Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Так люди открываются друг другу

Взрослые фильмы, которые было
бы важно увидеть нашим детям

...Наверное, фильмы бывают холодные и теплые, как краски. Сделанные с любовью и самозабвением, настоящим забыванием себя, когда автор словно перетекает в того человека, которого снимает

Мы считаем телевизор конкурентом в образовательном пространстве. Множество сокрушенных слов было сказано уже о засорении детского языка рекламными слоганами, об ухудшающемся зрении, привычке к телевизионному потоку информации.
И все же, нам кажется, было бы неправильным игнорировать образовательные возможности кино и телевидения. Как и любые другие изобретения человечества, они сами по себе не хороши и не плохи. Все зависит от того, кто и как их использует. Одни педагоги с помощью телевизора с успехом помогают детям приобретать навыки критического мышления, когда реклама и выпуски новостей становятся объектом пристального изучения. Другие приносят в класс кассеты с документальными фильмами и смотрят их вместе с учениками, проникая в тайны человеческой психологии, открывая незнакомые культуры. Кино превращается в дидактический материал, такой же, как книги или лекции, позволяющий ученикам выстраивать более объемный и понятный образ события. Правда, это возможно, только если такая кинодидактика становится частью повседневной учебной работы, а не способом отдохнуть и переключиться. Для этого учитель должен представлять, какие фильмы подходят для образовательных целей, какие наработки в этой области уже существуют. Сегодня мы публикуем рассказ о фестивале антропологических фильмов в Салехарде, где были представлены как раз такие работы, и описание конкретного опыта использования видеофильма на уроке в одной московской школе.

Пятна озер и веревочки рек разбросаны под крылом самолета живой географической картой. Здесь, в Салехарде, у самого Полярного круга, в конце августа – начале сентября во второй раз проходил Российский фестиваль антропологических фильмов. В числе его организаторов – Российская ассоциация визуальной антропологии, Центр визуальной антропологии МГУ имени М.В.Ломоносова, Этнографическое бюро, администрация Ямало-Ненецкого автономного округа и государственный концерн “Ямал-Информ”.
Нам, привыкшим к блистательным фестивалям игрового и документального кино, непривычно слышать о бытовании еще какого-то отдельного фестиваля загадочных антропологических фильмов.
Первый фестиваль – в 1998-м – задумывался как проба сил, прояснение смыслов. Что, собственно, означает снимать антропологический фильм? Где граница между научно-популярным кино о неизвестных народах, просветительскими материалами в духе “Клуба путешественников” и антропологическим фильмом? Что такое визуальная антропология – то ли наука о разных культурах, вооруженная камерой, беспристрастно фиксирующей происходящее событие, то ли высокое операторское искусство ухватывать ускользающие моменты человеческой жизни, то ли визуальная онтология, философия, поэзия бытия?
И теперь, два года спустя, смыслы по-прежнему продолжают проясняться. Для этого, кроме конкурсного показа фильмов, в программу фестиваля были включены отдельные конкурсы телепередач и исследовательских проектов, в которых отснятая пленка – пока только материал для научных исследований. Но самое интересное, конечно, фильмы. О них нескончаемые разговоры в коридорах окружного Центра национальных культур и в семинарах ассоциации после просмотра.
Одна из характерных особенностей антропологических фильмов: весь процесс от съемки до монтажа и озвучивания часто осуществляется одним и тем же человеком, исследовавшим, как правило, изображаемую культуру в течение нескольких лет. Среди таких фильмов выделяются работы московских режиссеров Леонида Филимонова и Натальи Литвиной и получивший Гран-при фестиваля фильм Андрея Головнева “Пегтымель”. Он рассказывает о празднике ранней осени на севере Чукотки, непременная часть которого – жертвоприношение оленей и поглощение мухоморов с последующими видениями и воспоминаниями о них. Как фиксировать наблюдаемую жизнь чужой культуры – со скрупулезной научной достоверностью или через образы-ощущения? – основной вопрос для визуальных антропологов. Похоже, автор решает для себя этот вопрос просто – научную достоверность обеспечивает закадровый текст, не всегда, правда, совпадающий с тем, что мы видим на экране. Через словесную информацию мы узнаем о жизни чукчей гораздо больше, чем видим, и иногда кажется, будто читаешь таковую книгу с красивыми фотографиями. Но при том фильм Головнева больше, конечно, тяготеет к художественному повествованию. Образы рождаются в рассказах главного героя – деда Наталько (кстати, зрители с благодарностью отмечают удачное режиссерское решение – пустить перевод его рассказов с чукотского языка бегущей строкой внизу, чтобы не нарушать очарование загадочной речи), выстраиваются красивейшими кадрами пузырящейся реки Пегтымель и оранжевых камней с наскальными рисунками человечков и оленей. Но, к сожалению, в фильме слишком много слов, пусть и помогающих понимать. Слишком много. Как хотелось, чтобы эти люди в кадре, со сморщенными, картофельными лицами, сами рассказывали диковинные истории своей жизни, чтобы между нами не было посредников и подпорок.
Но были на фестивале фильмы, в которых важное для понимания сущности культуры событие не дробилось, разбиваясь о камни ученого комментария, не запутывалось в поэтизирующей его музыке и словах, а являло себя само. Когда камера ухватывала нерв, дух, ритм происходящего. Таковы фильмы Леонида Филимонова “Носи и помни” и Натальи Литвиной “Синий колодец”, признанные жюри фестиваля в числе лучших. Первый парадоксален: бабушка ткет поясок по старинной технологии, и ты ждешь подробностей, пояснений, текста. А попадаешь в особый ритм, возникающий от сплетения света, нитей, тиканья часов. И становится совершенно не важно, как именно плетется этот поясок, не важна даже его символическая обереговая функция. А важно то особое состояние человека, которое возникает, когда он живет по канонам традиционной культуры. Увидеть и передать это состояние с помощью камеры невероятно трудно. Тем более что зрителю-то требуется сюжет или экзотика непривычного. А тут что? Свет, цвет и тишина. Фильм-состояние, фильм-погружение, вызывавший споры на всем протяжении фестиваля – то ли так нельзя снимать никогда, то ли это слово кинематографа грядущего века.
Структура “Синего колодца” Натальи Литвиной внешне напоминает канву многих обрядовых фильмов: вот праздник Преображения Господня, вот люди, этим праздником живущие. Но все не так. Не праздник предъявляется нам, а мы живем внутри него. Это ощущение соучастия возникает с первых кадров – с туманного утра Преображения, с пасущейся коровы, вокруг которой непонятное облако – то ли пар, то ли коровья душа. Душа события и его героев интересуют автора больше всего. И мелочи, из которых складывается большой день праздника. Только в конце фильма показан наконец молебен праздника, но мы уже и так давно были наполнены трепетом, любовью и поклонением, из этих мелочей родившимися.
И при этом по фильму, если понадобится в образовательных целях, можно с успехом изучать этнографию и народное богословие, анализируя, к примеру, исполняемые в кадре духовные стихи и разговор вокруг них. Редкое сочетание достоверности и поэзии...
Близок к этим двум картинам по глубине проникновения и попытке ощутить событие блистательный фильм якутского режиссера Эллэя Иванова “Большая рыбалка” об обычае совместной ловли карася всем мужским населением деревни. В нем ничего особенного не происходит, кроме подготовки и ловли, но мы не можем оторваться и следим вместе с рыбаками, как где-то там, под толстым синим льдом, бьется рыба, которая шевелит блестящие снасти.
В том же ряду нежные, почти пасторальные фильмы Андрея Анчугова “Папоротников цвет” и Олега Бараева “Хозяйка чума”. Снятые по формуле “просто жизнь”, они демонстрируют ежедневное существование русских крестьян и ненцев-оленеводов. Получились такие руссоистские фильмы о гармонии человека и природы с трепетными травами, бубенчиками, бормотанием неведомой нечисти. И все же, несмотря на излишнюю романтизированность изображаемой жизни, эти фильмы замечательно подходят для школьной фильмотеки, потому что с их помощью можно достаточно основательно изучать, например, на уроках географии некоторые аспекты жизни северных народов, а на уроках литературы и истории – фольклор.
Были на нынешнем салехардском фестивале фильмы, авторы которых пытались показать жизнь и работу антропологов как бы изнутри. Среди них – картины Леонида Круглова “Сшитые стрелы” об экспедиции к тувинским шаманам по маршруту путешествия пятидесятилетней давности и фильм Ирины Зайцевой “Братья”.
Из первого получился в полном смысле слова фильм-путешествие, где наше внимание целиком сосредоточивается на протяженности пути и трудностях, преодолеваемых по дороге. Память загружается дорожными байками, живущими собственной жизнью, главным для нас становится почти детективное отслеживание сюжета: чем все кончится, удастся ли найти настоящего шамана?
А фильм “Братья” совсем другой. Тоже вроде история о чужой культуре, но увиденная изнутри. Здесь важны не пройденные километры, а внутренние усилия людей по открыванию друг друга. Это рассказ о Встрече. О том, как молодой канадский антрополог Бенуа, исследующий жизнь в неведомой России, из любопытства и желания понять, как живут люди, находит в красноярской тайге землю своего сердца. Встреча двух людей, двух культур. Собственно, весь фильм о том, как постепенно изменяется позиция исследователя, переставшего рассматривать собеседников-туземцев как объект изучения. Начальные кадры – чистая экзотика: дети едят с ножа оленье мясо. Так выглядит жизнь местного населения, если смотреть на нее глазами наблюдателя, обращающего внимание на то, что лежит на поверхности и сразу бросается в глаза. Но Бенуа решается не наблюдать мельком, а жить рядом с ними, рассказывает о себе, показывает домашние фотографии, и люди открываются. Меняются планы – необычностей уже нет, есть повседневная жизнь. Наконец наступает день, когда дети, прежде исподлобья поглядывавшие на чужеземца, нелепого со своим велосипедом в их лесу, со счастливым визгом возятся с ним. А девочка, которую мы видели в первых кадрах безучастно наблюдавшей за прилетевшим вертолетом, плачет взахлеб, вцепившись в куртку Бенуа, и не отпускает его в Монреаль. Таким получился фильм Ирины Зайцевой – открытым, доверительным, настраивающим на понимание себя и культуры Другого.
В череде фильмов-поэм, фильмов-исследований, фильмов-наблюдений были и такие, которые выбивались из ряда то ли необычной формой подачи материала, то ли особенным талантом тонкого наблюдения и мягкой иронии. Сделанные с опорой на злободневные проблемы провинциального повального пьянства и безработицы, сложностей межнациональных отношений, но при этом нисколько не обдающие зрителей публицистическим пафосом. Все гораздо глубже – налицо попытки понять, что и почему происходит с человеком, когда его со всех сторон обступают тягостные жизненные обстоятельства. Герои “Семейных хроник” свердловского режиссера Владимира Ярмошенко – русская семья, живущая в Грозном накануне первой чеченской войны. Герой фильма Алексея Шипулина “Серый воронок. Кому ты нужен?” – участковый милиционер из маленького городка. Это истории, удивительно напоминающие мне пушкинские “Повести Белкина” о жизни маленького человека, оказывающегося на самом деле большим и сильным.
…Трудно писать о фестивальных фильмах, когда так много хороших работ. Отдельного разговора заслуживают картины с изумительной операторской работой, созерцать которую чистое удовольствие, – “Птицы Наукана” Алексея Вахрушева, “Самосожжение воды” Вячеслава Мирзояна, “Родная сторона” Юрия Шиллера. Но невозможно написать обо всех, мало места.
...Наверное, фильмы бывают холодные и теплые, как краски. Сделанные с любовью и самозабвением, настоящим забыванием себя, когда автор словно перетекает в того человека, которого снимает. И сделанные с интересом, с попыткой понимания – но все же от головы, а не от сердца. Все они в равной степени профессиональны, все имеют право быть посмотренными. Но мне почему-то кажется, что если показывать фильмы об иных культурах детям, то только те, первые, прочувствованные и пережитые. Наверное, только так незнакомая культура может занять место внутри. Только так люди открываются друг другу.
Дай Бог, чтобы будущий третий фестиваль порадовал зрителей множеством таких фильмов.

Елена Литвяк

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru