Метод погружения по-американски
Вот так уроки: четыре дня отдыха в
горах!
Сейчас уже стало обычным, когда наши
ребята учатся за рубежом. Иногда они оказываются
там вместе с родителями. И вот мы попросили маму
десятилетней Саши рассказать об американской
школе, в которой она получает образование.
Приходит как-то раз после школы моя Саша
домой и выкладывает из рюкзачка толстую пачку
листочков: на, говорит мама, прочти. И пытается
объяснить про какую-то поездку всем классом в
горы. Я ничего не понимаю и говорю – стоп, давай
читать вместе: в английской языковой среде мы
живем первый год, и это прекрасный повод
поупражняться. Саша вздыхает и тащит толстый
словарь, и чем дальше мы продираемся сквозь
текст, тем больше я понимаю, что перед нами
программа четырехдневного пребывания детей в
специальном образовательном центре, который
принадлежит нашему городу и имеет весьма
любопытную историю. Несколько десятков лет назад
один богатый американец, которому принадлежали
красивые горы в часе езды от нашего Болдера,
завещал создать в тех местах образовательный
заповедник, чтобы маленькие горожане могли
проникать в красоты и тайны природы не по
книжкам, а по-настоящему, чтобы уроки биологии,
геологии, географии, истории Америки, а также
дружбы и взаимопомощи американцев шли в этом
центре ежедневно. Штат Колорадо «взял под
козырек», и через два года первые школьники уже
вылезали из автобуса на автостоянке перед
кемпингом, с любопытством оглядываясь по
сторонам.
Стало нам с Сашей интересно, что же это за
образовательный центр такой; берет она в руки
следующий листочек, а там написаны правила жизни
в путешествии по заповеднику, и их обязательно
нужно подписать, если ты с ними согласен и хочешь
поехать, а есть листочек, который должны
подписать папа или мама, что они разрешают своему
чаду отправиться в этот зачарованный лес. И еще
есть отдельная бумажка для тех родителей,
которые в эти дни хотят стать «школьными мамами»
– добровольными помощниками руководителей
заповедника и учителей. Дети там жили по 6 человек
в комнате и один взрослый. Причем потом, когда мы
приехали, нам объяснили, что мы не должны
говорить детям: идите туда-то – а посмотреть на
часы и сказать: дети, сколько времени, где вы
сейчас должны быть? Поскольку я тогда плохо
говорила по-английски, меня просто дети водили:
пошли туда, пошли сюда, и мне и им это так
нравилось!
Добровольцев вызвалось 40 родителей на 60 детей, и
учительница сказала: поскольку школа это
путешествие оплачивает, то, может быть, кто-то
останется. Я предложила себя, но мне родители
сказали: вы новенькие в нашей школе, поэтому вы
обязательно поезжайте. И я поехала с нашим 4–5
классом, у нас разновозрастные классы: 1–2, 2–3,
3–4, 4–5, 5–6, 6–7, 7–8. Но это отдельный разговор.
Наше путешествие началось во вторник и
закончилось в пятницу. Ехали на школьном
автобусе. Родители на своих машинах везли вещи. У
ребят там были такие огромные спальники, какие у
нас остались только в армии.
Приехали, выгрузились, тут же к нам подошли
директор заповедника и инструкторы. Стали
общаться с детьми абсолютно на равных. Поскольку
сразу после размещения мы уходили на маршрут,
директор стал говорить, что в каждое путешествие
надо брать бутылочку с водой, намазаться кремом
от комаров.
На маршрутах были очень интересные социальные
задания, например, «стена». Полтора часа идем по
страшной жаре с тяжеленными рюкзаками, но
ребятам заранее сказали, что будет очень
интересно и здорово. Наконец дошли. Перед нами
стена из абсолютно гладких досок, в два с
половиной роста взрослого человека вышиной,
наверху такая платформа, стоит инструктор.
Ребятам говорят: как хотите, а все 10 человек
должны на эту стену влезть. Садитесь, думайте, как
вы это будете делать. Причем сначала не
подсказывают. Ребята начинают все так живо
обсуждать, и только тогда инструктор
подсказывает, например: а вы подумали, как
последний полезет, а какие могут возникнуть
сложности… В нашей группе последним долго не
хотел быть никто, пока не вызвался мальчик, очень
интеллигентного вида очкарик, который в классе
один из самых способных, но очень обидчивый.
Сразу лидеры проявились, взаимопомощь,
уговаривают друг друга не бояться. Двое
мальчишек, далеко не самых сильных, взялись всех
подсаживать.
Или вот биологический маршрут: идем к озеру и
ловим там всяких водомерок и прочих зверей, так
перемазались, что потом еле отмылись. Потому что
рассматривать все это озерное богатство под
микроскопом в специально оборудованной для
этого лаборатории и выполнять задания в той
толстой тетради, которую тебе еще в городе дали,
лучше, конечно, чистыми руками и не в болотных
сапогах. А вообще день так выстраивался: после
завтрака учебная активность, потом перекус,
потом опять учебная активность, потом обед, еще
учебная активность, а после ужина ребята
сочиняли и репетировали сценки для прощального
вечера: на второй вечер инструкторы приволокли
им огромный сундук с театральными костюмами, и
начался такой ажиотаж!
Перед сном обязательно полчаса читают: каждый
свое, не по программе. Но есть вещи, которые
начинают читать в классе, а потом дочитывают
дома.
Или геологический маршрут. Там потрясающая
слюдяная пещера, к которой ребята идут два часа:
заходят в нее, включают фонарики, а она вдруг вся
как заблестит! Красивейшая слюда: ее набирают в
карманы, пакеты, обсыпают друг друга этой слюдой
– столько веселья. А на маршруте, пока шли,
инструктор показывал разные геологические
породы: гранит и другие. Дети слушали и
спрашивали, хотя материал был трудный, и сама
девушка-инструктор потом говорила, что она еще не
научилась рассказывать детям просто.
А вот на историческом маршруте мы шли к старому
дому, который восстановили как он был в ХIХ веке. В
этом доме жили предки основателя
образовательного заповедника. По нашим меркам,
это обыкновенный деревенский дом. Инструктор
стал рассказывать: видите, как люди жили: воду
носили из ручья и обогревались от печки. Если уж
вы попали в ХIХ век, то вот вам сливки, правда, из
магазинного пакетика: взбивайте масло, вот мука
на полке. Проголодались? Что можно приготовить на
плите, которую нужно сначала растопить дровами?
Блинчики? Отлично – делайте! Не знаете, как масло
взбивать? Вот на бумажке старинный рецепт
написан, а вот, кстати, и маслобойка. А мы,
взрослые, пойдем погуляем…. Инструкторы все
говорили: дети, почувствуйте, как раньше жили. А
когда я сказала, что у нас в некоторых деревнях в
Сибири сейчас так живут, это была пауза с
замерзшими блинчиками во ртах, а потом те, кто
проглотил, спросили: действительно? И что, у них
нет водопровода? И канализации? И как-то сразу
зауважали таких сильных и выносливых сибиряков.
Потом – жизнь знаменитых американских
золотоискателей. У дома в ручей специально
насыпан золотоносный песок, который можно
промывать. И один мальчик намыл за полчаса (он
один оказался такой терпеливый) целые три
золотые песчинки.
|