Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №93/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Катя ДЗЮБА

Метод погружения по-американски

Вот так уроки: четыре дня отдыха в горах!

Сейчас уже стало обычным, когда наши ребята учатся за рубежом. Иногда они оказываются там вместе с родителями. И вот мы попросили маму десятилетней Саши рассказать об американской школе, в которой она получает образование.

Приходит как-то раз после школы моя Саша домой и выкладывает из рюкзачка толстую пачку листочков: на, говорит мама, прочти. И пытается объяснить про какую-то поездку всем классом в горы. Я ничего не понимаю и говорю – стоп, давай читать вместе: в английской языковой среде мы живем первый год, и это прекрасный повод поупражняться. Саша вздыхает и тащит толстый словарь, и чем дальше мы продираемся сквозь текст, тем больше я понимаю, что перед нами программа четырехдневного пребывания детей в специальном образовательном центре, который принадлежит нашему городу и имеет весьма любопытную историю. Несколько десятков лет назад один богатый американец, которому принадлежали красивые горы в часе езды от нашего Болдера, завещал создать в тех местах образовательный заповедник, чтобы маленькие горожане могли проникать в красоты и тайны природы не по книжкам, а по-настоящему, чтобы уроки биологии, геологии, географии, истории Америки, а также дружбы и взаимопомощи американцев шли в этом центре ежедневно. Штат Колорадо «взял под козырек», и через два года первые школьники уже вылезали из автобуса на автостоянке перед кемпингом, с любопытством оглядываясь по сторонам.
Стало нам с Сашей интересно, что же это за образовательный центр такой; берет она в руки следующий листочек, а там написаны правила жизни в путешествии по заповеднику, и их обязательно нужно подписать, если ты с ними согласен и хочешь поехать, а есть листочек, который должны подписать папа или мама, что они разрешают своему чаду отправиться в этот зачарованный лес. И еще есть отдельная бумажка для тех родителей, которые в эти дни хотят стать «школьными мамами» – добровольными помощниками руководителей заповедника и учителей. Дети там жили по 6 человек в комнате и один взрослый. Причем потом, когда мы приехали, нам объяснили, что мы не должны говорить детям: идите туда-то – а посмотреть на часы и сказать: дети, сколько времени, где вы сейчас должны быть? Поскольку я тогда плохо говорила по-английски, меня просто дети водили: пошли туда, пошли сюда, и мне и им это так нравилось!
Добровольцев вызвалось 40 родителей на 60 детей, и учительница сказала: поскольку школа это путешествие оплачивает, то, может быть, кто-то останется. Я предложила себя, но мне родители сказали: вы новенькие в нашей школе, поэтому вы обязательно поезжайте. И я поехала с нашим 4–5 классом, у нас разновозрастные классы: 1–2, 2–3, 3–4, 4–5, 5–6, 6–7, 7–8. Но это отдельный разговор.
Наше путешествие началось во вторник и закончилось в пятницу. Ехали на школьном автобусе. Родители на своих машинах везли вещи. У ребят там были такие огромные спальники, какие у нас остались только в армии.
Приехали, выгрузились, тут же к нам подошли директор заповедника и инструкторы. Стали общаться с детьми абсолютно на равных. Поскольку сразу после размещения мы уходили на маршрут, директор стал говорить, что в каждое путешествие надо брать бутылочку с водой, намазаться кремом от комаров.
На маршрутах были очень интересные социальные задания, например, «стена». Полтора часа идем по страшной жаре с тяжеленными рюкзаками, но ребятам заранее сказали, что будет очень интересно и здорово. Наконец дошли. Перед нами стена из абсолютно гладких досок, в два с половиной роста взрослого человека вышиной, наверху такая платформа, стоит инструктор. Ребятам говорят: как хотите, а все 10 человек должны на эту стену влезть. Садитесь, думайте, как вы это будете делать. Причем сначала не подсказывают. Ребята начинают все так живо обсуждать, и только тогда инструктор подсказывает, например: а вы подумали, как последний полезет, а какие могут возникнуть сложности… В нашей группе последним долго не хотел быть никто, пока не вызвался мальчик, очень интеллигентного вида очкарик, который в классе один из самых способных, но очень обидчивый. Сразу лидеры проявились, взаимопомощь, уговаривают друг друга не бояться. Двое мальчишек, далеко не самых сильных, взялись всех подсаживать.
Или вот биологический маршрут: идем к озеру и ловим там всяких водомерок и прочих зверей, так перемазались, что потом еле отмылись. Потому что рассматривать все это озерное богатство под микроскопом в специально оборудованной для этого лаборатории и выполнять задания в той толстой тетради, которую тебе еще в городе дали, лучше, конечно, чистыми руками и не в болотных сапогах. А вообще день так выстраивался: после завтрака учебная активность, потом перекус, потом опять учебная активность, потом обед, еще учебная активность, а после ужина ребята сочиняли и репетировали сценки для прощального вечера: на второй вечер инструкторы приволокли им огромный сундук с театральными костюмами, и начался такой ажиотаж!
Перед сном обязательно полчаса читают: каждый свое, не по программе. Но есть вещи, которые начинают читать в классе, а потом дочитывают дома.
Или геологический маршрут. Там потрясающая слюдяная пещера, к которой ребята идут два часа: заходят в нее, включают фонарики, а она вдруг вся как заблестит! Красивейшая слюда: ее набирают в карманы, пакеты, обсыпают друг друга этой слюдой – столько веселья. А на маршруте, пока шли, инструктор показывал разные геологические породы: гранит и другие. Дети слушали и спрашивали, хотя материал был трудный, и сама девушка-инструктор потом говорила, что она еще не научилась рассказывать детям просто.
А вот на историческом маршруте мы шли к старому дому, который восстановили как он был в ХIХ веке. В этом доме жили предки основателя образовательного заповедника. По нашим меркам, это обыкновенный деревенский дом. Инструктор стал рассказывать: видите, как люди жили: воду носили из ручья и обогревались от печки. Если уж вы попали в ХIХ век, то вот вам сливки, правда, из магазинного пакетика: взбивайте масло, вот мука на полке. Проголодались? Что можно приготовить на плите, которую нужно сначала растопить дровами? Блинчики? Отлично – делайте! Не знаете, как масло взбивать? Вот на бумажке старинный рецепт написан, а вот, кстати, и маслобойка. А мы, взрослые, пойдем погуляем…. Инструкторы все говорили: дети, почувствуйте, как раньше жили. А когда я сказала, что у нас в некоторых деревнях в Сибири сейчас так живут, это была пауза с замерзшими блинчиками во ртах, а потом те, кто проглотил, спросили: действительно? И что, у них нет водопровода? И канализации? И как-то сразу зауважали таких сильных и выносливых сибиряков.
Потом – жизнь знаменитых американских золотоискателей. У дома в ручей специально насыпан золотоносный песок, который можно промывать. И один мальчик намыл за полчаса (он один оказался такой терпеливый) целые три золотые песчинки.



Рейтинг@Mail.ru