Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Хватит ли у меня сил для этой жизни?

Такой вопрос часто задают себе современные подростки. И без помощи взрослых им сложно найти ответ тратят, школа так и останется в нищете

Трудности взросления нередко появляются у ребенка в ситуации, когда ценность какой-либо жизненной сферы расходится с представлением о ее доступности.
Такое расхождение может иметь два основных следствия. Во-первых, если что-то обладает большой ценностью для ребенка, но он считает это недоступным, возникает внутренний конфликт: “Я считаю, что это для меня очень важно, жизненно необходимо, но я не могу обладать этим”. Второй вариант: жизненная сфера оценивается подростком как очень доступная, но совершенно незначимая. Тогда можно говорить о внутреннем психологическом вакууме: “Я могу достичь этого в любой момент, как только пожелаю, мне ничего не стоит обладать этим, но мне это совершенно не нужно”.
И в первом, и во втором случае у подростков осложняется процесс социальной адаптации в обществе. Когда какая-либо область становится сверхценной, а собственные возможности в ее достижении кажутся незначительными, снижаются самооценка и самоуважение ребенка. И, напротив, когда жизненная сфера совсем выпадает из системы ценностей ребенка, эта область нивелируется и перестает играть какую бы то ни было роль в построении жизненных планов и перспектив.
Психологи Центра социально-психологической адаптации детей и подростков решили провести исследование: как же обстоит дело с соответствием желаемого и доступного у юных жителей Москвы и Московской области? И первый вопрос был: что ценят подростки?

Важней всего – погода в доме?..

Оказалось, что самую высокую значимость для них имеют: счастливая семейная жизнь (54%), наличие хороших и верных друзей (46%), свобода как независимость в поступках и действиях (46%).
А что же в подростковой среде не ценится? Возможно, ответ на этот вопрос кого-то удивит, но тем не менее в самый конец рейтинга ребята поставили: познание (20%), творчество (18%), активную, деятельную жизнь (0,88%), красоту природы и искусства (0%).
Непривлекательность для подростков активной, деятельной жизни противоречит месту этой ценности в сознании взрослых. Психологи “Генезиса” делают предположение, что эта позиция выражает негативизм юного поколения в отношении к взрослой жизни, широко распространенный инфантилизм и, возможно, неосознаваемое вытеснение этой актуальной и болезненной темы. К сожалению, подростки часто не понимают, что удовлетворение жизнью прямо зависит от инициативы, активности, способности влиять на происходящее.

Потерянные смыслы

Второе место “снизу” занимает творчество. Увы, смысл творчества для современных старшеклассников размыт, оно утратило свое значение как созидание чего-то нового, неординарного, поскольку в обществе резко упал престиж науки, искусства и культуры. В то же время в школе часто употребляются такие слова, как творческий подход в совокупности со столь же частым осуждением и неприятием всякого отклонения от нормы. Естественно, что это вызывает раздражение учеников.
Познание в представлении подростков ассоциируется со школой, необходимостью успешно учиться и соответствовать требованиям и идеалам взрослых, от которых подростки стремятся отказаться и эмансипироваться. Собственное содержание в понятие познание подростки, как правило, не вкладывают, сразу отвергая его и не задумываясь над его смыслом. Такая же картина и с красотой природы. По отношению к этой сфере чаще всего задаются вопросы: а что это такое? что это значит? Очевидно, это обусловлено прагматизмом сегодняшней жизни, в которой более всего ценятся вещи, приносящие выгоду и результат.
Однако материально обеспеченная жизнь в рейтинге подростков оказалась на 4-м месте, а не на 1–2-м, как предполагали взрослые. Возможно, это связано с повышением ценности семьи в обществе в целом: наличие своего дома, родного человека, который поймет и утешит, детей – это то, что обеспечивает человеку психологический комфорт, чувство безопасности и самоценности, так необходимое в современных условиях жесткой конкуренции и борьбы за выживание.

Недоступное и желанное

Теперь о том, как оценивают ребята свои возможности в достижении различных ценностей.
Как показало исследование, наиболее доступными подростки считают те же ценности, которые были названы самыми значимыми: наличие хороших и верных друзей (39%), свобода как независимость в действиях и поступках (38%), любовь (32%), счастливая семейная жизнь (30%). А вот дальше произошла перестановка: поменялись местами позиции таких жизненных сфер, как материально обеспеченная и активная, деятельная жизнь. Последнюю подростки представляют более доступной (28%), чем желанной. Тогда как обладание материальными благами стало самым проблематичным желанием (16%). Как важные, но недоступные оцениваются также счастливая семейная жизнь и здоровье.
Причины внутреннего конфликта в оценке доступности материально обеспеченной жизни достаточно прозрачны. В современном обществе с его ярко выраженной дифференциацией и фактическим отсутствием среднего класса можно принадлежать или к богатой, или к бедной части населения. Естественно, эта дилемма вызывает напряжение и тревогу: а смогу ли я, а выбьюсь ли я? Отсутствие у большинства подростков обеспеченных родителей, осознание своего профессионального и личностного несоответствия жестким требованиям “богатого мира” вызывает сильные переживания и ощущение неготовности к жизни.
Более сложным и неожиданным кажется внутренний конфликт в области ценности счастливой семейной жизни и здоровья. Прояснить вопрос могут результаты диагностики отношений детей и родителей. Дело в том, что, с точки зрения подростков, в этих отношениях преобладают взаимная автономность и непоследовательность, то есть фактически безразличие и формализм. В целом положительно относясь к этому (в глазах подростков отсутствие тотального и пошагового контроля со стороны взрослых – уже большое благо), подростки, по-видимому, чувствуют недостаток теплых, неформальных отношений. Не получая этого опыта и ощущая потребность в нем, подростки высоко оценивают счастливые семейные отношения, но сомневаются в своих возможностях достичь этого идеала. Положение усугубляется тем, что, по всей вероятности, во многих семьях формализм и безразличие характерны не только для взаимоотношений родителей и подростков, но и для общения родителей друг с другом.
Высокая значимость здоровья сама по себе нетипична для этого возраста. Тем более удивляет неуверенность подростков в своих возможностях сохранить здоровье. Скорее всего эта ситуация также является следствием напряженной и жесткой жизни. Наблюдая за нравами общества, в котором выживает сильнейший, а слабых и больных “сбрасывают с обрыва”, дети начинают испытывать страх и тревогу: а хватит ли у меня сил? а достаточно ли я здоров для такой жизни? Эти опасения укореняются еще и не сформированной у подростков ответственностью за свою жизнь, недооцениванием роли собственной активности в управлении жизнью. Не получая квалифицированной помощи в развитии этих качеств, в формировании ответственного отношения, в том числе к своему здоровью, современные подростки боятся как своего тела, так и жизни в целом.

Внимание! Стрессовые сферы жизни подростков

Авторы исследований определили болевые точки в адаптации современных подростков.
Прежде всего это несформированность таких ценностей, как активная деятельная жизнь, познание и творчество. Недооценивание важности этих жизненных сфер приводит к тому, что подростки не хотят слышать и не слышат взрослых, которые пытаются рассуждать об этом, и хуже того – подростки сами испытывают психологические проблемы, вызванные их нежеланием развивать эти способности. Непонимание роли собственной активности свидетельствует о недостаточной ответственности и нежелании брать на себя такую ответственность; отвергание ценности творчества усиливает стереотипность реакций и неумение видеть разнообразные выходы из трудных ситуаций. Очевидно, подростки нуждаются в том, чтобы взрослые давали им позитивный опыт творческого подхода и ответственного поведения.
Не менее важна поддержка взрослых в болезненных вопросах, связанных с материально обеспеченной жизнью, семейным счастьем и здоровьем. Явный перевес важности этих перспектив над доступностью ведет к внутренним конфликтам, что, в свою очередь, повышает тревожность и снижает самоценность подростков. Школа не может стоять в стороне от этих проблем. Как считают авторы исследования, необходимы специальные программы, повышающие стрессоустойчивость школьников.

Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru