позицию, жизненное кредо, о такой встрече пишет А.Кончаловский, вспоминая Михаила Ромма: «Его лекции всегда были интересны. Думаю, потому, что ему было интересно делиться с нами своими мыслями. Он учил нас быть людьми и только уже вслед за тем – режиссерами. Часто повторял нам эйзенштейновские слова: режиссуре нельзя научить, ей можно научиться… Он никогда не навязывал нам своего мнения, своего представления о том, как надо делать. Он давал нам возможность ошибаться…»
С точки зрения студентов, прошедших школу профессионального становления в педагогической мастерской, она помогла им:
– понять смысл педагогической профессии и соразмерить его с масштабом своей личности;
– увидеть «жизнь как бесконечное познание»;
найти себе собеседника в профессии, войти в команду и пережить радость единения;
– сомневаться во всем и постоянно думать, отвечая за свои слова и поступки;
– увидеть разницу между умением учить себя и учить других;
включиться в научное творчество и согласиться с И.П.Павловым в том, что наука требует от человека всей его жизни;
– определиться между школой и аспирантурой;
– открыть в общении с детьми свое призвание;
– разочароваться в своем выборе и ясно увидеть, что до школы он еще не дорос;
– увидеть, как сложна работа учителя, и не испугаться, вернее, научиться не бояться;
– вдохновиться педагогической публицистикой и захотеть писать все, что раньше заставляли: педагогический дневник, эссе, заметки в записной книжке, сценарии, сказки, статьи в гимназическую газету;
– научиться быть снисходительным к другим и требовательным к себе;
не успокаиваться.
(Из стенограммы коллективной рефлексии выпускников мастерской.)
Уходя от пафоса и продолжая размышления, нужно сказать, что мастерская как живой организм развивалась, моделировала новые формы, обогащалась проектами и идеями и, конечно, обрастала проблемами. И самая главная – проблема встречи, ведь если она не состоялась между учеником и учителем, то и школы не было, ничего не изменилось, в самосознании не выросло своих ценностей и целей или они оказались неразделенными, непонятыми, чужими.
Очень остро переживали педагоги, если студент становился иждивенцем, а не соратником. Мастерство, с их точки зрения, вырастает на трудолюбии, открытости, поиске… И мы добавляем – на благодарности, потому что умный ученик умеет учиться хорошему у всего, что предлагает ему жизнь: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». Так заканчивает свое соборное послание апостол Иаков, предостерегая нас от легкомыслия по отношению к профессии учителя.

Елена ГАЛИЦКИХ,
кандидат педагогических наук, доцент ВГПУ,
научный консультант Вятской гуманитарной гимназии;
Александр ГАЛИЦКИХ,
директор Вятской гуманитарной гимназии



Рейтинг@Mail.ru