Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Алла Фонтанова, методист проекта «Основы потребительской культуры», учитель школы № 1741 по основам потребительских знаний, эксперт образовательного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления»

Технология, которая позволяет нам стать другими

Уроки Международной конференции по критическому мышлению, состоявшейся прошлым летом в Венгрии

Три года назад по воле судьбы я стала участницей международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» (РКМЧП). Хорошо помню свое первое впечатление от семинара, где нас обучали американские волонтеры: смесь удивления и восхищения от того, что простые на первый взгляд действия учителя совершенно меняют всю жизнь ученика в классе. Исчезают напряженность и страх, появляется уверенность в собственных силах, в поддержке учителя и других учеников, что позволяет не только спокойно и вдумчиво узнавать новое, но и приобретать опыт и навыки сотрудничества.
А еще я почувствовала вдохновение: помню, меня обуревало непреодолимое желание немедленно отправиться в класс и попробовать работать так же. И очень хотелось рассказать об этом друзьям и коллегам. На некоторое время я стала «страшным» человеком, с которым можно было говорить только на одну тему: о «критическом мышлении».
Чтобы понятнее стало, о чем идет речь, я постараюсь вкратце пояснить, в чем же суть этого образовательного проекта. Идея заключается в том, что не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управляться с этой информацией: как ее искать, как наилучшим образом присваивать, как искать в ней собственный смысл, как применять в жизни. Чрезвычайно важным является развитие умения слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование, видеть в ней не помеху, а помощь для собственного понимания. Для того чтобы обучение было эффективным, работа на уроке организуется принципиально по-другому: ученики не сидят пассивно, снисходительно слушая учителя, они становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, они делятся рассуждениями друг с другом, они читают, пишут, обсуждают прочитанное. Учитель становится своего рода координатором, критерием «истины» является текст.
В основу работы учителя положена так называемая базовая модель, состоящая из трех стадий. Первая стадия – «вызова», во время которой активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Вторая стадия – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – стадия размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Возвращаясь к времени, когда все только начиналось, вспоминаю, как много было восторгов и разочарований. Как часто я и мои коллеги слышали то слова благодарности за новый взгляд на свой опыт, то слова снисхождения и легкого презрения: «В нашем образовании все прекрасно, оно есть и останется лучшим в мире! И если у американцев все так хорошо, то зачем они сюда едут?»
Были и личные разочарования. При проведении занятий со взрослыми я убедилась: работа в технологии РКМЧП очень эффективна, учителям есть что сказать и чем поделиться с другими, они не так зажаты, как дети. С детьми иногда было сложнее: не всегда они хотят высказываться, да и проблем с оформлением своих мыслей в слова у них больше. Но самое главное – привычка. Они привыкли, что учитель на уроке должен объяснять, а тут он заставляет все время что-то делать. Нет, так не пойдет!
Бывало и по-другому: дети высказывали такие зрелые мысли, в обсуждение включались такие молчуны, что просто дух захватывало.
В общем, мыслей было много, а уверенности мало. Уверенности в том, что технология РКМЧП действительно находка и подмога и для учителя, и для ученика.
Я уже говорила, что проект – международный. В основном в нем принимают участие страны Восточной Европы и бывшего Советского Союза (Литва, Латвия и Эстония, Грузия и Азербайджан, Болгария, Чехия, Албания, Хорватия, Киргизия, Казахстан, Молдова и Россия). Этим летом в Венгрии состоялась конференция участников проекта. На нее собрались те, кто по-настоящему увлечен работой; вместе с руководителями проектов разных стран приехали преподаватели и учителя. Все они разделяют идею лучшего образования для детей, видят проблемы существующей системы образования и искренне надеются их преодолеть, потому что знают – как.
Раньше мне казалось, что полезность такого мероприятия, как конференция, весьма сомнительна: собираются разные люди, каждый привез нечто свое, каждый сам по себе что-то рассказывает, и каждый доволен, потому что наконец «опубликовал» свое достижение.
Совсем не то было в Венгрии. Здесь собрались люди, которые делают одно и то же дело, очень увлечены им, очень волнуются и переживают, если не все получается гладко. Как оказалось, у всех нас похожие проблемы: это скука и сложность в обучении, нацеленность на сдачу экзаменов, неумение размышлять, делать выбор и принимать решения. Те сомнения, которые не покидали меня, оказались знакомы и другим людям. И они говорили об этом. Учителя из Чехии честно рассказывали, что планировали создать пары – преподаватель педагогического вуза и учитель школы, которые бы вместе осваивали технологию и применяли ее на практике в классе. Не получилось. Зато удалось привлечь в проект родителей, работающих на радио, и теперь днем по чешскому радио реальные учителя с реальными детьми в студии проводят уроки, которые подготовлены с использованием стратегий РКМЧП. И в студию звонят слушатели, которые хотят узнать, где детей так учат и когда так будут учить всех. Мастерская, которую провели преподаватели из Чехии, была посвящена обсуждению таких вопросов: как быть, если авторитарный учитель применяет стратегии поверхностно, не меняя, по сути, свой стиль преподавания? Так ли уж хороша технология РКМЧП и стоит ли распространять ее повсеместно? Это и есть вопросы, на которые все мы ищем ответы. И каждый из нас принимал участие в обсуждении, организованном учителями из Чехии, приводил свои аргументы, выслушивал оппонентов. Возможность услышать других, сравнить доводы «за» и «против» – это и есть поиск ответа. При этом чешские участники проекта продемонстрировали высокий класс в овладении технологией, работали непринужденно, легко, мастерски, что уже само по себе является сильным аргументом «за».
Школьные учителя из Литвы организовали клуб «Почитатели критического мышления», в котором разработали стратегию и тактику развития своей школы и привлечения к такому развитию других школ.
Албанцы рассматривают школу как сообщество, способствующее изменениям в образовании, привлекая к обучению технологии и учителей, и школьную администрацию, и родителей.
Сама атмосфера доброжелательного внимания и открытости, партнерства, которая присуща и проекту РКМЧП, и конференции в Венгрии, – свидетельство того, что владение технологией и ее применение способствуют созданию такой же атмосферы в классе, в школе, а значит, и в жизни людей.
Я снова ощутила вдохновение, уверенность в значимости того, чем я занимаюсь, веру в будущее развитие и распространение идей критического мышления в образовании. И чем скорее, тем лучше.



Рейтинг@Mail.ru