Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

“Кто меня слышит, улыбнитесь соседу”

Взрослые любят играть так же, как и дети. Только время и условности им не позволяют. Вячеслав Букатов и Мария Ганькина провели мастер-класс, показывающий, что урок – прекрасное игровое пространство, дающее взрослым и детям возможность учиться, развлекаться, открывать себя и друг друга.
Разминка. Первым делом устанавливали контакт и доброжелательные отношения. Задание: связаться глазами с каким-нибудь соседом, помахать ручкой. Договориться глазами с другим соседом, поздороваться, познакомиться, поменяться с ним местами. Обстановка сразу стала неофициальной, возникало некоторое замешательство, улыбки, разговоры.
Присутствующие получили по фрагменту фотографии типа «пазл». Нужно было найти «своих», у которых части твоей картинки, чтобы получилось целое. Так собирается команда, рассаживается вокруг стола.
Один человек от каждой команды идет за заданием, сдавая при этом свой фрагмент картинки. В конверте предложение, из которого следует выбрать слово, которое может стать названием команды. Вот что получилось: «Игра», «Познание», «Опыт», «Исток», «Действие» и даже непонятное «Почти».
Новые посыльные, новое задание. Нужно написать действия, которые производились сегодня на мастер-классе, затем выбрать из них три глагола, неожиданных для педагогики. Все вспоминают, что делали – хлопали, встречались, перемещались…
Неожиданным для педагогики оказалось вот что: переноска стульев, наступание на ноги, приход к общему решению, невербальное общение. Также упомянули такие действия: пробираться, мучиться, смеяться, надеяться и даже щелкнуть!
И происходит неожиданное: предложено поменяться учебниками! Вот вам и эксперты. Музыкантам досталась физика! Это сделано, чтобы было интереснее – разбираться в предмете, который ты не очень знаешь.
Команда делится на две подгруппы, учебников-то два. Какие узкие места могут быть по теме с тридцатой страницы? Под «узким» подразумевается момент, когда ученику или учителю будет скучно или неясно. Задача: с помощью неожиданных для педагогики действий придумать игровое разъяснение заковыристого места. Подсказка «Игровой неотложки»: также можно использовать действия из предложенной учителем книжки. А там такие глаголы: выбивать, хлестать, ударять, рубить, перерезать, хватать. Активные, даже агрессивные.
Шум стоит неимоверный. Только голос учителя тихо повторяет: «Кто меня слышит, хлопните два раза. Кто меня слышит, погладьте соседа по плечу. Кто меня слышит, улыбнитесь другому соседу (смех). Кто меня слышит, посмотрите в потолок». Так Букатов одновременно с игрой дает урок, как привлечь внимание.
И в эти моменты у каждого в голове мысль: а ведь можно еще придумать и это, и то…
Наверное, в этом и состоит задача урока: не показать нечто увлекательное, что можно скопировать и перенести в класс, а расшевелить мысль, фантазию, дать понять, что возможности велики. То, что делает Вячеслав Михайлович, можно назвать так: снятие привычных ограничений. Мастер-класс Букатова и Ганькиной – это урок свободы, поиска. Настоящий учительский «вольный пилотаж».

Светлана ПОПОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru