Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2000

Первая тетрадь. Политика образования

"...Обстоятельства жизни нам могут быть продиктованы. Но образ жизни внутри этих обстоятельств зависит от нас..."

Мария АМФИЛОХИЕВА
С.-Петербург

Статьи А.Адамского о школе будоражат, но чувствуешь себя бабочкой, бьющейся о стекло керосиновой лампы, – бессилие пробиться к огню и боль ожогов.
Почитаешь и думаешь: ну да, школа наша зашла куда-то не туда. Особенно, как это ни странно звучит, в последние годы, с тех пор как утратился стержень воспитательной работы, на котором все и вертелось.
Советская школа была непомерно идеологизированной, но в то же время много занималась собственной педагогикой – воспитанием учеников. Гораздо больше, чем средняя школа сегодняшнего дня. Да, и тогда готовили к поступлению в вузы, и тогда “вытягивали” медалистов, и тогда сдавали экзамены (кстати, в большем количестве, чем нынешние выпускники). Но главным было иное.
Можно сколько угодно ругать пионерскую и комсомольскую организации, но школьная жизнь в этих формах при умных и неравнодушных к детям руководителях кипела ключом.
Вспоминаю, сколько было пропущено уроков ради подготовки к сборам, ради поездок и соревнований. Вспомнить приятно. Прогуливаешь, но при этом не ощущаешь себя преступником. В моей родной школе возможность таких пропусков предоставлялась как награда, как знак поощрения и доверия. “Мы надеемся, – говорили нам, – что это не отразится на успеваемости”. И как старательно мы учили пропущенные темы самостоятельно! Доверие надо было оправдать. Вероятно, это был один из лучших методических приемов нашей школьной администрации. Что-то очень важное при этом воспитывалось. И школа воспринималась не только как место, где учат уроки: она была многогранником, где учебная работа – лишь одна грань жизни.
Кстати, в институте было то же самое. Мы, литфаковцы конца 70-х, безнадежно “идеологически испорченные” общением с литературой не только разрешенной, но и самиздатовской, комсомольские лозунги не принимали особенно всерьез. Зато выпускали стенгазеты, читали лекции, играли на сцене, занимались спортом, и все это не слишком задумываясь о своей “комсомольской активности” – просто жили увлеченно и творчески. А если наши увлечения заносились в графы комплексных планов и отчетов, то это было привычным и раздражало не слишком. Жить было интересно, и подготовка к экзаменам никогда не считалась чем-то самым-самым главным.
Сейчас, мне кажется, жизнь в учебных заведениях стала однобокой. В классы приходят учиться – и как будто бы всё. Конечно, проходят вечера и дискотеки, кавээны и турслеты, но представляются эти мероприятия одинокими рифами в океане учебных будней. Не хочу обидеть тех энтузиастов, которые нарушают общую картину, – я не об исключениях. А в целом скучновато. От однообразия начинается морская болезнь – кто-то засыпает, кого-то тошнит. И что нам предлагают? Растянуть эту тоску на 12 лет?
Между тем растягивать курсы изучения наук, очевидно, вредно. Если мне требуется изучить какой-то предмет – я не стану принимать его в день по чайной ложке, а устрою себе курс “интенсивной терапии”. Конечно, какая-то база для этого должна быть, но не состоящая из загромождающих память блоков-сведений. Можно изучать язык в школе 7 лет и не знать его, а появится потребность – за два месяца на курсах освоишь гораздо больше.
А вообще 12 или 8 лет, школа, лицей, училище – это вторично. Главное, чтобы система образования не делала из собственно образовательных дисциплин фетиша. Школа – не подготовка к жизни. Школа – этап жизни, причем очень важный, острый, искрометный. Учеба – лишь часть ее.
С другой стороны, наша ошибка в том, что многие подсознательно считают, будто учеба (а в дальнейшем и работа) – это не настоящая жизнь, а плата за нее, средство к существованию. Просто гибельная позиция, если учесть, что в учебе и на работе мы проводим по крайней мере треть отпущенного нам времени. Другую треть – неизбежно спим. Остается слишком мало.
Вот этому надо научить каждого – от ученика до пожилого чиновника – пониманию, что живем мы все время, каждую секунду и когда находимся в стенах школы – тоже. Обстоятельства жизни нам могут быть продиктованы. Но образ жизни внутри этих обстоятельств зависит от нас, от нашего отношения к тому, что мы делаем. Вот об этом надо говорить и спорить, а не о количестве лет, учебных предметов и экзаменов!



Рейтинг@Mail.ru