Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Вера ЕМЕЛЬЯНОВА:

«Cодержание образования 12-летней школы должно быть кардинально пересмотрено»

Вера Емельянова окончила Псковский государственный педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. Шестнадцать лет работала в школе № 15, в 1991 году ставшей первым в Пскове гуманитарным лицеем: старшей пионервожатой, учителем, организатором внеклассной работы, директором. В 1994 году назначена на должность первого заместителя начальника областного управления образования, курирует вопросы содержания общего образования, инновационной деятельности. С 1997 года – начальник Главного управления образования. Заслуженный учитель России. Из рук президента Бориса Ельцина получила медаль Пушкина.
Готовит к защите диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Программно-целевой метод управления региональной системой образования».

Что сразу приходит на ум, когда слышишь про Псковскую область? Самый молодой губернатор в России, победивший в 1996 году под флагами ЛДПР. Сейчас, правда, г-н Михайлов из «сокола Жириновского» переквалифицировался в «медведя», что, наверное, и помогло ему 12 ноября переизбраться на второй срок. Победа вышла не очень убедительной: 37-летний глава области набрал всего 28 процентов голосов от числа участвовавших в голосовании, или 15 процентов от общего числа избирателей. Так или иначе, противники, переусердствовавшие в «черном пиаре», посрамлены, и курс прежней администрации будет продолжен. Что представляет собой этот курс применительно к системе образования региона? С такого вопроса началась наша встреча с начальником Главного управления общего и профессионального образования администрации Псковской области Верой ЕМЕЛЬЯНОВОЙ, состоявшаяся буквально на следующий день после выборов.

– Вера Васильевна, какими успехами в решении экономических проблем образования может похвастаться администрация Евгения Михайлова?
– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вначале обрисовать социально-экономическую ситуацию в области на момент прихода новой команды четыре года назад. Если в среднем по России к середине 90-х промышленное производство упало в два раза, то на Псковщине имел место четырехкратный спад. Это было связано прежде всего с тем, что в регионе находилось много предприятий ВПК, по которым кризис ударил наиболее сильно. На момент моего вступления в должность 1 апреля 1997 года задолженность только по зарплате учителям достигала 70 млн рублей! Первые недели моей работы в новом качестве были заняты решением вопросов прекращения акций протеста: голодовок, забастовок, массовых невыходов на работу. И на сегодня у нас практически нет задолженности по заработной плате.
– Вызванный тем, что Москва стала давать вам больше денег?..
– Не совсем. С 1998 года темпы экономического роста Псковской области по ряду направлений выше, чем в среднем по России, что незамедлительно сказалось на состоянии системы образования. Совместно с областным управлением ГО и ЧС мы составили серьезную четырехлетнюю программу по капитальному ремонту и реставрации учебных заведений, которая уже дает свои результаты. 22 учреждения образования в обновленном виде открыли свои двери для псковских детей. Это позволило освободить некоторые средства на муниципальном уровне, и совсем недавно в Великолукском районе открылась школа, полностью отреставрированная за счет местного бюджета. Три года назад такое было невозможно – тогда решались только вопросы выживания.
На протяжении последних четырех лет мы постоянно увеличивали долю расходов на образование в консолидированном бюджете: 21%, 21,2%, 22,2%, 22,4%. Сейчас у нас есть возможность подойти к цифре на 3% выше – 25% в 2000 году! Поэтому в проект бюджета-2001 мы закладываем средства по многим позициям – ремонту, учебникам, школьной мебели, компьютерам (20 млн рублей). Если федеральное Министерство образования сдержит обещание своего долевого участия в компьютеризации школ, это позволит нам в следующем году приобрести сто компьютерных классов. Хотя, конечно, проблема здесь не только в приобретении техники, но и в подготовке кадров, разработке программного обеспечения, создании локальных сетей…
– А как обстоят дела с учительской зарплатой?
– Средняя заработная плата в отрасли образования по Российской Федерации составляет 780 рублей, в Псковской области – 768 (в прошлом году – 680 рублей). Средняя зарплата собственно педагогических работников школ и школ-интернатов в 1999 году у нас составляла 931 рубль, а в этому году – 1236 рублей. Здесь есть одна очень существенная проблема: разница между разрядами Единой тарифной сетки достаточно велика, и начинающий учитель получает всего 300–400 рублей – из-за этого мы теряем колоссальное количество молодых квалифицированных педагогов, имеем дефицит кадров по престижным специальностям, особенно в сельской школе (у нас чуть больше 200 вакантных должностей). На мой взгляд, правительству необходимо изменить механизм начисления заработной платы, чтобы учитывались заслуги учителя не только по стажу, но и по качеству его работы.
Но мы не собираемся пассивно ждать инициатив сверху: сегодня ситуация в Псковской области позволяет нам планировать повышение зарплаты отдельным категориям педагогических работников. Прежде всего мы должны позаботиться об учителях, которые имеют самые низкие квалификационные разряды – 7, 8, 9-й, – о педагогах начальной школы (их ставка должна быть не 20, а 18 часов, как у всех учителей). Мы думаем и о поддержке учителей-мужчин, которых на сегодня в школе осталось совсем немного… Необходимо также ввести обязательную доплату к отпуску – так называемый санаторно-курортный оклад – всем учителям. Все перечисленное – первые шаги на 2001 год, которые мы можем и предполагаем сделать.
Нельзя забывать и про муниципальный уровень поддержки учительства: ведь школа у нас муниципальная! И мне кажется, что у глав городов и районов есть вполне серьезный резерв, который пока не использован в полной мере. Один из таких резервов – надтарифный фонд, далеко не в каждом районе составляющий 25 процентов от фонда оплаты труда. Именно муниципалитеты должны в первую очередь гасить долги по книгоиздательским пособиям и коммунальным льготам для сельских учителей. Простой пример: Себежский район Псковской области никогда не имел вообще никаких долгов перед учителями, хотя он не богаче других. Поэтому я убеждена: если мы на всех уровнях управления будем серьезное внимание уделять повышению учительского благосостояния, проблема постепенно будет решена.
– Не планируете ли вы по примеру Самарской области перейти на нормативное финансирование системы образования?
– Пока мы имеем в Псковской области систему финансирования образовательной отрасли «от сложившегося». Мы разрабатывали свой норматив, наш экономист входит в группу разработчиков норматива на федеральном уровне, но вводить нормативное финансирование пока не торопимся: это нельзя сделать формально, в одночасье. Нормативное финансирование, если к нему отнестись серьезно, произведет настоящую революцию в бюджете, позволит упорядочить расходы и использовать имеющиеся средства более эффективно. Но при этом будут и потери – это тоже надо понимать: малокомплектные школы не впишутся ни в какой норматив, и оптимизация сети станет неизбежной.
Реально этот процесс уже идет. За последние восемь лет 20% сельских школ у нас реорганизованы путем слияния в основные, средние; создаются комплексы школа – сад, школа – филиал профучилища, школа – клуб (на селе активно используют возможности интеграции всех социально-культурных учреждений – дома культуры, сельские библиотеки и т.д.)
Сейчас мы готовимся к переходу на нормативное финансирование: 98 процентов учреждений образования уже получили статус юридического лица. Правда, свои бухгалтерии есть пока далеко не у всех, но мы стремимся к этому, и даже детские сады сегодня активно обзаводятся собственными бухгалтерами. Меня очень беспокоит в этой связи, что в области медленно реализуется указ президента о создании попечительских советов. Мы предприняли много усилий на организационном уровне, издали даже специальное методическое пособие «Попечительские советы как орган общественного управления», но пока эффект от всех этих усилий не столь велик, как нам бы хотелось.
– А другая составляющая «самарской модели» – централизация средств на образование – вас не соблазняет?
– Самарская схема не может быть введена волевым порядком в том или ином регионе: здесь нужен определенный запас ресурсов. У нас в 1996 году была попытка перевести один район на централизованное финансирование, но в итоге оправдалось математическое правило: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. На мой взгляд, интереснее не экономическая, а политическая сторона самарского опыта: в этой ситуации государственные органы управления образованием могут реально управлять содержанием образования, осуществлять контроль за качеством. Ведь это банальная истина: кто платит, тот и заказывает музыку… У нас рядом пример Эстонии: там государство обеспечивает заработную плату и начисления во все фонды, а содержание школ лежит на местных администрациях.
– Сейчас в некоторых регионах – той же Самаре, Карелии – создают образовательные округа, объединяющие несколько территорий с разным уровнем экономического и образовательного потенциалов…
– Задачу создания таких округов мы пока не ставим. Я думаю, что отношения межмуниципального взаимодействия должны развиваться через учебные заведения, которые имеют межмуниципальное значение – например, учреждения дополнительного или начального профессионального образования. А нарезать какие-то образовательные округа административно – это, на мой взгляд, из самый эффективный путь. Нужно исходить из реальных потребностей, из ситуации на местах: интеграция должна органически вырастать снизу, а не навязываться сверху.
– Насколько мне известно, 82% школ Псковской области – сельские, среди них много малокомплектных. Какова ваша стратегия в решении проблемы сельских школ?
– Сейчас в ряде районов апробируется модель адаптивной системы образования. Ее суть в том, чтобы на базе районной школы (или нескольких сильных школ) создать условия для развития самых разных образовательных программ, организовать пришкольные интернаты и плотно работать с сельскими школами. Так, в Великолукском районе созданы два субмуниципальных округа, центрами которых являются две полные средние школы с высоким уровнем преподавания, имеющие свои интернаты. А в Псковском районе пошли еще дальше и часть малокомплектных школ просто подвели под юрисдикцию полной средней – на правах филиалов. Это дает и экономический эффект: один директор на четыре школы. Вот вам инструмент оптимизации сети сельских школ. Но здесь нужна серьезная подготовка, чтобы создать нормальные условия в пришкольных интернатах. Кстати, мы обнаружили, что родители часто требуют, чтобы их ребенка-первоклассника учили не в малокомплектной начальной школе, а возили в среднюю: они прекрасно понимают, что там возможностей для его развития намного больше. Вообще же к новой структуре сельских школ мы придем, по моим подсчетам, где-то к 2004 году.

– Серьезное ухудшение здоровья детей стало уже, кажется, проблемой национального масштаба. Какие меры предпринимаются руководством Псковской области, чтобы уменьшить ее остроту?
– Во-первых, нам удалось в целом решить проблему питания детей. Когда средства на питание поступали непосредственно на места, их часто не хватало для приобретения всех необходимых продуктов. Сейчас всеми поставками продовольствия в области занимается государственное унитарное предприятие «Псковпрод», которое обеспечивает централизованные поставки продуктов питания в учреждения образования, соцзащиты, здравоохранения. Поскольку эта работа началась не так давно, здесь есть ряд изержек, в первую очередь затратность: многие продукты учреждениям выгоднее приобретать на местах, а не получать из Пскова. Поэтому нам сегодня нужно приблизить средства, выделяемые на питание, к непосредственному получателю, задействовав те предприятия, которые есть в каждом районе. Еще один путь – развитие собственных подсобных хозяйств образовательных учреждений. Для этого мы должны не эксплуатировать энтузиазм педагогов, а компенсировать их затраты, оставляя учреждениям сэкономленные ими средства.
Во-вторых, не секрет, что наибольший процент заболеваний школьников связан с нарушениями осанки и ослаблением зрения. В этом году губернатор поручил нам найти такую модель школьной мебели, которая была бы наиболее эффективной для сохранения здоровья детей. В итоге мы остановились на модели парты с откидной крышкой и фиксированным сиденьем – так называемой парты Эрисмана, которая проходила очень серьезную экспертизу еще в дореволюционной России и, по мнению ученых, в четыре раза повышала эффективность профилактики нарушений зрения и осанки. На сегодня мы оснастили этими партами около 400 классов по всей области. Если идея себя оправдает, будем думать, как удешевить производство таких парт, привлекать производственные ресурсы наших профучилищ.
Далее. Все инновационные учреждения, где учебная нагрузка на детей превышает уровень массовой школы, перешли на шестидневную неделю. Будем рассматривать вопрос об увеличении числа уроков физкультуры в каждом образовательном учреждении. Мы поставили задачу создания медкабинетов или фельдшерских пунктов в каждом учреждении, в каждой районной школе – стоматологического кабинета. Если раньше средств на ежегодный медосмотр отпускалось недостаточно, то задача этого года – каждый ребенок в каждой школе должен быть обследован надлежащим образом. Это дорогостоящая процедура, но сегодня она обязательно должна быть проведена…
– Псковская область является порубежным регионом, граничит с Эстонией, Латвией, Белоруссией. Очевидно, образование не может остаться в стороне от международного сотрудничества?
– Если говорить о сотрудничестве со странами Прибалтики, то здесь на нас лежит ответственность за сохранение русской диаспоры в этих государствах. Мы предоставляем свои площадки для повышения квалификации учителей русскоязычных школ – начальных классов, русского языка и литературы. Одновременно мы развиваем и преподавание эстонского языка в школах Псковской области. С другой стороны, мы сотрудничаем и в плане обмена опытом: Эстония имеет сейчас свой опыт развития образования, который для нас очень интересен, в частности по проблемам двенадцатилетнего образования.
У нас есть и серьезные наработки по сотрудничеству с западными странами – по линии ЮНЕСКО, через различные фонды. В частности, сейчас идет большой проект по профессиональному образованию, одно из его направлений – профориентационная работа и технологическая подготовка в школе. Другой проект – создание новых специальностей в рамках направления «коррекционная педагогика». Благодаря этому проекту оказалось возможным создание центра раннего вмешательства «Призма», занимающегося прежде всего детьми с глубокими умственными нарушениями, которые раньше оказывались вообще за бортом системы образования.
– Не могу не спросить, как вы относитесь к предложениям федерального министерства по реформе образования?
– На мой взгляд, эти предложения сегодня вполне оправданны – как ситуацией в стране, так и положением дел в самой образовательной отрасли. Реализация основных направлений модернизации системы образования, обозначенных в программе правительства, позволит нам решить многие накопившиеся проблемы. Мы должны сегодня сознаться в том, что качество образования у нас оставляет желать лучшего. Можно сколько угодно хвалиться результатами международных олимпиад – но снижение уровня массовой школы остается очевидным фактом. Есть категория детей, которые не хотят учиться, и они оказались вне школы; есть категория детей, которые страдают очень серьезными проблемами здоровья. Поэтому нужны эффективные меры, которые эти проблемы могли бы разрешить.
– Вы имеете в виду переход на двенадцатилетку?
– Да. Мы должны понимать, что если уже все развитые страны живут в условиях 12 – 13-летней школы, то это не случайно! С другой стороны, повышение требований к качеству образования неизбежно ведет к повышению нагрузки на учащихся, и без увеличения срока обучения тут никак не обойтись. Кроме того, нельзя забывать и о том, что в условиях демографического спада мы получаем возможность сохранить квалифицированные кадры, которые в противном случае уйдут из системы образования.
Конечно, есть и ряд нерешенных вопросов. Прежде всего это содержание образования 12-летней школы, которое должно быть сейчас кардинально пересмотрено: если мы просто растянем десятилетнюю программу на двенадцать лет, это будет огромной ошибкой! Есть и социально-политическая проблема: а будет ли предоставлена возможность всем желающим окончить двенадцатилетку или основная масса детей станет покидать школу после 10 класса? В последнем случае мы можем просто потерять общий уровень образования населения на много лет вперед, что в нынешних условиях равносильно катастрофе. Есть и проблема, связанная с призывом в армию…
Я думаю, что мы должны серьезно поработать на уровне подготовки общественного сознания к тому, что переход на двенадцатилетнее обучение неизбежен. Но главное – решить обозначенные стратегические проблемы: без этого введение двенадцатилетки было бы чистой авантюрой.
– В вопросе о введении единого экзамена вы также поддерживаете министерство?
– Главный аргумент за единый экзамен – огромная разница между требованиями школьной программы и требованиями вузов, предъявляемыми к абитуриентам. Здесь основной вопрос – как будет организован этот экзамен и что будет вкладываться в его содержание. Ведь это же колоссально повышает ответственность школ: представьте себе, диплом сельской школы является билетом в МГУ! И это тоже нельзя решить однозначно «вдруг»… Второй вопрос – это урегулирование отношений выпускников школ, которые прошли через единый экзамен, и вузов, в которые они подадут документы. Очевидно, это должно быть тесно увязано с введением ГИФО – государственных именных финансовых обязательств…
– Есть еще одна проблема, на которую центр и регионы обычно смотрят по-разному – судьба системы начального профессионального образования…
– Эта проблема связана с проблемой межбюджетных отношений: если государство предполагает передать профучилища в собственность регионов, необходимо пропорционально перераспределить бюджетные потоки, причем не только текущие выплаты, но средства в счет погашения той огромной задолженности по коммунальным платежам, которую имеет система начпрофа на сегодня. Действительно, региону виднее, сколько готовить швей, поваров, строителей. Но в настоящее время в ряде областей, и в том числе Псковской, экономическая ситуация такова, что, если вопрос о передаче училищ будет решен волевым порядком без надлежащей подготовки, мы будем вынуждены закрыть часть таких учреждений. А ведь сам институт начпрофа сейчас наполовину, если не больше, выполняет функции социальной поддержки молодежи! Собственно говоря, и мировая практика показывает, что в условиях кризиса общества сама система образования является защитной функцией: обществу дешевле учить детей, нежели предоставить их самим себе, а потом решать те социальные проблемы, которые неизбежно возникнут…
Мы уже готовимся к тому, чтобы принять систему начпрофа в региональную собственность: три года подряд в областном бюджете закладывалась отдельная строчка на целевую программу поддержки профессионального образования. Финансировали мы три позиции: обеспечение топливом, поддержка зданий и сооружений и решение ряда социальных вопросов. Поэтому наши профучилища уже почувствовали, что область в них заинтересована…
– А как вы оцениваете региональную политику Министерства образования?
– На мой взгляд, пока у министерства есть только Управление региональной образовательной политики – самой такой политики я еще не вижу. Мы стараемся разговаривать с министерством на эту тему, и министр положительно реагирует на все наши предложения. У нас есть соглашение между администрацией области и федеральным образовательным ведомством – оно помогает решать ряд вопросов. Ежегодно мы планируем формы сотрудничества: какие конференции, семинары будем проводить совместно. Но, мягко говоря, хотелось бы большего и лучшего.

Беседовал Сергей ПОЛЯКОВ



Рейтинг@Mail.ru