Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Как научиться сотрудничать с самим собой

Вслед за кандидатом психологических наук Дмитрием Георгиевичем Сороковым мы погружались в тайны и трудности преподавательской профессии.
Поначалу казалось странным название мастер-класса – «Психотехника учителя». Но Дмитрий Георгиевич возвратил нам исходный смысл понятия «психотехника» – искусства обращения с душой, своей собственной. И это очень важно – попытаться прийти к сотрудничеству с самим собой и передать ученику это умение. Так учитель создает непротиворечивый контакт с учениками, устанавливает атмосферу сотрудничества.
Но сначала неплохо бы справиться с волнением, взять себя в руки. Как преподавателю, учителю преодолеть непременный стресс? И не только в школе, но и в обычной нашей жизни поводов для стресса огромное количество.
Учитесь властвовать собой. Вот для этого Сороков предложил несколько упражнений элементарной психогигиены. Мы не просто пили заботливо приготовленную минералку – мы боролись с проявлениями стресса! А вода не просто утоляла жажду – она восстанавливала скорость нервных процессов. Если нет под рукой воды, можно воспользоваться другими средствами: сделать легкий массаж определенных точек, упражнения на координацию движений, на сосредоточенность. И тогда восстанавливается необходимый ритм работы мозга, сознания и организма в целом. Эти советы по достоинству оценили учителя и студенты, которых было много в классе Д.Сорокова.
Но какое оживление вызвал у всех нас наипростейший метод диагностики, который помогает определить собственные отличия в способе познания мира вообще и именно сейчас. Всем известно, что кто-то предпочитает зрительную информацию, кто-то – слуховую, а кому-то оказаться без возможности двигаться смерти подобно. Оказывается, если под рукой есть простой лист бумаги в клеточку и карандаш, то можно вполне научно определить ведущий тип восприятия у себя или у ученика. Достаточно нарисовать определенным образом восьмерку, и станет известно, что сейчас преобладает.
Соседка справа облегченно вздохнула: ее восьмерка оказалась гармоничной, что свидетельствовало об открытости ее каналов восприятия. Но и всем, у кого оказались проблемы, Дмитрий Георгиевич показал, как при помощи этой же фигуры можно добиться некоторой коррекции и как по-разному использовать этот метод в разных детских возрастах. Отношение к каждому ученику может стать индивидуальным, подстроенным под его восприятие, и, более того, зависеть даже от временных изменений и колебаний!
Однако все тонкости этого метода требуют более подробного изложения и теоретического обоснования, что и пообещал сделать Д.Г.Сороков на страницах «ПС.

Ирина Невежина

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru