Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Искра ШЕСТАКОВА, психолог

Это важно – понять свои желания

Профессиональная позиция учителя – это прежде всего осознанность его целей и побуждений: с чем он приходит к детям, что он может им предложить, куда может и хочет с ними идти.
В современной школе традиционная модель уже не работает, да и не может работать: в условиях, когда дети оказываются включенными в разные системы информационных потоков, трансляция определенного набора сведений и фактов становится неэффективной.
Но у школы есть своя уникальность, которую необходимо развивать: там собираются люди, обладающие определенным жизненным опытом, мировоззрением, способами поведения.
Профессиональную позицию можно определить как способность учителя изменяться самому и в то же время помочь измениться ребенку. Для учителя, который постоянно находится в процессе развития, изменения естественны. И если эти изменения оказываются непонятными детям, учитель теряет нить контакта со своими учениками.
Молодому педагогу, только что закончившему педвуз, легко найти общий язык со старшеклассниками. Они почти ровесники: читают общие книги, слушают общую музыку. Но через десять лет им будет гораздо сложнее понять друг друга. Они будут находиться в разных культурах, и дальнейшие взаимоотношения будут во многом зависеть от того, насколько учитель сможет осознать произошедшие в нем изменения.
Личность учителя, как это ни странно звучит, может стать инструментом его работы, точно так же, как личность актера, музыканта, художника. Но этот инструмент должен быть достаточно осознанным: чтобы не чувства и эмоции несли куда-то учителя помимо его воли, а чтобы он понимал свои ценности, особенности и индивидуальность и видел, как это влияет на людей, с которыми он работает. Конечно, в педагогике всегда есть спонтанное, игровое, актерское. Но все-таки вопросы, как устроен мой инструмент, как я могу на нем играть, когда прихожу к детям, остаются определяющими.
Существует ли противоречие между личностью и профессиональной позицией учителя? Наверное, нет: профессиональная позиция напрямую зависит от личностных ценностей и жизненных целей. Другое дело, для того чтобы встретиться со своими истинными желаниями, учителю необходимо преодолеть консерватизм традиционной системы, а это многим дается нелегко.



Рейтинг@Mail.ru