Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Обязательно пробовать,
но если не нравится – отказываться

Казалось бы, правило очевидное. Но, ничего не имея против, когда дело касается нас самих, мы почему-то неохотно разрешаем пользоваться им нашим детям

Этот вечный страх – ребенок ходит голодным! Ест не то, не так и не тогда, когда мы считаем правильным и полезным. Накормить во что бы то ни стало! Обхитрить, переупрямить, поднажать...
А между тем в природе нет такого живого существа, которое можно было бы накормить насильно. Ни одного. Кроме человеческого детеныша. Ну не парадокс ли?..

Ирина Ли. В одной книжке нашла описание насильной кормежки с точки зрения ребенка: «…Может ли быть на свете что-нибудь ужаснее еды? Передо мною тарелка каши, котлета, гренки, какие-то кружочки из творога и сметаны, бутерброды с колбасой и сыром, нарезанные тоже мелко, кубиками, чтобы удобнее было забрасывать мне в рот, когда я зазеваюсь, – съесть всю эту гору нет никакой возможности. Я запихиваю за щеку ложку каши, кусок котлеты и застываю, подперев голову ладонью. Это не упрямство и не капризы – я действительно не могу проглотить ни кусочка, так сухо во рту.
– Жуй, жуй, жуй! Не сиди как истукан – жуй!
Я принимаюсь лениво перекатывать во рту этот ком глины, и понемногу он начинает рассасываться, я чувствую, что теперь, кажется, можно приоткрыть рот, глотнуть свежего воздуха. Я открываю, и – хлоп! – кусок творога влетает мне чуть ли не в самое горло. Эта пытка тянется целый час». Кому не знакома такая картина? Когда дочка была совсем маленькой (кормилась грудью), я, начитавшись всяких умных книжек и журналов для продвинутых родителей, твердо решила, что не буду своего ребенка заставлять есть: не хочет – не надо. Но как же чуть позже было трудно претворить эту идею на практике! Чего греха таить, несколько раз в порыве родительского усердия (а вернее, бессилия) запихивала кашу в бедного ребенка. Понимаю, что нельзя так делать. Но иногда так входишь в раж, что невозможно остановиться. Потом, глядя на ревущую дочку, расстраивалась страшно и снова зарекалась: больше никогда... Как с собой справиться?
Ирина Хоменко. Желание накормить во что бы то ни стало из той же оперы, что и одеть ребенка потеплее (исходя из собственных представлений о терморегуляции), заставить заниматься музыкой (культурно образовывать!) и тому подобное. Подумайте, хорошо ли от этого самому ребенку. Человек ест столько, сколько ему требуется в данный момент – не больше и не меньше. В природе не существует ни одного животного, которое можно было бы заставить есть насильно. Ни одного. Кроме человеческих детенышей. Ну не парадокс ли?
Поделюсь опытом. Мы ребенка есть насильно не заставляли. Никогда – с самого рождения. Свекровь была в ужасе от “ненормальных” родителей (“а еще образованные!”), так как на наших глазах прямо-таки изводила свою внучку (шестилетнюю племянницу моего мужа) принудительной кормежкой. Чего только она с ней не делала: и угрозы, и уговаривания, и наказания, и лишения... Но в то же время если ребенок хоть что-нибудь просил поесть (как правило, это были конфетки-шоколадки-мороженое), то вся семья радовалась: пусть хоть так питается. Кстати, девочка была живая и общительная (с нами), а бабушку игнорировала и командовала ею как только могла: то “приготовь, поем”, то “я не хочу, передумала”.
Естественно, ни о каком полноценном питании и развитии речи быть не могло: вся жизнь ее зависела от еды (“пока не поешь, не пойдешь гулять”, “не будешь есть – не разрешу пригласить подружку” и т.д.). В нашей же семье (особенно когда мы разъехались с родственниками) подобных проблем вообще не возникало. Мы раз и навсегда решили следовать правилам:
1. Завтраки, обеды и ужины готовятся для всех, но личное дело каждого, хочет он в этот момент есть или нет. Если не хочет – ждет следующего принятия пищи. Отрывать других людей от дела, когда тебе вдруг захотелось поесть, некрасиво, надо уважать чужое время. (Для ребенка двухлетнего возраста иногда специально немножко сдвигали время еды – садились за стол пораньше. Главное, чтобы он понял сам принцип.)
2. В перерывах – никаких отдельно приготовленных блюд, “докармливания” по желанию отказавшегося от обеда. Никаких конфет и печенья. Зато овощи, фрукты и соки – в неограниченном количестве.
3. Естественно, меню всегда оговаривалось заранее с учетом пожеланий всех членов семьи. Приготовление обеда также сопровождалось участием ребенка – ведь так интересно попробовать, что там у нас всех получилось?
4. Если пища новая, то всегда настаивали на том, чтобы ребенок “попробовал, а не понравится – не ешь!”. Здесь момент чисто психологический – заранее отказываясь от чего-то неизвестного, малыш начинает бояться всего нового, и его адаптивные способности не развиваются.
5. Ребенок из-за стола мог встать в любой момент и уйти по своим делам, если он наелся или не хочет какого-то блюда. Например, частая ситуация: поест первое и десерт, а второе пропускает. Ничего страшного! В следующий раз, бывало, и от десерта отказывался, так как наедался второго.
6. Никогда не торопили ребенка с едой, но и не позволяли сидеть “до посинения”. Обычно дети “тянут резину”, когда не хотят что-либо есть, а если принуждения нет, то кто ж будет отнимать у себя свое собственное время – у малыша столько разных дел!
Такая “питательная” политика значительно облегчила дальнейшую жизнь нашему ребенку, когда он оказался в детском саду, школе, когда жил в чужих семьях во время обучения иностранному языку за границей. В садике мы сразу попросили не заставлять его есть. Но здесь был один побочный эффект – остальные дети, родители которых такого разрешения воспитателям не давали, тоже пытались отвоевать свое право не есть, если не хочется. Бедные воспитатели!
Еда вообще проблема не кулинарная, а психологическая. Мне кажется, ребенок должен понимать, что его пищевые интересы не могут быть приоритетными в семье, потому что семья – это сообщество людей, которые должны учитывать потребности друг друга. Например, мы никогда не говорили вслух, что “фрукты (или клубника) – только для ребенка”, хотя, естественно, старались съесть поменьше. Вкусности мы делили поровну на всех, и ребенок очень скоро привык, что взрослые люди тоже любят мороженое и ягоды. Это дало свои плоды: сейчас сын всегда спросит, прежде чем съесть одно оставшееся пирожное, а все ли уже попробовали. (В отличие от мужа, который может съесть что угодно не задумываясь! Вот так его воспитали в детстве: все лучшее – ребенку, то есть ему!)
Поэтому проблема еды – это еще и проблема ценностная, а многие мамочки не всегда об этом помнят.

По материалам сайта “7я”
(http:// www.7ya.ru)



Рейтинг@Mail.ru