Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Как расширить пространство класса

Обмен идеями при помощи Всемирной Сети

Наладить взаимодействие

Обучение не ограничивается рамками школьных стен. Особенно если мы говорим об обучении в области компьютеров и коммуникаций.
Одна из приоритетных задач образования в области информатики – обучение работе в междисциплинарных и межрегиональных сетевых коллективах. Примеры успешного движения по этому пути – международные сетевые конкурсы типа «ThinkQuest» или конкурса «Виртуальный класс 95–99», в состав команд которого, собиравшихся для создания общего произведения, входили три класса, и каждый принадлежал к разным географическим зонам (Америка, Европа, Азия).
Одним из наиболее интересных проектов этого года, направленных на обучение совместной сетевой деятельности, стал проект объединения ряда Летних школ России в сеть, внутри которой поддерживался информационный обмен и реализовывались общие замыслы.
Проект «Сеть и Интернет-проекты летней школы-2000» потребовал прежде всего видоизменить и продвинуть региональные образовательные, культурные и художественные Интернет-ресурсы таким образом, чтобы они непосредственно могли быть использованы при проведении Летней школы. Например, был значительно преобразован сервер лаборатории учебных коммуникаций (http://uchcom.botik.ru). В ходе проекта мы доработали наши архивы летних компьютерных и экологических школ Переславля-Залесского и Нижнего Новгорода за период 1986–2000 гг. Некоторые из представленных в архивах учебных проектов послужили примером и отправной точкой в развитии проектов этого года. Среди самых популярных – виртуальный музей «Природа переславльского края» – поддерживается лабораторией совместно с сотрудниками естественно-исторического отдела Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Здесь собраны материалы по краеведению, географии, климату, фенологии. Особой популярностью пользуется раздел музея «Народный календарь», рассказывающий о приметах и поверьях. Специально для Летней школы сотрудники музея подготовили материалы для проекта «Родники и реки Переславля», и в ходе Летней школы ученики работали не только с объектами живой природы и их изображениями сегодняшнего дня, но и с архивными материалами, оформляли электронный фотоальбом, в котором собраны старые фотографии реки.
Первоначально планировалось, что в сеть Летних школ войдут только школы региональной сети Переславля-Залесского, где несколько предполагаемых площадок уже имели устойчивую и быструю связь (10–100 Мб). К началу лета мы дополнительно подключили еще несколько точек.
Если школа или лагерь действительно хотят получить доступ к Сети, видят в этом смысл и считают это направление приоритетным в своей деятельности, то вопрос подключения решается даже без особенных денежных вложений. Показательно, что подключение и оплата коммуникаций в летнем лагере в деревне Михаленино Варнавинского района Нижегородской области стоили около $150, включая покупку модема и прокладку телефонной линии. И это относительно небольшое вложение средств позволило поддержать не только электронную почту, но и удаленное размещение материалов на веб-сайтах Нижнего Новгорода и Переславля-Залесского (около 12 Мб) и несколько чат-сессий на сервере педагогического сектора Реларн.
Другой возможный путь передачи материалов от одной школы к другой связан с записью CD-дисков. В некоторых случаях, когда материалы объемны, а пропускная способность канала низка, этот путь может оказаться предпочтительным. Мы столкнулись с тем, что материалы всего проекта и каждой школы при тщательном документировании ее работы становятся столь объемными, что их сохранение и представление требуют постоянной записи уже не на дискеты, а на CD-диски. Таким образом, издание CD-диска в ходе проекта являлось не столько формой отчетности, сколько рабочим моментом коммуникаций. Как показал опыт передачи материалов от одной школы к другой, с технической точки зрения сегодня возможно организовывать достаточно полный информационный обмен между удаленными точками проекта только при наличии в этих точках электричества.

Содружество школ

Вначале речь шла о проведении одной общей сетевой школы в одном месте в течение всего двух недель. Но реальность внесла серьезные коррективы в наши планы, и в результате возникло несколько школ, расположенных в разных регионах страны и разнесенных во времени на все три летних месяца:
Летняя компьютерная школа межшкольного учебного центра Переславля-Залесского, 1–30 июня.
Экологический лагерь «Сосна», Михаленино, Нижегородская область, 1–11 июля.
Летний лагерь на берегу озера Байкал, 14–30 июля.
Летняя академия «Искусство – среда обитания», Переславль-Залесский, 1–30 июля.
Летняя эколого-этнографическая съемочная группа, деревня Горинцы, Нижегородская область, 1–10 августа.
Экологическая школа в Старой Пустыни Нижегородской области для школьников из Мурома, 10–20 августа.
Материалы всех этих школ представлены в Сети и вошли в заключительный CD-диск проекта. О масштабах работы можно судить по тому, что диск практически заполнен – 610 Мб.
Работа велась над несколькими сетевыми проектами, которые передавались от школы к школе:
«Родники и реки»: конкурсы на представление в Сети рек и родников Переславля, Поветлужья и Старой Пустыни.
«Один день из жизни в Летней школе»: конкурс на гипертекстовое представление мальчиком или девочкой одного из своих – от рассвета до заката.
«Царевна-лягушка» – конкурс исследовательских и художественных работ, посвященных земноводным.
«Все эти птицы»: конкурс исследовательских и художественных работ, посвященных птицам.
Формы, в которых осуществлялись проекты, были самыми разными. Так, при разработке темы «Родники и реки» в Переславле и Михаленине обряды и традиции, связанные с местными реками и родниками, служили только дополнениями к описательным или исследовательским работам учеников. В летнем лагере в Горинцах все напоминало деятельность съемочной группы, в которой и дети, и взрослые заняты постановкой эколого-этнографического слайд-фильма «Огненные шары». Кроме того что группа занималась съемками фильма, они каждый вечер пели для жителей деревни песни, которые они собрали в этом регионе, песни, которые когда-то пела, а потом забыла и утратила деревня.
Приятной и обнадеживающей неожиданностью стало то, что во многих школах этого лета в центре внимания оказались вопросы изучения региональной экологии и культуры тех мест, где проводится летний лагерь. Даже если эти проекты и не были изначально широко представлены в учебной и научной программе, то в заключительных материалах школ Старой Пустыни, Шиды, Горинцев, Переславля именно эти проекты, связанные с изучением, осмыслением и использованием местного фольклора, вызывают повышенный интерес и у преподавателей, и, что еще более важно, у учеников.
Как же осуществлялся обмен информацией и идеями внутри общего большого проекта? Материалы, созданные в Переславле в июне, были представлены в Михаленине, дополнены результатами лагеря «Сосна», вернулись в Переславль, были дополнены материалами летней академии искусств, вновь попали на нижегородскую землю в эколого-этнографическую экспедицию и после дополнения поступили в лагерь муромских школьников. Так создавался общий продукт – при сохранении самобытности и заинтересованности участников, живущих в разных точках пространства.

Что дальше?

Проект позволил перейти на более высокий уровень и показал возможность создания сети российских Летних школ, технически объединенных электронными коммуникациями, а содержательно связанных общими проектами, которые либо выполняются одновременно в нескольких точках, либо передаются от одной школы к другой. Мы имели возможность убедиться, что сетевое межрегиональное взаимодействие делает учебную среду богаче, позволяет отталкиваться от более значимого материала, обеспечивает обмен идеями между учениками и учителями. И, кажется, благодаря такой проектной работе педагоги начинают всерьез задумываться о том, что следует понимать под образованием во времена цифровых технологий.

Евгений Патаракин,
кандидат педагогических наук,
руководитель проекта «Сеть и Интернет-ресурсы летней школы-2000» (2411 Project Harmony),
зав. Лабораторией учебных коммуникаций ИПС РАН
Переславль-Залесский


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru