Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Вячеслав Букатов, кандидат педагогических наук

Отправляясь на урок, захватите «рыболовные сети»

Тогда ваши ученики станут “рыбаками”. Но даже вы не можете знать заранее, каких рыб и кто именно сегодня наловит

Судя по разговорам, некоторые учителя-читатели склонны принимать нашу страничку за некую поваренную книгу методических приемов. И ждут особых разъяснений, по каким полочкам у нас тут все разложено. И серчают или смущаются, когда эти ожидания не оправдываются.
Нам казалось, что от подобных ожиданий-заблуждений мы по мере сил старались освобождать наших читателей. Но увы...
Сам набор тех или иных игровых заданий-упражнений или читательских находок, который вы можете выудить из нашей странички, еще не является гарантом вольной и счастливой жизни детей на уроке. Представьте: вы пишете на доске арифметический пример С.А.Рачинского, но ведь от этого ваши ученики не заживут, как на картине Богданова-Бельского “Устный счет” (см. “ПС”, № 83 от 27 ноября 1999 г.).
Учителям, побывавшим на социоигровых семинарах лаборатории театра ИХО РАО, легче освободиться от недоверия к нашим словам и видеть реальность за формулировкой: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки”.
Добровольно – это как бы без принуждения (навязывания учителем своих целей ученикам). И в этом “как бы” нет лукавства. Потому что при социоигровом подходе к коллективному обучению “целей” в общепринятом сегодня среди педагогов смысле быть не может. Такую дидактическую цель мы приравниваем к “гвоздю”, вооружившись которым учитель отправляется в “класс”. И пока этот злосчастный гвоздь в голову каждого он не вобьет – совесть его перед администрацией или родителями будет неспокойна: какой же он учитель, если не смог довести свою благую цель до каждого? А чтобы не смущаться видом “ученической крови”, существуют розовые дидактические очки. Наденешь – и все хорошо! Пригвожденная жизнь в детях еле теплится, а “крови” никакой не видно – розовый цвет все съедает.
А если не “гвоздь”, то что же готовить учителю, идущему на урок? Ну, например, “сети”. Тогда ученики становятся “рыбаками”. Учитель вместе с ними выходит в море, и он не знает заранее, каких рыб и кто именно наловит сегодня. Не будь этих “сетей”, становится ясно – никто и никаких. А с “сетью”, может быть, и поймают, но сколько и какую – почти не известно. А “почти” – потому что надежда ведь есть, и есть какие-то свои прогнозы, и своя интуиция, и свой опыт. Поэтому “сеть” берется то помельче, чтобы для поддержания жизни ученикам насытиться мелкой рыбешкой, то покрупнее и покрепче.

Все дело в том, как любое упражнение или задание проводится. И ответ на вопрос, по-живому или по-мертвому, будет известен только самим участвовавшим детям. И если учитель не прикрывает свои глаза дидактическими шорами, то их мнение о результате его педагогических усилий будет видно и ему. Причем если сегодня какие-то упражнения помогли ученикам наполненно и эмоционально прожить урок, то это совсем не значит, что так будет и в соседнем классе или в этом же, но послезавтра. И мы надеемся, что учителя со временем начнут открывать в себе знание этой мудрости.
Игровые задания-упражнения – это не приемы, не методика. Это дрова, которые только сгорая могут дать живительное тепло сонным, замученным ученикам. А учитель, ориентируясь на протекание жизни детей, получает возможность потихоньку нарабатывать и личные премудрости разжигания игрового костра-интереса, и премудрости игровой техники педагогической безопасности. И свет от костра все ярче и ярче начинает освещать ему его собственный бесценный педагогический опыт и его крепнущий индивидуальный стиль работы.
Когда мы пропагандируем социоигровой стиль обучения, то не ждем единообразного подражания, а надеемся на обретение большинством учителей своего собственного профессионального стиля в обеспечении учеников ощущением полноты проживаемой на уроках жизни.

Начинать мы советуем с простого: со снятия запрета на двигательную активность. А это значит – под любыми мыслимыми и немыслимыми предлогами давать ученикам на уроке двигаться. И для тех учителей, кто решается на это, полузабытые вопросы: что же такое урок? обучение? жизнь на уроке? как совместить желания учеников и требования программы? – вопросы, которые когда-то мучили их на студенческой скамье, – вдруг начинают припоминаться и оживать с новой силой, круша наработанные педагогические штампы и стереотипы.
Выполнение на уроках каких-то предложенных нами игровых заданий-упражнений может привести читателя не к ответам, а к вопросам. А у каждого они свои. И рано или поздно на них, как показывает опыт, находятся собственные позитивные ответы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru