Педагогика есть мера всех наук
Часть первая. ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Чем больше я вчитывался в Ушинского, Коменского и
других классиков, тем больше понимал педагогику
как самую высшую ценность. Педагогика не есть
наука. Обнаучивать педагогику – значит
выхолащивать суть педагогики. Она выше, чем
наука. Педагогика есть мера всех наук.
В классике прослеживается то четвертое
измерение, о котором я хочу рассказать. Это
измерение заключается в том, что классика
педагогики допускает присутствие Бога, души,
высших сил. Посмотрите, как писали классики
педагогики. Скорее всего они искали не научный
язык, а литературный, чтобы выразить суть своих
идей. Так возникают “Эмиль”, “Сердце отдаю
детям”...
Я допускаю реальность духовного мира. Душа как
субстанция реально существует. Ваша душа,
каждого из вас. Душа каждого ребенка.
Зачем мне нужно четвертое измерение? Чтобы
познать суть ребенка. Чтобы я состоялся как
учитель, как воспитатель, как отец.
Часть вторая. МИССИИ
Кто же есть ребенок? Он – явление в нашей жизни.
Вот передо мной на партах сидят явления. Мое
сердце трепещет. И мой голос дрожит.
Когда мы говорим: ребенок не может – это мы не
можем раскрыть ребенка. Это значит, наше умение
не достигло такого уровня, чтобы раскрыть его
сферическую многогранность.
Часть третья. СТРАСТИ
Ребенок – раб своих страстей. Первая его страсть
– это страсть к развитию. Вторая страсть ребенка
– это страсть к взрослению. Я еще не видел ни
одного учителя, который как-то помогает ребенку
взрослеть.
Наконец, третья страсть ребенка – страсть к
свободе. Но каждый наш шаг ограничен чем-либо.
Свобода ограничена несвободой...
Часть четвертая. ПОНЯТИЯ
В понятия школа, учитель, урок мы заложили такую
нищету, что обидно идти к ребенку. А ведь школа –
это восхождение, духовное понятие, лестница.
Слово “учитель” состоит из санскритских звуков.
“У” означает – ура, жизнь, аура. “Ч” – это чело,
человек, душа. Учитель – это носитель света,
жизни. Не носитель предмета химии, а носитель
света. Не носитель биологии, математики, а
носитель света. Все науки – служанки педагогики,
они существуют только для того, чтобы
обслуживать это величайшее Божественное дело.
Урок. Без учителя человек становится жалким. Он
теряет свою судьбу. У + рок – это когда учитель и
ученик встречаются и происходит рождение судьбы
в ребенке.
Я говорю с вами так страстно! Я верю в то, что
говорю.
Записала Евгения СОКОЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|