Давайте думать об Эрдмане!
Недавно состоялся юбилейный вечер
знаменитого драматурга, которого большинство из
нас помнят лишь по пьесе “Самоубийца”. А многие
ли знают, что сценарии к фильмам “Веселые
ребята”, “Волга-Волга” тоже вышли
из-под его пера?
В его кабинете на письменном столе
горела старинная лампа под зеленым абажуром,
рядом стояла бутылка коньяка и лимон на
тарелочке. На тахте лежала седая такса...
Нет, не подумайте, что я пытаюсь представить себя
близким другом, “домашним человеком” Николая
Робертовича Эрдмана. Дескать, “с Пушкиным на
дружеской ноге”. Эта честь принадлежит другим.
Они замечательно рассказывали о знаменитом
драматурге на юбилейном вечере, что состоялся
недавно в Музее-квартире Вс.Э.Мейерхольда. И по
тому, как говорили о нем Андрей Хржановский, Юрий
Любимов, Сергей Юрский, Наталия Чидсон, видно
было, что всем им необычайно приятно, даже
сладостно вспоминать о нем. Такой был человек.
Такой был писатель. Позволю себе добавить только
одну подробность.
В квартире известного театроведа, учителя всех
современных театральных критиков старшего
поколения и первого завлита Художественного
театра Павла Александровича Маркова висела
фотография. Четверо красивых, стройных и
невероятно элегантных молодых людей в
ослепительно белых костюмах сфотографированы на
фоне дежурного пейзажного задника у случайного
фотографа на Тверском бульваре: Сергей Есенин,
Анатолий Мариенгоф, Николай Эрдман, Павел Марков.
И еще одна фотография висела там – два молодых
джентльмена опять же в белых костюмах: Эрдман и
Марков – на Капри, у Горького. Ну, про Капри
понятно – заграница, Италия все-таки. А Тверской
бульвар? И тогда Марков рассказал, что, будучи
гимназистом и уже намереваясь стать литератором,
Николай Эрдман увидел как-то на обложке
популярного в начале века журнала “Нива”
фотографию знаменитого итальянского драматурга
Габриеле Д’Аннунцио: писатель в белом костюме
стоял на ступенях своего замка в окружении своры
белых борзых собак. И эта картинка стала для
Эрдмана своего рода моделью жизни настоящего
писателя.
Но реальная жизнь приготовила ему другие цвета и
другие повороты.
Поначалу все получалось замечательно. Николай
Эрдман начинал как поэт, примыкал к имажинистам и
подписал их первый манифест вместе с Есениным,
Мариенгофом, Шершеневичем, Кусиковым. Но
основной площадкой, где резвился молодой
писатель в начале 20-х годов, были многочисленные
кабаре, театры миниатюр, эстрадные студии,
цирки... Сатирические стишки и куплеты,
сочиненные Эрдманом, распевала вся Москва, а его
песня “Шумит ночной Марсель”, музыку к которой
написал Ю.Милютин, гремела по всей стране. Правда,
не многие знали, кто ее автор.
А в 1925 году Эрдмана настигла настоящая слава –
Вс.Э.Мейерхольд поставил его комедию “Мандат”.
Успех был шквальным. Спектакль посетил
К.С.Станиславский, сказавший потом своему
завлиту Павлу Маркову: “Давайте думать об
Эрдмане”. И как только драматург закончил новую
комедию – “Самоубийца”, было устроено чтение
пьесы у него дома. Эрдман читал пьесу в своей
неподражаемой манере (отстраненно, невозмутимо,
с абсолютно равнодушным лицом, ничего не
“показывая” и не акцентируя), и уже с первых
реплик Станиславский начал неудержимо смеяться,
вытирал слезы, несколько раз просил прерваться –
“сердце прихватывает!”. Когда Эрдман закончил
чтение, Станиславский заявил: “Гоголь!”
“Самоубийца” был немедленно принят к
постановке во МХАТе, но сразу же начались
сложности. Станиславский написал письмо Сталину
с просьбой разрешить репетиции. И получил ответ,
написанный Сталиным на листке из блокнота. Текст
в пересказе Маркова, который видел этот листок,
такой: “Уважаемый Константин Сергеевич! Я не
принадлежу к числу поклонников пьесы
“Самоубийца”, но надеюсь, что Ваши мастерство и
сила придадут ей то значение, которого я в ней не
нахожу”. Станиславский принял этот ответ за
чистую монету, начал репетиции, но через
несколько месяцев последовал категорический
запрет. Такая же судьба ожидала подготовленный
спектакль в театре Мейерхольда.
Эти запреты последовали в 1932 году, а в октябре
1933-го Н.Р.Эрдман был арестован в Гаграх, где
кинорежиссер Григорий Александров снимал по его
сценарию (в соавторстве с Владимиром Массом)
фильм “Веселые ребята”. Последующие три года
провел в Сибири. Затем получил “минус шесть”
(запрещено было жить в шести крупнейших городах),
потом – “101-й километр” (ближе к Москве
подъезжать не разрешалось). О том, как жил, наши
современники узнали совсем недавно, когда
Виталий Вульф опубликовал переписку ссыльного
писателя с актрисой Художественного театра
Ангелиной Осиповной Степановой (с ее разрешения,
разумеется).
Книга эта – уникальный человеческий документ.
Разрешение актрисы на публикацию тоже
ординарным не назовешь, Ангелина Осиповна была
закрытым человеком. И все же...
Роман ее с Николаем Эрдманом длился семь лет, из
которых половину он провел в ссылке, большинство
писем относится к этому периоду. Он отбывал
ссылку в Енисейске, она металась в Москве –
разводилась с мужем, репетировала, играла,
пыталась использовать свои связи, чтобы добиться
пересмотра дела Эрдмана. Узнав об этом, он
написал ей: “Очень прошу не унижаться из-за меня
и ничего не просить у людей. Ты – большой человек
и замечательная актриса, и Ты не имеешь права
приносить свою гордость в жертву любви...”
А в 1935-м что-то произошло. Переписка прекратилась.
Через какое-то время актриса вышла замуж за
писателя А.А.Фадеева. Встретилась с Николаем
Робертовичем только в 1957 году, после смерти
Фадеева. Вернуть прошлое, вернуться в него было
уже невозможно.
Отбыв ссылку, лишенный права жить в Москве,
Эрдман все же возвращается к литературной
работе. Пишет в основном сценарии (до ареста он
уже был сценаристом десятка фильмов разного
достоинства). Кинематографисты его любили. Как,
впрочем, и все, кто с ним сталкивался. По
приглашению Г.В.Александрова начинает работать
над сценарием кинокомедии “Волга-Волга”. Фильм
вышел в 1938 году, фамилия Эрдмана в титрах
отсутствовала. Как отсутствовала она и в списке
тех, кто за этот фильм получил Сталинскую премию.
Самое забавное, что Сталинскую премию Эрдман все
же получил. За фильм “Смелые люди” в 1951 году, то
есть еще при жизни Хозяина.
Но до этого многое произошло. Когда началась
война, Эрдмана, как человека с неснятой
судимостью, подвергали административной высылке
из городов в центре России. А он писал одно
заявление за другим с просьбой зачислить его
добровольцем в армию и отправить на фронт. Не
брали, так как в паспорте значилось “немец”.
Наконец был призван по мобилизации, попал в
саперы. Отступая вместе со своей частью, прошел
пешком около 600 километров, началась гангрена
ноги. В Саратове в солдатской теплушке его
случайно увидели актеры МХАТа, который находился
там в эвакуации, каким-то чудом удалось оставить
его в городе и спасти ногу, а потом устроить в
Ансамбль песни и пляски НКВД, который работал в
Москве. Занятную компанию собрал в этом ансамбле
Берия: музыку писали Д.Шостакович и И.Дунаевский,
тексты – Н.Эрдман и М.Вольпин, ставил программы
С.Юткевич, конферировал Ю.Любимов... Эрдману
выдали чекистскую форму (ансамбль был,
естественно, военизированным). Говорят, что когда
он в первый раз примерил ее и поглядел в зеркало,
то сказал: “У меня такое впечатление, что я
привел под конвоем самого себя”.
Разумеется, он не ограничивался сочинением
текстов для ансамбля. Написал несколько
киносценариев, фильмы, поставленные по ним, имели
успех (“Актриса” – наибольший). И – Сталинская
премия за лихо сделанный вестерн “Смелые люди”.
Скачки, погони, трюки на лошадях – в то время это
было ново, американского кино тогда не знали. А
вот лошадей Николай Робертович как раз знал,
любил и, как многие люди искусства тех лет, был
постоянным посетителем Московского ипподрома,
проще говоря, “беговиком”. И как многие
“беговики”, чаще проигрывал, чем выигрывал,
почему и именовал себя “долгоиграющий
проигрыватель”. Два дня в неделю на бегах – это
святое. Страсть эта поглотила его еще в 20-е годы
(первые письма к А.Степановой полны описанием
знаменитых лошадей и наездников). Одна из легенд,
сопровождавших жизнь Эрдмана, такова. Группа
московских писателей в пору гонений на
“Самоубийцу” уговорила Горького “помирить
Сталина с Эрдманом”, для чего тот был приглашен
на встречу вождя с писателями на даче Горького
(что было не так просто). И когда радостный
Валентин Катаев прибежал к Эрдману с этим
известием, тот ответил: “Передайте мои
извинения, но в этот день я занят – у меня очень
важный заезд”.
Только после смерти Сталина Эрдмана приняли в
Союз писателей. Работал он много – занимался
киносценариями, писал новые тексты для старых
оперетт (до сих пор “Летучая мышь” Штрауса в
Московской оперетте идет с его текстом), сочинял
интермедии, цирковые репризы. Все, что выходило
из-под его пера, было сделано легко, смешно,
изящно. Но пьес больше не писал.
Знавшие его до ссылки говорили, что из Сибири
Николай Робертович вернулся совсем другим
человеком. Наверное. Но и в поздние годы излучал
невероятной силы обаяние. Говорил редко, коротко,
афористично, окрашивая сказанное очаровательным
легким заиканием. Небольшие темные глаза
смотрели внимательно, но откуда-то издалека.
Невозмутимость его иногда казалась
непроницаемостью. Нет, он не смирился, внутри
него клокотало знание того, что было и что
возможно. Притерпелся, но не смирился. На дух не
принимал вождей, профессиональных
революционеров. Наблюдал изменения в нашей жизни
с интересом, но, кажется, без особой уверенности,
что пережитое никогда не повторится. Статус
“временно находящегося на свободе” уже не мешал
внутреннему спокойствию.
Умер он в 1970 году.
А старинная лампа под зеленым абажуром теперь
стоит в кабинете Ю.П.Любимова, с которым Николай
Робертович дружил многие годы.
Алла МИХАЙЛОВА
|