Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2000

Первая тетрадь. Политика образования

 

Министерство образования
Российской Федерации
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации
29 ноября 1999 г. № 24-51-1133/13

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; общеобразовательных
школ-интернатов; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением

Минобразования России направляет для использования в работе аттестационными службами органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); общеобразовательных школ-интернатов; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением.

Заместитель министра
В.Шадриков

Рекомендации разработаны Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации в сотрудничестве с Управлением социально-педагогической поддержки и реабилитации детей, Управлением специального образования, отделением общего и начального профессионального образования Научно-информационного центра государственной аккредитации (НИЦГА) Минобразования России, с помощью специалистов органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений Калужской и Тульской областей. В ходе подготовки Рекомендаций использованы опыт аттестации Самарской области и разработки межрегионального авторского коллектива “КАС ДОУ – Аттестация (Новая версия. Москва – С.-Петербург, 1998–1999 гг.)”, проведено обсуждение материалов на межрегиональных совещаниях в городах Калуге, Бердске Новосибирской области, С.-Петербурге, Снежинске Челябинской области, Москве.
Рекомендации предназначены для использования в работе органами управления образованием, проводящими аттестацию.

Общие положения

Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов. До введения в действие государственных образовательных стандартов следует руководствоваться требованиями утвержденных в установленном порядке нормативных актов, определяющих минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе.
Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.
Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.
При аттестации образовательного учреждения устанавливаются:
1) исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ – на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий, классных журналов;
2) соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов – на основе результатов итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению государственным органом управления образованием соответствующего уровня.
Право определения формы проведения аттестации образовательных учреждений в зависимости от выбранных аттестационных технологий, установленных критериев аттестации (в том числе с учетом средних для образовательных учреждений определенного типа, вида (категории) показателей по региону) предоставлено органу, осуществляющему аттестацию. При этом под формой проведения аттестации понимается время, место и организационные условия проведения аттестации, под критериями аттестации – значения показателей, рассматриваемых при аттестации образовательного учреждения, свидетельствующие об исполнении (неисполнении) образовательным учреждением государственных требований в части содержания и результативности подготовки выпускников. Аттестационные технологии определяются видом избранных контрольных измерительных материалов и способом их применения.
Для проведения аттестации образовательные учреждения представляют следующие документы:
а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;
б) копию устава образовательного учреждения;
в) копию лицензии на образовательную деятельность;
г) учебный план образовательного учреждения;
д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации;
е) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение трех последних лет;
ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности образовательного учреждения, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения.
В случае если образовательное учреждение реализует образовательные программы разных уровней и направленностей, заключение аттестационной комиссии должно содержать выводы об аттестации образовательного учреждения по образовательной программе каждого уровня. Отрицательное заключение по одной из реализуемых образовательных программ является основанием для признания образовательного учреждения не аттестованным по этой образовательной программе.
Воспитание является важнейшей и неотъемлемой частью деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений, каждого из направлений работы образовательного учреждения, и оценка результатов работы образовательного учреждения по направлениям включает результаты воспитательной работы.
Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) – это необходимое и реально осуществляемое образовательным учреждением направление работы. Однако в Рекомендациях эта часть работы не детализирована. Выделение и оценка социальной подготовки в условиях массовой аттестации – сложнейшая и наукоемкая задача. В связи с этим на данный момент не представляется возможным рекомендовать для широкого практического использования апробированный инструментарий. Вместе с тем при наличии специалистов и научно-методического обеспечения аттестационные службы могут оценивать результаты социальной подготовки. В этом случае для обеспечения прав детей целесообразно руководствоваться требованиями к содержанию и процедуре аттестационной оценки (приложение 3).

Основная часть
Раздел I

В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.97 № 1117 “Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” аттестация образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и оздоровительных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях.
1.1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 1–7-го видов; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1–7-го видов; специальная (коррекционная) школа 8-го вида; специальная (коррекционная) школа-интернат 8-го вида; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1–8-го видов; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1–7-го видов; специальное (коррекционное) профессиональное училище 1–7-го видов; специальный (коррекционный) учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр 1–7-го видов) определяются Минобразования России по согласованию с Минздравом России (п. 1.1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.97 № 288, далее – Положение). Специфика специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии заключается в том, что оно обеспечивает воспитанникам не только условия для обучения и воспитания, но и для лечения, социальной адаптации и интеграции в общество (п. 1.4 Положения).
В зависимости от вида специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии реализует образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования и руководствуется при этом типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательном учреждении, учреждении начального профессионального образования (пп. 1.2, 1.5 Положения). Поэтому один из проверяемых показателей при аттестации специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии является общеобразовательная подготовка.
Содержание образования определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития, состояния здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности (пп. 3.18, 3.19 Положения). В коррекционном учреждении 8-го вида трудовое обучение в 10–11 классах при наличии производственной базы носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся.
В связи с указанными особенностями при аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии целесообразно оценивать подготовку воспитанников в рамках коррекционной и лечебно-профилактической работы, общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки.
1.2. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
Специфика всех видов образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом; детский дом-школа; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии), определяется контингентом воспитанников, принимаемых в учреждение (дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено) (пп. 4.24, 4.25 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, далее – Положение).
Специфика видов отражается на основных задачах образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников (п. 1.2 Положения).
Для решения поставленных задач в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматриваются режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, учитывающий факт круглосуточного пребывания воспитанников в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3.15 Положения), наличие специальных (коррекционных) групп (классов) для детей с отклонениями в развитии (п. 3.17 Положения), трудовое воспитание (пп. 3.20, 3.21 Положения), возможность воспитанников посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях (п. 3.32 Положения).
В связи с указанными особенностями образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), при их аттестации целесообразно оценивать подготовку воспитанников в рамках коррекционной работы, в рамках лечебно-профилактической работы, трудовой подготовки, социальной подготовки.
В соответствии с п. 3.18 Положения дети в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только проживают, но и обучаются. Образовательный процесс при этом организуется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п. 1.5 Положения).
Поэтому одним из проверяемых показателей при аттестации образовательного учреждения является общеобразовательная подготовка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru