Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Профобразование требует
профессионалов

В Чувашии по системе начального профессионального образования можно судить об общих чертах нынешнего российского образования. Присущие ему проблемы – производные от экономических реформ. Но, конечно, есть и свои региональные особенности.
Комплекс бывших ПТУ насчитывает 32 профессиональных учреждения. Три из них имеют статус лицеев, остальные пребывают в ранге училищ. В их стенах обучаются ныне шестнадцать тысяч воспитанников. Здесь гордятся тем, что за последние годы не сократили ни одного места.
Причем это высокое внимание в нынешнем году заметно усилилось. Серьезнее подходить к болевым точкам начального профессионального образования заставляет меняющаяся экономическая ситуация. Промышленность Чувашии оживает и сталкивается с последствиями продолжительного экономического спада. А именно: за это время квалифицированные рабочие и специалисты давно разбежались с промышленных гигантов в поисках лучшей доли. К росту объемов производства кадровые службы оказались не готовы.
Как следствие многие предприятия начали испытывать нехватку в работниках. Обивают пороги профессиональных училищ с просьбой направить им недоучившихся молодых людей и увеличить набор. Скажем, мощнейшее в республике акционерное общество «Чебоксарский завод промышленных тракторов» готово хоть сейчас взять пятьсот станочников. Профессиональные училища №19 и №23, которые традиционно работали с «Промтрактором», сразу, естественно, не в силах удовлетворить такой спрос.
Электроаппаратный завод и акционерное общество «ЧПЗ-Элара» попросили профессиональный лицей № 1 увеличить план приема на тридцать человек. Это образовательное учреждение, в частности, готовит высококлассных рабочих в области электроники. «ЧПЗ-Элара» из своих средств даже назначило каждому учащемуся стипендию в размере двух минимальных зарплат.
С другой стороны, в некоторых училищах ныне наблюдается сокращение учащихся по причине демографических проблем и миграции населения. Например, в училище №13 в Порецком районе контрольные цифры приема составляют чуть более трехсот человек, а смогли набрать лишь двести. Похожая картина и в Алатырском районе. Причем в этих районах проживает преимущественно русское население. Выходит, демографический кризис, результаты которого должны затронуть российскую образовательную систему через несколько лет, здесь ощущают уже сейчас.
Республиканская система начального профессионального образования пережила перепрофилирование училищ с целью большей адаптации к потребностям рынка рабочей силы. Так, в 1993 году выпуск учащихся для непроизводственной сферы – обслуживания, торговли, общественного питания – составлял двадцать процентов от всех окончивших учреждения НПО. В 1999 году этот показатель увеличился до сорока процентов.
Пытаются наладить интеграцию со средней школой. Если проследить уровень образования поступающих в профессиональные училища, то четко прослеживается тенденция повышения образовательного уровня. В 1993 году среди подавших заявления 44 процента окончили полный курс общеобразовательной школы, 51 процент поступали на базе девяти классов, пять процентов не имели даже неполного среднего образования.
По итогам 1999 года число учащихся после одиннадцатилетки выросло до 58 процентов. Возросший интерес одиннадцатиклассников к профучилищам скорее объясняется сложностями получения высшего образования и трудоустройства, нежели усилившейся популярностью людей с рабочей жилкой.
Определенную роль в выборе профессиональных училищ выпускниками школ играет институт учебно-производственных комбинатов. Он сохранен, но не повсеместно. В девятых классах ученикам раз в две недели после школьных занятий четыре часа преподают основы ремесла.
Скажем, в первую четверть это медицинская подготовка, во вторую – дошкольное воспитание, в третью – машинопись, в четвертую – швейное дело. В десятом-одиннадцатом классах занятия в том же объеме идут по одной из этих специальностей плюс менеджмент. Правда, при дифференцированной системе обучения в старших классах занятия в УПК заменяют на уроки труда в стенах школы, поскольку у ребят из профильных классов и без того перегруженные программы.
Думается, представляет интерес, на какие отрасли промышленности приходится работать сегодня училищам. Иначе говоря, на что ориентируются вчерашние выпускники средних школ. В структуре подготовки по отраслям за последние шесть лет произошли некоторые изменения. Они прямо отражают особенности российской и чувашской экономики.
Так, значительный спад в машиностроении республики обернулся значительным сокращением численности выпускников для этой отрасли. В 1999 году по сравнению с 1993 годом их подготовили почти вдвое меньше. В Чувашии традиционно мощная строительная индустрия, и продолжают много строить. Количество рабочих, подготовленных для строительства, увеличилось почти на тридцать процентов.
Легкая промышленность переживала трудные времена. Некогда одно из крупнейших в Европе предприятий – Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат – было на грани банкротства. Численность выпускников для отрасли сократилась на треть. Не лучшие годы для сельского хозяйства обернулись уменьшением подготовленных НПО кадров на семнадцать процентов.
В общей массе выпускников доля учащихся для сельского хозяйства практически не изменилась. Количество строителей увеличилось на двенадцать процентов, тогда как текстильщиков упало на четыре процента, а машиностроителей – на все восемь.
Материально-техническая база училищ, понятно, оставляет желать лучшего. Например, во время посещения новочебоксарского ПУ №15 делегация Международного банка реконструкции и развития была поражена, узнав, что современных рабочих здесь готовят на сварочной аппаратуре 1970 года выпуска. При решении вопросов материально-технического обеспечения большинству училищ приходится проявлять собственную инициативу.
Скажем, внебюджетные поступления составляют около сорока процентов от суммы выделяемых бюджетных средств. В первом полугодии нынешнего года от собственной предпринимательской деятельности училища заработали 2,2 миллиона рублей, еще 3,5 миллиона внебюджетных рублей пришли как целевые средства. Таким образом, за шесть месяцев 2000 года доходы от внебюджетной деятельности 32 училищ составили 5,7 миллиона рублей. За весь прошлый год эта цифра была 10,9 миллиона.
Во многом благодаря такому деловому подходу училища самостоятельно смогли нынче выделить 2,5 миллиона рублей для капитального ремонта из внебюджетных средств. Еще 4,2 миллиона на эти цели и 1,55 миллиона для приобретения новой техники пришли от федерального министерства.
В целом о состоянии материально-технической базы училищ, думается, красноречиво свидетельствуют следующие факты. 84 процента из всех имеющихся в училищах автомобилей находятся в эксплуатации более десяти лет. У тракторов этот показатель еще больше – 88 процентов. 89 процентов зерноуборочных комбайнов и 86 процентов сельскохозяйственных машин, находящихся на вооружении НПО, куплены еще до 1990 года.
За последний десяток лет приобрели лишь 19 процентов металлообрабатывающих станков и 18 – по обработке дерева. По сварочному оборудованию этот показатель – 17 процентов. Несколько лучше обстоят дела с торговым и швейным оборудованием. 75 и 54 процента соответственно имеют срок давности более десяти лет.
Уровень оснащенности оборудованием на основе информационных технологий тоже не удовлетворяет. Ныне в системе начального профессионального образования республики сосредоточено сто единиц компьютерной техники и десять – оргтехники. Тогда как потребности в первой оценивают в 450 единиц, второй – в 72 единицы.
Книжный фонд училищных библиотек за последние несколько лет сократился с 710 тысяч экземпляров в 1995 году до 666 тысяч – в 1999-м. Численность пользователей при этом практически не изменилась. В результате число выданных книг в среднем на одного учащегося за эти же годы сократилось с 16,3 до 12,0 экземпляра. Правда, в минувшем году заметно увеличились поступления новой учебной литературы. Причем как общеобразовательной, так и профессиональной. Всего 5,3 тысячи экземпляров.
По итогам прошлого года расходы на содержание одного учащегося НПО в среднем по республике составили 3801 рубль.
На этом фоне за 1996–2000 годы выросла доля выпускников с отличием. Если 1996/97 и 1997/98 учебные годы с отличием заканчивали порядка десяти процентов учащихся, то в 1998/99 и 1999/2000-м – шестнадцать и тринадцать процентов соответственно. Словом, несмотря на недостаточную оснащенность фондами, качество преподавания сохраняется.
Но здесь следует подчеркнуть, что речь идет именно о бюджетных образовательных учреждениях, поскольку множество открывшихся всевозможных негосударственных курсов зачастую не обеспечивает должное качество. Лучше всего с этой проблемой знакомы работодатели и сотрудники центров занятости. По их мнению, на многих платных курсах в погоне за длинным рублем упускают из виду должное качество подготовки.
Поэтому в республике немало сторонников ужесточения существующего порядка лицензирования образовательной деятельности. По их мнению, несовершенство кроется в том, что собственно программы обучения не являются объектом лицензирования. Выдача лицензий во многом сводится к проверке соответствия санитарно-гигиеническим нормам. В связи с этим необходимо также привлекать в лицензионные комиссии самих работодателей с тем, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Скажем, занимающийся вопросами кадров на промышленном гиганте – акционерном обществе «Промтрактор» Вячеслав Нестеров прямо предлагает выставлять выпускникам разряды только с подачи работодателей. Строить отношения между училищами и производством на договорной основе, где четко расписывались бы обязанности сторон.
Естественно, что качество обучения в государственной системе начального профессионального образования обеспечивается прежде всего наличием квалифицированного преподавательского состава. Из 1460 работников более 93 процентов имеют высшее и среднее профессиональное образование. Около семи процентов мастеров производственного обучения и пяти – преподавателей специальных дисциплин ежегодно проходят курсы повышения квалификации.
К сожалению, невысокая оплата труда и прочие факторы обуславливают нарастание оттока кадров из системы НПО, их все большую феминизацию. За последние три года количество молодых преподавателей в системе НПО практически не прибавилось. Многие эксперты констатируют факт профессионального истощения мастеров. Обучение новым, востребованным рынком профессиям требует иного сознания, опыта и навыков.
Для решения этой проблемы разработан цикл специальных семинаров. Министерство образования рекомендовало ввести в штат психологов и методистов, использовать опыт других регионов. Решили вести целенаправленную подготовку заместителей директоров.
Изучение новейшего педагогико-технологического опыта тормозится тем, что не удалось осуществить интеграцию науки в систему начального профессионального обучения. Есть огромная потребность в создании базы для инновационных работ.
По мнению президента Академии наук республики Ильи Илларионова, сегодняшний вал проблем в образовании навязывает проигрышную логику. Недавняя запущенность профобразования является следствием провозглашенного и однобоко поданного тезиса гуманизации образования. Этот перекос ощущается в системе общеобразовательной школы, чувствуется еще острее в НПО. Результат – острая нехватка высококвалифицированных специалистов-рабочих. Начавшийся рост промышленности грозит еще более обострить проблему отсутствия таких кадров.
Главная причина, по которой выпускники профучилищ и квалифицированные рабочие не идут на производство, – низкая зарплата. Тот же тракторный завод, заявивший о потребности в пятистах станочниках, может предложить зарплату от силы в полторы тысячи рублей. Но ладно, если эту зарплату выплачивают живыми деньгами. Например, новочебоксарский завод «Стройдеталь» тоже ищет рабочих. Но кто сюда пойдет, если за последние десять лет выдачу живых денег здесь можно по пальцам пересчитать?
Поэтому определенная часть выпускников вынуждена искать приложения усилий совсем в иных сферах либо вставать на биржу труда. Так, количество зарегистрированных безработных с начальным профессиональным образованием в общей массе безработных имеет тенденцию к увеличению. В 1996 году их доля составляла 14,5 процента от всех зарегистрированных. На первое января 2000 года этот показатель составлял уже 20 процентов. Доля выпускников системы НПО в массе всех выпускников изменилась меньше. В 1996 году она равнялась 7,1 процента, в прошлом году – 8,1 процента.
По мнению экспертов, в республике отсутствуют прогнозные исследования развития местного рынка труда. Ведь, чтобы повысить процент трудоустроенных выпускников, иначе говоря, эффективность работы профучилищ, необходимо четко знать не только нынешние потребности этого рынка, но и тенденции развития. Словом, без более тесных отношений с работодателями педагогическим коллективам учреждений начального профессионального образования не обойтись.
Поэтому на прошедшей в конце сентября республиканской научно-практической конференции «Стратегические направления развития региональной системы начального профессионального образования» ее участники сформулировали квинтэссенцию первоочередных шагов по реабилитации системы НПО. Различным ведомствам и организациям, причастным к начальному профобразованию, рекомендовали следующее.
Во-первых, министерствам экономики и труда Чувашии оформить государственный заказ на подготовку рабочих и специалистов на предстоящий период до 2010 года исходя из потребностей республики в кадровых ресурсах.
Во-вторых, Министерству образования Чувашии решить вопрос о создании регионального совета по НПО при правительстве республики; обеспечить оптимизацию сети учреждений НПО; совершенствовать систему мониторинга качества профессиональной подготовки рабочих, специалистов; принять меры по интеграции науки и начального профессионального образования; расширить ресурсную поддержку республиканского Центра творчества учащихся и работников профессионального образования; сформировать экономические механизмы обеспечения учреждений образования финансовыми и материально-техническими ресурсами.
В-третьих, республиканскому Институту образования совершенствовать систему повышения квалификации руководителей и инженерно-педагогических работников учреждений НПО; рассмотреть вопрос об открытии опытно-экспериментальных площадок на базе учреждений НПО.
В-четвертых, руководителям образовательных учреждений продолжить работу над реализацией Федеральной программы развития образования Российской Федерации на 2001–2005 годы; разработать концепцию развития образовательного учреждения; обеспечить соблюдение требований образовательных стандартов по предметам и профессиям; постоянно расширять перечень и сферы образовательных услуг по подготовке и переподготовке квалифицированных рабочих и специалистов; обеспечить регулярное проведение общественно значимых воспитательных мероприятий; создать необходимые условия для социальной защиты учащихся, их трудовой занятости, оздоровления и отдыха в каникулярное время.
Судя по всему, пожелания не останутся только на бумаге. С 16 октября в Чувашии получил практическое воплощение проект модульного обучения преподавателей НПО с использованием шотландского опыта. Этот зарубежный опыт уже не первый год развивают у себя соседи-нижегородцы. Они и открыли подобный центр в Чувашии. Ожидается, что обучающиеся здесь преподаватели познакомятся с современными технологиями образовательного процесса. Того процесса, который обеспечивает подготовку конкурентоспособных выпускников, владеющих навыками работы в среде информационных технологий, быстро адаптирующихся к изменчивому рынку труда. Первый выпуск состоится в мае будущего года.

Вячеслав ЕФИМОВ



Рейтинг@Mail.ru