Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

  Педагогика есть мера всех наук

Часть первая. ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Чем больше я вчитывался в Ушинского, Коменского и других классиков, тем больше понимал педагогику как самую высшую ценность. Педагогика не есть наука. Обнаучивать педагогику – значит выхолащивать суть педагогики. Она выше, чем наука. Педагогика есть мера всех наук.
В классике прослеживается то четвертое измерение, о котором я хочу рассказать. Это измерение заключается в том, что классика педагогики допускает присутствие Бога, души, высших сил. Посмотрите, как писали классики педагогики. Скорее всего они искали не научный язык, а литературный, чтобы выразить суть своих идей. Так возникают “Эмиль”, “Сердце отдаю детям”...
Я допускаю реальность духовного мира. Душа как субстанция реально существует. Ваша душа, каждого из вас. Душа каждого ребенка.
Зачем мне нужно четвертое измерение? Чтобы познать суть ребенка. Чтобы я состоялся как учитель, как воспитатель, как отец.

Часть вторая. МИССИИ

Кто же есть ребенок? Он – явление в нашей жизни. Вот передо мной на партах сидят явления. Мое сердце трепещет. И мой голос дрожит.
Когда мы говорим: ребенок не может – это мы не можем раскрыть ребенка. Это значит, наше умение не достигло такого уровня, чтобы раскрыть его сферическую многогранность.

Часть третья. СТРАСТИ

Ребенок – раб своих страстей. Первая его страсть – это страсть к развитию. Вторая страсть ребенка – это страсть к взрослению. Я еще не видел ни одного учителя, который как-то помогает ребенку взрослеть.
Наконец, третья страсть ребенка – страсть к свободе. Но каждый наш шаг ограничен чем-либо. Свобода ограничена несвободой...

Часть четвертая. ПОНЯТИЯ

В понятия школа, учитель, урок мы заложили такую нищету, что обидно идти к ребенку. А ведь школа – это восхождение, духовное понятие, лестница.
Слово “учитель” состоит из санскритских звуков. “У” означает – ура, жизнь, аура. “Ч” – это чело, человек, душа. Учитель – это носитель света, жизни. Не носитель предмета химии, а носитель света. Не носитель биологии, математики, а носитель света. Все науки – служанки педагогики, они существуют только для того, чтобы обслуживать это величайшее Божественное дело.
Урок. Без учителя человек становится жалким. Он теряет свою судьбу. У + рок – это когда учитель и ученик встречаются и происходит рождение судьбы в ребенке.

Я говорю с вами так страстно! Я верю в то, что говорю.

Записала Евгения СОКОЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru