Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Педагогические путешествия
с Анатолием Цирульниковым

Шофер Саша из Пряжинского района Карелии рассказывал, что за медвежью берлогу финны дают джип, а наши крутые – две-три тысячи в условных единицах. Берлога, естественно, не пустая. У Саши есть пара таких (от медвежьего дыхания снег подтаивает), и он за ними присматривает. Технология такова: находишь берлогу, приводишь покупателей, те постучат лопатой, разбудят хозяина, он вылезет, его из ружья «бух!» – и вот тебе джип. Джип дают! Так у них вся деревня, говорит Саша, в лесу – народ ищет. В местной газете печатают объявления: «Куплю берлогу».
С другой стороны, в той же Пряже есть предприниматели Зайцевы. Один, говорят, еще молодо-зелено. Другой живет в Петрозаводске, а третий в Пряже. Мне показывали его довольно скромный домик, вовсе не за железобетонной стеной. Работает у Зайцевых в лесном производстве человек четыреста. Относятся местные к братьям-предпринимателям нормально. На их средства в районе ремонтируются школы, проводятся праздники и строится (почти уже готова) замечательная деревянная церковь в Пряже, напротив избы с резным балкончиком, сохранившейся со столыпинских времен.
Глядя на Пряжу, думаешь: все же жизнь поднимается потихоньку. Подняться быстро, в один момент, она не может, но все же, чувствуется, поднимается, а не опускается. Еще бы с пяток лет устраивали разборки между ветвями власти, бабахали друг в друга, переделывали гимны, лишь бы не очень лезли на Святозеро, глядишь, жизнь бы и наладилась. Не по макроэкономической схеме. Не по Марксу и не по Грефу, а каким-то своим, жизни присущим способом. Собственными извилинами.
Матросы – лесной поселок, если по трассе едешь – мимо проедешь, ничего особенного. Народ работает в основном в психиатрической больнице (местное «градообразующее предприятие», с которым связывают будущее). Школа маленькая, девятилетка, заехали сюда с молодой заведующей роно Татьяной Сеппянен, детсад встретил с песней. В Матросы съехались руководители маленьких школ, их у Татьяны Павловны немного, и учителя собираются попеременно то в одной школе, то в другой, чтобы сложился круг общения. Так, без лишнего шума, внедряется одна из идей программы развития карельского образования – «магнитная школа», притягивающая к себе малокомплектные и малочисленные. Что это такое в точности, сказать пока трудно. Есть что-то от старой опорной школы. И от нового образовательного центра волости, учебно-методической лаборатории, сельского фонда взаимопомощи. К сельским «магнитным школам», которых, по словам министра образования Карелии Г.А.Разбивной, планируется создать более шестидесяти, подберут в пару столько же городских (продвинутых) из малых городов Кондопога, Костомукша, Сортавала, Сегежа, Кемь, Питкяранта – школы в них станут открытыми институтами, народными университетами для села. Венец всему – находящийся под патронажем главы местного самоуправления межволостной образовательный центр («центральная школа») – с районной библиотекой, разного рода службами, районным попечительским советом и фондом развития образования. Все это вместе с народными чтениями, народным домом, восстанавливаемым в Карелии бытом, съездом крепких крестьянских хозяйств может стать, по мысли министра, системой «дополнительного питания» сельской школы.
Что же, страна большая: тут думают, как дать школе дополнительное питание, а там – как перекрыть кислород. Вырубить свет... Это я по поводу вынашиваемого очередными кремлевскими мечтателями нового плана ГОЭЛРО – реструктуризации и оптимизации сети школ страны за счет закрытия сельских. Отношение к этому плану у заведующей Пряжинским роно Татьяны Сеппянен таково: «Надо оптимизировать не сеть, – говорит она, – как можно ее оптимизировать через леса, озера, болота, а надо оптимизировать управление».
Говоря по-другому, то, что помещается в головах некоторых стратегов, политиков и управленцев. Иначе вместе со школой в Матросах пропадет этот сказочный заснеженный лес и некому будет любоваться бурными порогами Шуи, где водится лосось, сиг и хариус.
Нет, если жизнь и поднимется, то каким-то другим манером. Может быть, за счет деревни Киндасово, которая наподобие болгарского Габрово является местным центром юмора и сатиры. Издавна тут живут бабки и деды – хранители анекдотов. В советское время деды находились в андеграунде, а теперь ежегодно летом в деревне Киндасово устраивается фольклорный праздник. Предприниматели Зайцевы выделяют премии самому веселому человеку края: среди них – баня и машина навоза. Устраивают «тропу неожиданностей»: например, едущих на праздник по дороге в Киндасово бесплатно поят пивом, а потом из леса выходит инспектор ГАИ и просит подуть в трубку.
Понятное дело, это не гимн Советского Союза. И здесь не испытываешь законного чувства гордости за страну. Но и чувства стыда тоже не испытываешь. Жизнь складывается из деревни анекдотов, поднимающейся церкви Зайцевых и школы Сеппянен, бегущей, вьющейся вдоль озера нитки – разматываемой пряжи...



Рейтинг@Mail.ru