Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Александр АДАМСКИЙ

Педагогика в переводе на детский

Александру Наумовичу Тубельскому – 60 лет!

Тот, кто меняет школу

Не систему образования в целом, не страну или мир – их-то изменить можно, и, в общем, дело это несложное.
Подумаешь, мир изменить! Люди помнят десятки имен тех, кто менял мир или собирался это сделать. А вот школу поменять...
И не человека менять – на это никто никому права не давал, человек сам изменится, если захочет. Вот ведь что придумали – человека менять, нового вместо старого делать.
Какое-то проклятие над педагогикой: как только речь заходит о новой школе или новых идеях в педагогике, значит, придумали, как изменить человека.
И многие соблазняются этой, на их взгляд, легкой затеей и действительно начинают верить в то, что им дано сделать нового человека.
На самом деле все наоборот: чем дальше мы от уверенности, что можем создать нового человека, тем ближе к педагогике и к тому, в чем она, собственно, состоит – к созданию образа человека, то есть к образованию.
Да, школа нужна для того, чтобы учителя и ученики создавали новый для себя образ человека.
И чтобы образы менялись, чтобы наши ученики и мы вместе с ними могли создавать новые миры, нужен Тубельский – нужен тот, кто умеет менять школу.

Тот, кто стал классиком

Я уверен, что в истории педагогики есть осевые времена, как и в истории религии или науки.
В масштабе тысячелетней истории человечества такими промежутками могут быть десятилетия или даже несколько десятков лет. А может быть и год. В 1986 году Симон Соловейчик пришел в «Учительскую газету», и вскоре появилась «Педагогика сотрудничества», а Александр Тубельский стал директором 734-й школы, и она стала превращаться в школу самоопределения.
И вообще 1986 год был для многих и многих поворотным в педагогике. Первая «Эврика», например.
...Тубельский пришел в школу после академической карьеры, хоть и скучноватой, как всем казалось, но вполне успешной: кандидат наук, известный теоретик детского движения, непревзойденный организатор летних детских лагерей.
У Тубельского уникальный детский слух. Он слышит ребенка, как никто другой. При этом Тубельский видит ребенка не только когда он с ним разговаривает, не только когда ребенок перед ним.
Тубельский видит ребенка в любой момент своей жизни. Потому что он представляет его интересы во взрослом мире. Вернее, так: он представляет не интересы, он представляет самого ребенка. И поэтому когда он выступает на съездах или в парламенте, когда ему дают слово на научных конференциях или семинарах, то слышат из уст солидного, седовласого и очень красивого мужчины речь не мужа, но мальчика. В высшей степени образованного, прекрасно ориентирующегося в философско-психологическом мире, талантливого ученого, мыслящего и говорящего... по-детски.
Как любой нормальный ребенок, Тубельский всегда категорически не согласен со многим и всегда не со всем согласен вообще. И это вовсе не потому, что у него такой характер. При чем здесь вообще характер! Характер у нас у всех не сахар.
Дело в том, что детский мир не совпадает с миром взрослых, и единственный человек, который это видит и может высказать, – это Александр Тубельский. Его одного допускают к взрослым разговорам о школе и образовательной политике, он один может представительствовать от имени детей и хоть как-то повлиять на взрослые решения.

Тот, кто создал школу самоопределения

Сейчас идея школы самоопределения начинает обретать известность на Западе.
В кругах альтернативной педагогики имя Тубельского чрезвычайно популярно. Это абсолютно справедливо. На самом деле в педагогической культуре и истории школы уже есть такая веха – школа и идея школы самоопределения. И хотя сама идея школы самоопределения была намечена и до Тубельского (никто с этим не спорит), но Тубельский первый, кто построил такую школу и сделал самоопределение человека основным законом школьного образования.
Да, Тубельский со своими коллегами организовал уклад школьной жизни, основанный на самоопределении, он сумел сделать то, что до сих пор удается делать четырем или пяти педагогам в России: он построил содержание образования на принципе самоопределения.
И, наконец, он создал реальную, не на бумаге, школу, которая работает «Не так» (название одной книги коллектива школы самоопределения).
Поэтому, если пользоваться привычными или принятыми в обществе определениями, в дни юбилея можно наконец признаться самим себе: мы знакомы с классиком отечественной педагогики Александром Тубельским. Мы публикуем его статьи, ходим к нему в школу и домой, спорим с ним по разным поводам и без повода, ссоримся и миримся, поздравляем друг друга с праздниками, защищаем друзей и нападаем на врагов, но при этом близость к Тубельскому не мешает нам понимать, что рядом с нами – классик.
И мы невольно соизмеряем все наши поступки и слова с его поступками и словами, потому что на то она и классика, чтобы с нею сверяться.

Тот, кто учит не только всех, но и каждого

У Тубельского есть черта, делающая его похожим одновременно на романтического комиссара времен гражданской и на... Яна Амоса Коменского. Тубельский учит всех. Его школа – в спальном районе Измайлово, туда нет отбора. Она не элитная. Про нее вообще говорят, что качественного (по меркам инспектора роно и отличника советской школы) образования она не дает. Однако дети поступают в вузы, и вообще таких проблем, как качество обучения, здесь нет. Но зато каждый день, каждый час, каждую минуту в школе Тубельского возникают реальные жизненные проблемы, и там существует огромное количество способов эти детско-взрослые проблемы разрешать. От кабинета директора до суда чести. И каждый ребенок (каждый!) знает, что любая его проблема найдет разрешение. Эта школа настроена на детские проблемы, она ожидает, что ребенок заявит о своих несовпадениях с миром или с людьми. И именно из этого здесь возникает содержание общего образования. Потому что каждая детская проблема может, имеет шанс стать общей.
Это потрясающая школа, потому что возникающие в ней проблемы не ломают школьный уклад, не разрушают расписание или всю организацию, а наоборот – создают все это.
Тубельский одинаково и похож, и не похож на романтического комиссара и на Яна Амоса Коменского. Потому что для него в отличие от них важно не только учить всех, но и увидеть, и услышать каждого ребенка среди тысячи учеников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru