Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Алла МИХАЙЛОВА

Как одеть шансонетку?

Выставка костюмов Светланы Логофет расположилась в Театральном салоне знаменитого “Дома Ермоловой” на Тверском бульваре (филиал Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина). Однако хозяйка этого дома великая русская трагическая актриса Мария Николаевна Ермолова вряд ли согласилась бы выйти на сцену Малого театра в костюме “от Логофет”. “Упаси Боже, – зашептали бы ермоловские приживалки, – ведь мадам Логофет одевает шансонеток...”

Да, Логофет одевает тех, кого раньше с оттенком легкого презрения называли шансонетками, а ныне подобострастно именуют звездами эстрад, королями шоу, – делает костюмы для оперетты и многое другое. И делает все это с изяществом и шиком. Согласитесь, шик в легком жанре просто необходим. Особенно когда добывается он не за счет дороговизны тканей или обилия блесток, а элегантностью кроя, точным подбором контрастирующих и взаимодополняющих цветов и фактур, умением подчеркнуть выгодные для артиста особенности фигуры и скрыть “огрехи природы”. То есть открыть то, что нужно, и прикрыть то, что не нужно (“нужного” в легком жанре, естественно, побольше, чем в других). И понять, каким хочет предстать артист перед зрителем. Несколько лет С.Логофет оформляла шоу-программы и концертные номера Валерия Леонтьева и в полной мере продемонстрировала это понимание, придавая ему эстетическую огранку. Важна и способность художника тонко и одновременно броско стилизовать костюм под ту эпоху, которую требует зрелище. И, разумеется, фантазия и вкус. Наверное, именно в эстраде, оперетте, комедии вкус особенно дорог...
В искусстве костюма крайне важно высокое качество исполнения. Мало придумать и нарисовать интересный костюмный образ, надо еще добиться, чтобы на сцене он смотрелся не хуже, чем в эскизе, чтобы артисту было в нем удобно и ловко работать. А путь от эскиза до готового костюма сегодня ох как непрост. Светлана Логофет не щадит времени на авторский надзор – поездки по мастерским, где изготавливают костюмы, споры с мастерицами, примерки с актерами (особенно с актрисами). Ее сила в том, что, предлагая то или иное решение, она знает, как его выполнить. Прекрасно чувствует выразительные возможности ткани, постоянно ищет новые нетрадиционные материалы, в совершенстве знает технологию. И все равно времени и сил на авторский надзор уходит уйма, особенно если в спектакле более 100 костюмов, как, например, в “Холопке” (Московский театр оперетты).

Декорации к “Холопке” создавал Владимир Арефьев, который и пригласил Светлану “одеть” спектакль, заранее решив, что он-то сделает корректный, исторически точный фон, а царить на сцене будут костюмы. Так и получилось. Вообще для художника по костюмам очень важно точно договориться с автором сценографии о том, какую именно роль будут играть костюмы в данной постановке. Пока Светлане Логофет это удается, а работала она с такими известными художниками, как Сергей Бархин, Март Китаев, тот же Арефьев, который вообще-то костюмы к своим спектаклям всегда делает сам.
Но сегодня в мировой практике обозначилась тенденция разделения функций художника по костюмам и сценографа. Немало сценографов отдают ныне костюм в другие руки, тогда как раньше декорация и костюмы всегда делались одним и тем же автором. Что ж, время специализации... Сегодня многие директора театров, продюсеры считают, что именно хорошие костюмы – залог успеха спектакля. И при постоянной нехватке финансов предпочитают 90 процентов средств тратить именно на них и приглашать специалистов. Это наблюдается, не говоря уже о шоу-бизнесе, в балете, в опере, частично в драме. Фоновые световые задники и костюмы, костюмы, костюмы. В связи с этим требования к костюму и повышаются, и изменяются. Растет сумма знаний и умений, требуемых от их художников. Они обязаны следить за модой и трансформировать ее в своих созданиях. Костюм теперь необыкновенно зависит от линии, его автору надо знать крой и следить за новациями в этой области, быть абсолютным знатоком всех тонкостей технологии исполнения. Конечно же, он обязан великолепно знать историю стилей и уметь виртуозно организовывать симбиоз современной моды и исторического костюма. А характеристика персонажа – психологическая, социальная, историческая? И, разумеется, никто не отменял закона художественной целостности спектакля, органической связи сценографии и костюма. При всем при том, что в каждую следующую эпоху этот закон меняет внешние формы своего проявления.
Надо сказать, что российский современный театр обладает плеядой выдающихся мастеров этой сферы. Мария Данилова, Татьяна Глебова, Светлана Калинина, Павел Каплевич, Ольга Резниченко, Ксения Шимановская, Ирина Чередникова... Обладая яркими творческими индивидуальностями, все они являются подлинными “хранителями огня” отечественной школы театрального костюма.
Светлану Логофет обычно причисляют к этой плеяде. Она окончила Московское художественно-промышленное училище и Школу-студию при МХАТе. И за почти 30 лет работы приобрела огромный опыт, будучи человеком невероятно трудолюбивым и постоянно самообучающимся. Она неизменная участница всех наших больших и малых театральных выставок, но такой серьезный, развернутый показ своих работ устроила впервые.
На выставке зритель встречается с хорошими рисунками, эффектными эскизами, готовыми костюмами на манекенах, фотографиями костюмированных персонажей из различных спектаклей, с образцами тканей, из которых костюмы сделаны, и даже с процессом одевания артиста. Нет, не в натуральном виде, а на планшетах к спектаклю МТЮЗа “Зрителям смотреть воспрещается”, где легким и уверенным штрихом Логофет показывает превращения современных мужчин и женщин в театральных персонажей наполеоновских времен. Этап за этапом, слой за слоем, со всеми “секретными” приспособлениями, которых не должен видеть зритель.
Но он вправе знать, кто и как это делает. Потому и идет на выставку костюмов Светланы Логофет.

Костюмы и эскизы
Светланы ЛОГОФЕТ



Рейтинг@Mail.ru