Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Попробуйте изменить отношение к ребенку

В небольшой аудитории, где выступали Виктор Кириллович Зарецкий и Маргарита Михайловна Гордон, яблоку негде было упасть. Это и неудивительно – проблема неуспевающих одна из самых болезненных и неразрешимых в школе.
Сами ведущие называют себя консультантами по организации процесса учебной деятельности. В процессе шестилетней работы они сами и многие учителя убедились, что неуспевающие или “дети с особенностями развития” при определенных условиях могут успешно учиться. Причем, мягко сыронизировал Виктор Кириллович, психологи находят и убедительно обосновывают, почему эти дети никогда не смогут нормально учиться. Но после тринадцати учебных занятий ребята из класса, в полном составе оставленного на второй год, были переведены в следующий класс – “кто-то с твердой тройкой, а кто-то уже огорчался даже из-за четверки. Кроме того, в отличие от всей остальной школы весь класс регулярно ходил в библиотеку, а на переменах ребята обсуждали, что было на уроке”.
За счет чего же это стало возможным? Каковы условия для “нормального развития особенного ребенка”? Главное условие, утверждает В.К.Зарецкий, – позиция взрослого как сотрудника ребенка. Они пришли к этому выводу на основе многолетней работы с неуспевающими и “постоянной рефлексии собственного опыта”.
Для того чтобы сделать понятными возможные позиции учителя в школе, Виктор Кириллович задал простой, казалось бы, вопрос: что делает учитель в школе? Ответы учителей можно разделить на две большие группы: учит, воспитывает, образовывает и – общается, любит, помогает. Только учителя, давшие ответ из второй группы, удерживают позицию сотрудничества, то есть позицию двух равных субъектов образования. А если учитель не удерживает этой позиции, его ученик не столько не может, сколько не хочет вступать с ним в какие бы то ни было отношения. Чаще всего это и бывает причиной плохой успеваемости.
Так кем же должен быть учитель в школе? “Помощником, организатором, сотрудником, создателем условий”. Осознавший это учитель вдруг понимает, что “подавляющее большинство методов и особенностей стиля работы не годится, то есть позиция сотрудника – это масса ограничений”.
В позицию сотрудничества вообще должен встать любой взрослый – учитель, воспитатель, педагог, психолог, – если он хочет обеспечить условия для нормального развития особенного ребенка, будь то годовалый младенец с синдромом Дауна, глухой студент или неуспевающий школьник.
Каким же должен быть урок в логике педагогики сотрудничества? Рефлексивно-деятельностным:
1. Знакомство
2. рефлексия предшествующей деятельности
3. включение через донесение смысла собственной деятельности
4. ответный замысел
5. организация совместной деятельности
6. проблемный эпицентр (ключевой момент занятия)
7. совместная деятельность
8. рефлексия

В.К.Зарецкий не только рассказал об этом, но и наглядно продемонстрировал, выстроив свое занятие по этой схеме.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru