Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Российский учебник как «достижение народного хозяйства»

Тому, кто захотел в выходные посетить XIII Международную московскую книжную ярмарку, пришлось отстоять в огромной очереди перед 57-м павильоном – такое в наше время увидишь не часто. И это при том, что в нынешнем году ярмарка не совпала по времени, как это происходит обычно, с Днем города. Да и в будние дни на ярмарке буквально некуда было яблоку упасть. В проходах между стендами то и дело возникали пробки, но локтей никто не выставлял – публика все-таки читающая. Отдохнуть от толпы можно было только на втором этаже – там, где представлялись зарубежные издания. Международная книжная ярмарка оказалась тем редким местом, где народ единодушно поддержал отечественного производителя.
В отличие от метро, которое пестрит яркими обложками детективов и женских романов с узнаваемым форматом, выставка явила поистине роскошное разнообразие российского и зарубежного книгоиздания. 2000 издательств, книготорговых организаций и полиграфических комбинатов из 70 стран мира представляли свою продукцию на ВВЦ с 6 по 11 сентября. Среди лидеров выставки, занявших самые большие павильоны, которые при всей толчее просто нельзя было не заметить, конечно, оказались и издательства, выпускающие школьные учебники: «Просвещение», «АСТ-Пресс», «Владос», «Дрофа».
Даже далекий от образования человек вряд ли спокойно смог пройти мимо стеклянной пирамиды у стенда «Просвещения», уловив на уровне подсознания что-то очень знакомое. Дело в том, что в живописном беспорядке внутри пирамиды были разложены буквари и другие учебники, которые издательство выпускало с 30-х по 80-е годы, так что буквально каждый взрослый посетитель выставки мог вновь увидеть книгу, по которой учился читать. Стеклянная пирамида, в которую была заключена ретроэкспозиция, посвященная 70-летию самого старого издательства учебной литературы нашей страны, стала своего рода Меккой. Вокруг нее в обязательном порядке обводили таких разных гостей издательства, как министр печати Михаил Лесин и американский посол Джеймс Коллинз, министр внутренних дел Владимир Рушайло и лидер Компартии РФ Геннадий Зюганов…
Несмотря на солидный юбилей, «Просвещение» не дает себе расслабляться, продолжая поддерживать имидж ведущего учебного издательства страны. Не стала исключением и ярмарка, во время проведения которой на его стенде прошло больше всего презентаций. На встречу с авторами двух учебников из новой серии по всеобщей истории под редакцией директора Института всеобщей истории РАН А.О.Чубарьяна пришли не только учителя. Историческая викторина, проводившаяся в рамках этой встречи на стенде издательства, привлекла посетителей-школьников, многие из которых ушли с призами – книгами издательства, победителю же достался четырехтомник «40 веков всемирной литературы». Призы за победу в викторине получили школьники и на презентации нового учебно-методического комплекта по изобразительному искусству, представленного народным художником России Борисом Неменским и его учениками.
Исполнительный директор по тематическому планированию издательства «Просвещение» Людмила Елховская заметила, что только сегодня название издательства стало полностью соответствовать смыслу его деятельности, поскольку теперь в издательском портфеле «Просвещения» кроме учебников появились и научно-популярные книги, и книги по искусству, одним словом, вся та литература, которая позволит читателю учиться и узнавать новое в течение всей его жизни.
Совершенно неожиданной для работников стенда «Просвещения» стало активное обсуждение темы наркотиков среди подростков, собравшихся на встречу с завотделением детской и подростковой наркологии НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ, одним из авторов брошюры «Наркомания: дорога в бездну», А.В.Надеждиным. Еще до выставки она была бесплатно разослана по многим регионам России, получили ее в подарок и все участники встречи. Дети просто забросали автора вопросами, демонстрируя свою осведомленность в самых разных нюансах этой темы – начиная медицинскими и заканчивая юридическими. И опять в который раз стало ясно, что взрослые очень часто имеют смутное представление о реальных проблемах детей.
Увеличился на нынешней ярмарке и стенд одного из постоянных ее участников – издательства «АСТ-Пресс». Кроме того, отдельно были представлены книготорговые фирмы, созданные на основе издательства, – «АСТ-Пресс. Образование» и «Клуб 36,6». Ассортимент их, кстати, намного богаче ассортимента «родного» издательства, поскольку торгуют здесь и книгами многих других фирм. Само же «АСТ-Пресс» сегодня широко известно своими альбомами по искусству, разнообразной литературой по дошкольной педагогике, пособиями для абитуриентов. Особенно полюбилась учителям и ученикам серия «Универсальное учебное пособие».
Последние два года в издательстве активно работают над созданием собственно учебников, и сейчас здесь развиваются принципиально новые линии по истории и географии. Главный редактор «АСТ-Пресс» Татьяна Нилова считает, что сегодня коммерческий успех издательств, в том числе и специализирующихся на учебной литературе, становится напрямую связанным с качеством выпускаемой литературы. Выигрывают и будут выигрывать те из них, которые не скупятся вкладывать деньги в авторские права, оформление, редактуру и т.п. И это несмотря на то, что качественные книги стоят недешево.
Не забывали на ярмарке издательства и о рекламе. Так, в павильоне «Остров книжных сокровищ» издательства «Олма-Пресс» можно было не только познакомиться с великолепно оформленными детскими энциклопедиями, художественной литературой для детей, но и своими глазами увидеть живого крокодила, шимпанзе и попугая. Правда, крокодил, челюсти которого были замотаны скотчем, задыхался, а обезьяна беспокойно металась на отведенном для нее пятачке, так что бедных животных приходили жалеть сердобольные издатели с ближайших стендов. Но в итоге зоопарк сыграл свою роль, и детей в «Острове» всегда было полным-полно.
Впрочем, на рынке учебной литературы есть издательства, названия которых уже сами по себе реклама, хотя их стенды и не отличались гигантскими размерами. Это издательство «Вита-пресс», известное школьными учебниками по экономике и праву; издательство «Вентана-Граф», известное своим УМК для начальной школы, а также линиями по технологии и биологии; издательство «Мнемозина», известное своими популярными в школе учебниками по истории, литературе, математике для всех классов и еще многим-многим другим; обнинское издательство «Титул», известное учебниками по иностранным языкам… Здесь прослеживается тенденция, последние годы определяющая работу многих книжных издательств, когда последние перестают быть всеядными и начинают разрабатывать свои конкретные ниши.
Рынок учебной литературы, как никакой другой, вынужден быть отзывчивым на малейшие изменения, происходящие в системе образования. Введение экзаменов по русскому языку в старших классах, новшества во вступительных экзаменах в вузы, появление учебных курсов тут же вызвало активность издательств в этих направлениях. Молодое издательство «Грамотей», впервые принимавшее участие в ММКЯ, выбрало своей специализацией издания по русскому языку. Оно выпускает сборники самостоятельных, контрольных работ и упражнений, пользующихся огромным успехом. Екатеринбургское издательство «Сократ» представило на ярмарке свои учебники по культуре речи. А издательство Российского педагогического общества, по утверждению его главного редактора Александра Мурашева, разработку и издание пособий по культуре речи вообще считает одной из приоритетных задач. Кроме того, надо заметить, что издательство РПО – одно из немногих, представившее на своем стенде пособия по внеклассной работе со школьниками.
Однако, как бы интересны ни были издательства, ярмарка не может считаться состоявшейся, если на нее не придут читатели. Как уже говорилось выше, на нынешней ярмарке проблем с ними не было, зато были проблемы у них. Родители и школьники лихорадочно бегали между стендами издательств в поисках учебников, которые наказал купить учитель. Мало кто из них знал издательство, которое выпустило искомый учебник. В лучшем случае ищущие знали автора, в худшем – и самом распространенном – цвет учебника. Понятно, что, имея только такие ориентиры, найти нужную книгу на огромном пространстве выставки весьма и весьма трудно. Кроме того, нередкими персонажами на ММКЯ были учителя, которые в поисках новинок по своему предмету метались между стендами так же, как и их ученики с родителями.
Таких растерянных посетителей посылали на стенд «Ассоциации книгоиздателей учебной литературы». Уже второй год эта ассоциация представляет на ММКЯ компьютерный каталог «Книга в образовании», включающий в себя 17 тысяч наименований учебников и пособий. На этом стенде посетителям помогали найти нужную книгу не только по таким приметам, как название издательства, имя автора или тематика, но даже по ключевым словам. Такие каталоги сейчас есть в нескольких книжных магазинах Москвы, а также некоторых школьных библиотеках. Таким образом, начинает решаться одна из серьезных проблем учебного книгоиздания, неизбежная в условиях вариативности образования, – систематизация информации обо всех выходящих учебниках.
Другая проблема учебного книгоиздания – выпуск книг с нарушением авторского права и прав издателей, иначе говоря, пиратство – обсуждалась на площадке авторских прав. Надо сказать, что, по некоторым оценкам, в настоящее время около 30 процентов продаваемых в стране учебников – пиратские. Как показала дискуссия, рынок интеллектуальной собственности в России пока не работает, и пиратов к ответственности привлечь очень трудно. Свое возмущение этим явлением издатели выразили в художественной акции – по окончании дискуссии четыре пиратских издания (одним из которых был вузовский учебник) были “повешены” на стилизованной мачте-виселице под девизом “Пиратов – на рею!”.
Вообще же нынешняя книжная ярмарка не производила впечатления элитарного места встречи «высоколобых», а была скорее похожа на шумный праздник с песнями ансамбля из Можайска, бесплатной раздачей кулебяки, бесконечным мельканием знаменитостей и даже мини-зоопарком в одном из павильонов. Словом, не зря около трети посетителей приходили на ярмарку с детьми.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru