Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Не делайте из учителя неудачника!

Как-то осталось почти незамеченным, что из общего нашего сознания, самосознания нации, если хотите, исчезло понятие «интеллигенция». Ввиду сложившегося положения вещей стало неловко употреблять это слово, а с ним словно бы и исчезла социальная прослойка – интеллигенция.
Зато появившийся новый слой с индифферентным названием «средний класс» поторопился занять все образовавшиеся пустоты между классами богатых и бедных (в число которых входят и те, кто не хочет себе в этом признаваться).
Первые – весьма громки. Они стремятся делать политику. Последние – тихи и печальны, растеряны до сих пор. И заняты поиском средств для выживания.
А вот средний класс тем временем, желая того или не желая, проделал колоссальную работу по изменению общественных ценностей. Господствующий критерий здесь – успешность. Самые популярные книги – пособия с формулами успеха типа «Думай и богатей», «Как уцелеть среди акул». Прежде известный Карнеги с его книгой «Как завести друзей и оказывать влияние на людей» теперь кажется инфантильным и малопродуктивным.
Успех понимается просто – получение существенного дохода от собственного предприятия или место в компании с большой зарплатой. Общественное признание измеряется в долларах. Как-то в поезде пришлось услышать разговор в компании молодых. Довольно скоро после знакомства ребята и девушки перешли к выяснению ежемесячных доходов. Парень, признавшийся, что получает семьсот долларов, долго и подробно объяснял, словно извиняясь, что ему этих денег вполне хватает.
Для всех тех, кто не достиг хотя бы этих «средних» высот, модным публицистом со страниц популярнейшего российского издания вводится в общественный обиход новое понятие – «лузеры», от английского loser – «проигравший». И, соответственно, недовольство этой массы людей превращается в ворчание неудачников, не более того.

На этом фоне современному учителю тяжело определить свое место. То, что он не относится к среднему классу, если не работает в дорогостоящей частной школе, каких и не так уж много, – вроде бы понятно. Если ты такой умный, то почему не богатый? – насмешничает теперь современность.
То, что от прежней вдохновляющей просветительской роли мало что осталось, – тоже очевидно.
То, что зарплата учителей не обеспечивает семье прожиточного уровня, – за гранью оправдания.

Держится учитель в школе в силу привычки, вероятно. Но имеет место и свойство профессии, которое В.В.Зеньковский называл «педагогическим идеализмом».
Во всем огромном объеме высказываний о гибели «Курска» наиболее пронзительными и точными мне показались эти слова: “Нигде в мире нет такой жертвенности – уходить из бедных домов в море защищать страну, которая, может быть, больше есть в идеале, а не на самом деле”.
На эксплуатации этого идеализма пока все и держится. Но как в сфере техники накопилась усталость оборудования и критическая масса неполадок грозит грандиозными техногенными катастрофами, так, надо понимать, и в человеческой сфере накапливается усталость. Но о «гуманогенных» катастрофах предпочитают помалкивать.
Напротив, судя по обнародованной стратегии развития страны, по-прежнему делается ставка на эксплуатацию идеализма учителей. Посмотрим на цифры. К 2005 году предполагается довести уровень зарплаты учителей до 2000 рублей. Однако если взять за основу расчетов заложенный в бюджет страны размер инфляции 20%, то к 2005 году зарплата должна вырасти в 2,5 раза только для того, чтобы не отставать от инфляции. Так что ни о каком стратегическом повышении зарплаты учителей говорить не приходится.
Трудись, учитель, во благо родины! А о нищенстве своем не говори – стыдно это, не благородно, не интеллигентно.

Так кому, в конце концов, должна служить реформа образования? Похоже, в социальном отношении пресловутая модернизация должна легализовать переход руководителей учреждений и части чиновников в «средний класс», что позволит им стать наравне с бизнесменами средней руки. И тогда роль директора школы будет определена как работодатель, а со временем, похоже, будет приравнена к роли собственника. И уж поверьте, понадобится не менее десятка лет, чтобы появился достойный противовес в форме сильного профсоюза учителей, способного отстоять их права!

Ирина Невежина

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru