Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

С 20 по 29 октября в Москве проходил фестиваль «Авторская школа “Эврика”»

ПРЕДСТАВЛЯЮ СВОЮ ШКОЛУ

Поразительно: сколько бы ни критиковали учителей за своеволие, за стремление вести педагогическую работу иначе, чем это принято в нашей строгой системе, – они не сдаются. А иногда собираются вместе, горячо обсуждают свои идеи, спорят, требуют внимания и поддержки. Мы предоставили страницу газеты руководителям школ и образовательных учреждений, которые в этот раз с особенным энтузиазмом, как нам показалось, рассказывали о себе и представляли свои проекты или отчитывались о сделанном. Наши журналистские перья писали сами собой, и мы отчетливо понимали, что, какие бы аттестационные штормы и бури ни обрушились на этих учителей, как бы ни пытались построить их всех в одинаковые шеренги, эвриканские школы обязательно выстоят. И мы еще услышим немало добрых, восхищенных слов об авторах этих удивительных образовательных проектов, их отважных школах, замечательных учениках и учителях.

Урок всегда выигрывает в пересказе друзей!

У нас обычная маленькая школа на окраине промышленного городка. Триста детей, все друг друга знают, пятнадцать человек в классе. Проблемы те же, что и у всех. Главная среди них – отсутствие интереса к учению. Пока маленькие – еще учатся нормально год-два, а потом качество знаний все ниже и ниже. Мы много лет пытались усилить детскую мотивацию к учению, но, чтобы давать качественный результат, учитель вынужден был превращаться в курицу-наседку – сажать вокруг себя детей и без конца растолковывать параграфы учебника. А повседневная практика показывала, что мимолетное объяснение приятеля ребенок запоминает гораздо лучше. И тогда взрослые решили: пусть ученик превратится на время в учителя. Так в учебный процесс (правда, пока только во второй половине дня) была введена методика коллективного способа обучения (КСО), придуманная в двадцатых годах нынешнего столетия Александром Григорьевичем Ривиным. От воспитателя требуется, чтобы он только организовал работу групп, а не вел всех за собой. Первое, с чего начинается работа, – ребята делятся на группы примерно по пять человек. Каждый выбирает, чем будет заниматься: кто-то – литературой, кто-то – историей, кто-то – математикой. Если в предметной группе собираются ребята из разных классов, – каждый делает свое задание. А потом спрашивают друг друга, проверяя, кто что понял. Дальше происходит то, что Ривин называл организованным диалогом. Один представитель от группы сообщает свое знание, приобретенное в математике, другой группе, например географической. А они в обмен – свое. Так все группы делятся информацией друг с другом. Для того чтобы было легче объяснять, ребята составляют конспекты своих выступлений. А у воспитателя есть специальная тетрадь, в которой фиксируются продвижение каждого ребенка в освоении материала, скорость и объем работы. А потом, после приготовленного таким образом домашнего задания и спортивного часа, каждый занимается любимым делом в одном из многочисленных школьных клубов. Два раза в неделю все собираются вместе на дискуссионные собрания, где каждый высказывает свое отношение к какой-нибудь возникшей проблеме. Воспитатель вместе со всеми садится в круг, но никогда его слово не бывает решающим.
Сейчас постепенно к взаимному обучению подключаются ученики начальной школы, спрашивая, например, друг у друга таблицу умножения или диктуя и проверяя словарные диктанты. Пока по утрам проходят обычные уроки. Но новая ситуация начинает влиять и на учебный процесс первой половины дня. Например, не все получают одно задание на дом от учителя, а каждый ученик выполняет свое.
Пытаемся ли мы распространить эти идеи на жизнь всей школы? Конечно, только мы не хотим никого приводить к свободе выбора и сотрудничеству административным порядком. Пусть остальные учителя сами решат жить так, понаблюдав работу коллег. Мы не хотим никого переламывать. Так или иначе, в классах все равно происходит индивидуальная, групповая, парная работа детей. А это значит, что каждый день мы немного продвигаемся к цели.

Ханафи Гулиев,
директор средней школы № 2
г. Тырныауз, Кабардино-Балкария

Говорит и показывает... учебник

В нашей начальной школе мы составили очень интересные компьютерные программы-тренажеры для учеников. Идут они во время обычных уроков – никакой специальной информатики. Очень хотим – и у нас начинает получаться, – чтобы в среднюю школу ребята переходили, овладев необходимыми навыками с помощью этих наших компьютерных тренажеров. И ребята, например, таблицу умножения запоминают намного лучше, даже те, кто учится в коррекционных классах. Контрольные работы стали делать за 20–25 минут вместо 45.
Компьютерные программы, как правило, построены по принципу “говорящий и показывающий учебник”. Наши программы создавал человек, который и программист, и преподаватель одновременно. Посмотришь на программы – ничего особенного. А все дело в их точечном эффекте, направленном на формирование и оттачивание учебного навыка.

Лариса КРАСКОВА и
Радик ГУБАЙДУЛИН
г. Пермь, школа № 30

Профессиональный и жизненный выбор начинается с серьезного дела

У нашего центра очень интересное происхождение, потому что ведем мы свою родословную от А.С.Макаренко. Дело в том, что завод фотоаппаратов ФЭД, созданный трудами Антона Семеновича и его сподвижников, на котором в 30-е годы работали коммунары, производя современнейшую для того времени фототехнику, в годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в наш город Бердск. В 1946 году на его базе был создан радиозавод, и мамы, папы, бабушки, дедушки современных учеников танцевали под звуки музыки, раздававшейся из динамиков наших “вег” и “рекордов”. Так вот наш центр образования, который совмещает в себе школу, УПК и городскую психолого-педагогическую службу, считает себя в первую очередь наследником той экономической, производственной культуры, которую в 30-е годы начинали разворачивать в стране А.С.Макаренко и его команда. Я вообще считаю, что Антон Семенович опередил свое время на 100 лет, может быть, сейчас ему было бы интересно закрутить новое дело.
Будете смеяться, но, честное слово, сегодня мы – монополисты-полиграфисты Новосибирской области по производству папок и раскладушек. Бердские и новосибирские модницы носили этим летом исключительно наши шляпки. Причем мы не ждем никаких заказов школьному производству – их никогда не будут давать. Просто мы поставляем на рынок конкурентоспособную продукцию. Это принцип, который применим и к нашему производству светотехники.
Мы сейчас все больше уходим от профориентации ученика – а начинали ведь как обычный УПК, созданный на базе радиозавода, – в профессиональное и жизненное самоопределение подростка. Психологи отмечают, что у наших выпускников уже нет комплекса зажатости и непонимания того, что с ними будет дальше. Наши ребята все больше становятся бойцами, которые хотят, способны и умеют осуществлять свой жизненный выбор. Мы считаем, что каждый из них в нашей школе может утвердиться в желании браться за дело, в умении делать дело и, главное, доводить его до социально значимого результата. Вот сейчас мы и работаем над тем, что называем образовательной обстановкой, в которой такие личности могут выращиваться.

Александр КИРИЛИН,
генеральный директор
центра образования “Пеликан”
г. Бердск, Новосибирская область

Наш проект “Человек” начинается с интереса ребенка к миру и к себе

Базис культуры у ребенка формируется в дошкольном возрасте. Сухомлинский говорил, что мы учим ребенка всему: получается, он знает все об Африке и ничего о себе. Рефлексия: кто я? как я оцениваю свой поступок? Этому важно постепенно начинать учить уже в дошкольном возрасте.
Для ребенка существует целостная картина мира. И в нашем проекте “Человек” мы стараемся создать в детском саду такие условия, чтобы эта картина не разрушалась, не растаскивалась по разным предметам и занятиям с их узкими целями, а чтобы она, начинаясь с удивления маленького человека, переходила в осознанный интерес к миру и к себе, а потом в деятельность, направленную на самосовершенствование.

Ольга МАРИМЬЯНИНОВА,
старший преподаватель кафедры
дошкольного образования г. Барнаул

Мы учим не только детей, но и родителей

Наш Коткозерский сельский социокультурный центр включает в себя общеобразовательную школу, музыкальную, эстетическую, спортивную, производственное хозяйство, информационный центр, этнокультурный центр и центр социальной помощи семье и детям. В селе существует непрерывный цикл образования: в детский сад принимаем детей с полутора лет, и практически с этого возраста и в течение всей жизни человек имеет возможность пополнять и расширять свое образование в нашем центре.
В конце 80-х годов мы поняли, что возникла потребность в образовании родителей, чтобы они лучше понимали проблемы школы и своих детей. Начали мы с того, что изучили образовательные потребности взрослых и стали обучать их культурным формам ведения сельского хозяйства: нашли людей в Финляндии, которые согласились приехать и учить наших односельчан сажать картофель, например.
Затем мы поняли, что многим родителям не хватает психологических знаний, что в селе необходимо место для встреч и общения. Взрослые стали приходить в школу, чтобы проводить свободное время, занимаясь ткачеством, вязанием, компьютером. Потом мы предложили родителям изучать языки: карельский, финский, английский. Следующим шагом были разнообразные оздоровительные курсы и занятия с взрослыми различными видами спорта.
За годы существования школы мы приглашали многих специалистов по образованию взрослых и из России, и из европейских стран, чтобы они обучали родителей наших учеников тем предметам и видам деятельности, в которых возникает потребность.
А сейчас мы понимаем, что наша главная задача в том, чтобы научить школьных педагогов работать со взрослыми. Потому что многие наши учителя-предметники, отработав утром с детьми, проводят во второй половине дня курсы и занятия с их родителями. А школа действительно стала центром культурной и общественной жизни в селе, тем местом, куда приходят люди самого разного возраста, чтобы удовлетворить свои культурные и образовательные потребности, разрешить социальные и семейные проблемы, интересно и с пользой провести свободное время.
Но в последнее время мы не ограничиваемся масштабом одного села, а становимся региональной образовательной организацией: в этом году, например, провели курсы для учителей района по биологии, химии, экологии.

Наталья Алешина,
директор Коткозерского сельского
социокультурного центра

Немецкий язык как родной?
А он и вправду родной

В нашем крае живут много людей, для которых родной язык – немецкий. И мы задумали и стали готовить учителей немецкого языка как родного, а не иностранного. А это разные вещи. У нас 130 тысяч российских немцев. Мы хотим сохранять и развивать их культуру, чтобы учителя были мощными носителями языка, традиций, обычаев немецкого народа и могли вести исследовательскую работу, направленную на раскрытие и развитие культуры российских немцев.

Надежда КЛЕНОВА
Алтайский край



Рейтинг@Mail.ru