Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Кажется, классно- урочная система, родившаяся триста лет назад, будет жить вечно. Какие бы ветры перемен ни носились над нашими школами, дети все равно будут по звонку входить в класс и слушать учителя, возвышающегося над ними со всеми взрослыми знаниями и авторитетом.
И, к сожалению, пока мало кто из педагогов представляет, как можно работать с детьми без классов и уроков. Но увидеть ребенка в свободном полете, когда он увлеченно, самостоятельно учится, – это мечта каждого. И ради этого при первой же организационной возможности многие пытаются работать другими способами, отказываясь от обычных классных занятий.
Сегодня педагоги 734-й московской школы рассказывают о своем опыте такой работы.

  • Урок из глины и тростника

  • ...А можно вообще заменить урок путешествием!

Урок из глины и тростника...

Проживать вместе с детьми исторические эпохи, отраженные в самых разных учебных предметах, – может быть, эта идея не соответствует программам и планам. Но насколько она меняет отношение к школе!

Восемь лет назад в нашей школе начался эксперимент, получивший условное название «Образование через проживание культурно-исторических эпох». Мы искали новое содержание и новые формы образования. И в основу учебного процесса с 5 по 9 класс закладывали последовательное «проживание» учениками истории человечества с первобытных времен до конца XIX века.
Весь учебный процесс мы поделили на циклы соответственно основным культурно-историческим эпохам. Каждый цикл представлял собой большой проект: “Первобытное общество”, “Древний мир”, “Античность”, “Средневековье”, “XVI–XVIII вв.”, “XIX в”. Циклы делились на более мелкие образовательные проекты, получившие условное название «игра». Каждая из игр выступала как самостоятельная образовательная единица. Мы не вкладываем в голову ученика определенную сумму знаний, а оказываем ему помощь в выработке своих собственных способов взаимодействия с окружающим его миром, людьми и самим собой. Одной из главных задач команды учителей, которая работает в параллели, являлась долгая и кропотливая работа по переводу ребенка из объекта образовательных стремлений педагогов в позицию субъекта своего собственного образования.
Мы предоставили ученикам широкие возможности выбора форм, способов работы, пробы себя в различных видах деятельности. А подключили их еще на стадии разработки проекта. Ребята выступали соавторами идей, выдвигаемых учителями, и нашими партнерами в деле их реализации.
Проект не являлся «историческим». История была лишь культурным полем, фоном, который позволил объединить усилия многих учителей-предметников, создать единое пространство для развертывания деятельности.

Как мы играли в Древний Египет

Пятый класс. Одним из первых в году проектов стал «Древний Египет”.
На первом этапе идет освоение исторического пространства. Мы пытаемся понять, как жили египтяне, где они жили, чем занимались, во что верили. Одновременно выстраиваем цели последующего путешествия в Древний Египет. Как правило, это, во-первых, «окончание» египетской школы и получение звания писца и, во-вторых, выполнение специального задания фараона и сдача, таким образом, экзамена на соответствующую “должность”.
Вместе с ребятами мы определяем минимум знаний, которые должен продемонстрировать египтянин, чтобы стать писцом, и разворачиваем работу по их освоению. Выясняем основные события египетской истории, знакомимся с архитектурными и художественными памятниками Египта, его религией, литературой, жизнью и бытом египтян. Пытаемся понять принципы иероглифического письма и египетской системы счисления. Каждый ученик делает свою большую карту Египта, склеивая ее из заготовленных фрагментов, раскрашивая ее в соответствии с принятыми принципами окраски физических карт, размещая на ней египетские города. Мы стараемся перевести работу максимально в практическую плоскость. Ребята пишут стилизации египетских текстов, решают математические и географические задачи, осваивают палетку для создания копий живописных произведений и математические методы создания египетских орнаментов. Они шьют себе «египетскую» одежду, делают «египетское» оружие, лепят из глины «египетскую» посуду. При этом мы стремимся максимально объединять усилия учителей-предметников, стараясь вообще не определять соответствующие часы как «предмет».
Вся деятельность, необходимая для получения звания писца, фиксируется в специальных зачетных листах, по которым ученик отслеживает свое личное продвижение. Ему в каждый момент понятно, какие работы он выполнил и какие у него еще остались.

Школа на циновках

Наконец наступает момент, когда мы отправляемся в прошлое. Один из школьных кабинетов преображается в помещение «египетской» школы: убирается мебель, расстилаются циновки, и игра начинается.
Школа, как это и положено, раздельная. В первую половину дня в ней учатся девочки, во вторую – мальчики. Все в костюмах, у каждого с собой завтрак, дощечки для письма.
Первый урок – знакомство. Каждый ученик рассказывает о себе, о своих родителях. Затем письмо, математика, чтение и военное дело для мальчиков или этикет для девочек. Мы пишем тростниковыми палочками на черепках и «папирусе», складываем и вычитаем «по-египетски», разучиваем гимны богам, играем в разные игры на переменах. Главная задача для ребят – удержать роль в течение нескольких часов разнообразной деятельности.
Эта игра – сильное эмоциональное переживание, мощное средство формирования своего собственного представления о Древнем Египте.

Экзамен у фараона

Итак, школа закончена, звание писца получено. Теперь участники игры уже не дети – это юноши и девушки, претендующие на занятие определенных должностей при дворе фараона. Наступает пора «квалификационных экзаменов». Чтобы получить право допуска к сдаче экзамена на ту или иную должность, каждый из соискателей должен выполнить некоторые работы. Так, будущие военачальники должны сдать зачет по организации египетской армии и изготовить себе соответствующее оружие, корабельщики – сделать макет египетского судна, земледельцы – разбить план полей и прорастить ячмень или пшеницу, художники – изготовить копию фрески.
Как правило, каждый “юный египтянин” стремится выполнить несколько видов работ, чтобы обеспечить себе возможность выбора, и учителя этому всячески содействуют.
Наконец наступает день экзаменов. «Молодые люди» в костюмах, отличающихся от детских наличием определенных украшений, получают от жрецов задания, расходятся по кабинетам и приступают к их выполнению. Военачальники прокладывают пути войскам и решают задачи на их движение, жрецы разбираются с различными религиозными проблемами, писцы демонстрируют искусство письма и составления текстов, врачи готовят мази и притирания, архитекторы разрабатывают планы усыпальницы фараона и создают ее макет. А затем комиссия жрецов до самого вечера определяет, какие должности соответствуют затраченным усилиям и продемонстрированным достоинствам.
На следующий день наступает кульминация всей игры: прием во дворце фараона и «раздача слонов» в виде официального назначения на должности – от командующего корпусом Ра до начальника нома Антилопы. Это большой праздник с пением гимнов, танцами, наградами.
После праздника события развиваются дальше. Формируются команды, которые по приказу фараона посылаются в сопредельные страны – Вавилонию, Ассирию, Финикию, Хаттуси – с заданием разведать их географические условия, военно-экономический потенциал, ознакомиться с особенностями их религии и культуры, с их научными достижениями и доставить фараону соответствующие сведения, сравнив их с достижениями «родного» Египта. Продолжается образование, продолжается жизнь.

* * *

Вы можете подумать, что наш проект “Образование через проживание культурно-исторических эпох” лишь большая игра с детьми после уроков. Но в том-то и дело, что он не превратился во внеурочную надстройку над школьным расписанием. Он был настоящим учебным процессом только без привычных уроков. И в этом, как нам представляется, состоит его главное достоинство.

Вячеслав ДЕРЖАВИН

...А можно вообще заменить урок путешествием!

И из стен школы для этого выходить вовсе не надо – весь мир уместится в ее классах и коридорах. Ведь для того она и существует

Пристегните ремни!

10 часов утра.
С третьего этажа группками бегут третьеклассники с рюкзаками. В руках какие-то бумаги, удочки, котелки, на шеях бинокли. Последние двое мальчишек несут в мешке настоящий ледоруб. Последуем за этой странной процессией. Проходим по стеклянному переходу, поднимаемся к актовому залу, открываем дверь…
– Разрешите рапортовать: экспедиция в Гималаи в составе 6 человек к вылету готова. Экспедиция имеет все необходимое оборудование.

И вот последние шесть человек предъявляют самодельные загранпаспорта на английском языке и, конечно, с фотографией строгому работнику аэропорта, «в прошлом» учителю истории. Остальные команды уже выясняют отношения с таможенниками-одиннадцатиклассниками, демонстрируя соответствие багажа заявленному в таможенной декларации. Помимо информации на табло (своеобразный чартерный рейс Москва – Дели – Сидней – Санто-Доминго – Лима), звучит объявление на трех языках о предстоящем полете. Погрузка багажа, ожидание, и вот наконец объявляется посадка. Пассажиры не без страха поднимаются по высоченному трапу и попадают в салон, где стюардессы-одиннадцатиклассницы рассаживают всех согласно билетам. Салон самолета образован рядами складных стульев на высокой авансцене при закрытом занавесе, а театральная лестница выглядит как настоящий трап.

Что надо сделать, чтобы насладиться полетом

Мы попали в середину большой образовательной игры «Воображаемое путешествие по миру», длившейся несколько месяцев в 3 классе. Начиналось все с просмотра композиции “Слайды, звуки природы”, которая представила разнообразие природных миров Земли. Потом было послание от научного общества школы с поручением отправиться в воображаемые экспедиции по миру, собрать материал и на его основе сделать музей-зоопарк для школы.
Потом был долгий этап подготовки: делились на команды, выбирали места: Австралию, джунгли Амазонки, Гималаи, Карибское море. Распределяли обязанности в команде, прокладывали маршруты.

И все это вместо уроков!

Если читатель представил себе описанное как некоторое увлекательное для детей «внеклассное мероприятие», он ошибся. И подготовка, и игровое начало «путешествия», и открытие «зоопарка» в конце, и «блуждания в поисках животных» – все это происходило в учебное время, являясь, по сути, образовательным проектом, в котором создаются условия для накопления универсальных и предметных умений.

Джунгли способов учения

Не секрет, что предметные «знания и умения», которые ребенок демонстрирует на уроке, зачастую никак для него с реальной жизнью не связываются. Учебный процесс, организованный по типу целостной жизнедеятельности, помогает органичному переплетению различных предметных линий вокруг реальной проблемы. Это, конечно, предполагает достаточно высокую степень свободы учителя по отношению к учебной программе. Здесь невозможно жесткое поурочное планирование, ибо ткань игры изменчива и вариативна. А планирование, которое есть, происходит в других категориях. Вместо движения в логике предметного материала от темы к теме с четкими учебными целями предполагается движение в логике игрового сюжета от деятельности к деятельности, где каждая представляет собой поле образовательных возможностей. Причем одни возможности «закладываются» в деятельность учителем и наверняка будут реализованы. Другие могут реализоваться в создаваемых условиях, но произойдет ли это и как именно, зависит от конкретной, не планируемой ситуации, которая сложится в игре.
Но есть еще и третий вид образовательных возможностей – те, которые учитель не прогнозировал заранее, но они возникли по ходу дела, и игра позволяет им реализоваться.
Вот пример. По ходу игры каждой экспедиции необходимо было сообщать о своих успехах и приключениях. Учитель планировал использовать эту игровую ситуацию для работы с различными типами текстов. Среди прочего детям нужно было сочинять телеграммы – лаконичные сообщения. Это хорошая возможность поработать над умением выделять и формулировать самую важную информацию, делать это коротко и четко. Это особенно серьезная и сложная задача для детей, которым свойственна многословность, «растекание мыслью». Это возможность успеха в словесной работе для тех детей, кому обычно трудно создавать образные, поэтичные тексты. Итак, учитель планировал работу с телеграммой именно как с текстом. Но когда задание обсуждалось в классе, речь зашла о том, что такое телеграмма, и дети сами вспомнили про азбуку Морзе. Они загорелись желанием овладеть ею, чтобы передавать телеграммы по-настоящему. Так тема получила свое развитие.
В области языка это расширение представлений о языковых системах и использовании символов, а также необходимость анализировать буквенный состав слов, подлежащих шифрованию. Это прекрасно мотивированный тренинг внимания: ведь если отвлечешься, перепутаешь знаки, твою телеграмму не смогут прочесть. Отсюда основание для групповой работы – писать вместе, проверяя друг друга, а потом сообща расшифровывать чужую телеграмму. Еще одна возможность – работа с ритмом.
Телеграммы не только передаются в письменном виде с помощью точек и тире, а выстукиваются, проговариваются в виде ритмической последовательности (та-ти-ти…). А особенно отличившимся предоставляется возможность передать сообщение с помощью своеобразного телеграфного устройства – сломанной музыкальной открытки.
Выходит, что учебный процесс, организованный по типу целостной жизнедеятельности, построенный на основе игр-проектов, делает открытой для ребенка его собственную логику образования. Ведь эта логика вытекает из необходимостей игровой жизни, рождающейся в классе. Тогда у детей есть возможность быть соавторами урока. Им это совсем не просто: видеть контекст, в котором делается отдельное задание, удерживать ближайшие и дальние планы класса, предлагать свои ходы в развитии игры. Но, как нам кажется, постоянная работа в этом направлении, а также обращение к рефлексии необходимы, на это стоит тратить время. Постепенно ребенок учится строить свое образование вместе с учителем, доля самостоятельности растет, проявляются его индивидуальные образовательные цели, стратегии, способы…

Вероника ДЕНИСОВА





Рейтинг@Mail.ru