Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Образование – это возможность выбора

Наш собеседник – Светлана Анатольевна Горченко, доцент кафедры социальной работы факультета психологической и социальной работы Сыктывкарского госуниверситета.


– Осовременивание образования, приведение его в соответствие с современной ситуацией. Ваше отношение?
– В целом положительное, при непременном условии профессионального воплощения этого подхода.
1) Последовательное осуществление принципа, который недавно вновь выразил Альберт Гор, “деньги следуют за ребенком”.
К сожалению, личный опыт пока говорит об обратном. Мой внук учится в небольшой уютной питерской частной школе, созданной энтузиастами-родителями для своих детей. Плата за обучение символическая – 160 рублей в месяц. И тем не менее непонятно, почему те деньги, которые мы выплачиваем государству в виде налогов, не возвращают в эту школу? За моим внуком деньги не следуют в его школу!
2) Получая с родителей деньги сверх единого государственного норматива, педагоги должны уметь поддерживать здоровую атмосферу в школе, нормальные отношения между детьми, чьи родители имеют разный достаток и потому платят в школе по-разному.
– Уточним вопрос об оплате сверх норматива. Допустим, родители троих школьников могут и хотят заплатить за подготовку их детей в вуз. Еще семеро школьников также хотят получить эти знания, но их родители то ли не могут, то ли не хотят платить за эту образовательную услугу. Что должны делать педагоги и школы в этой ситуации?
– Допускать на эти занятия, без сомнения, надо всех десятерых школьников. Педагог же становится в первую очередь воспитателем, который должен уметь решать этические задачи: пусть родители помогают школе иным способом, не обязательно рублем. Или пусть сам старшеклассник отрабатывает в школе, если ему действительно необходимо поступление в вуз.
Государство же (или муниципалитет) должно обеспечить либо наличие в школе освобожденных классных руководителей, либо достойную оплату за классное руководство учителю-предметнику. В любой школе, пусть в разном количестве, должны быть психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе.
Другие варианты решения задачи 3+7=? – развитие дистанционного образования, поддержка обучения в форме семейного образования и т.п.
– Какова, на ваш взгляд, основная задача школы? Готовить в вуз?
– Подготовить ребенка к тому, чтобы он был в состоянии сделать свой выбор и отвечать за него.
– Роль родителей в школе: родительские средства, попечительские советы?..
– Педагог-профессионал должен уметь наладить диалог с родителями. Плохой педагог, как правило, не может работать ни с родителями, ни с детьми. Родители для него – дойные коровы. Попечительский совет должен состоять из максимально ответственных родителей вне зависимости от достатка!
– В правительственных документах до января 2001 года сформулирована позиция: “Увеличение разнообразия форм учебных организаций”. Что вы думаете о юридической стороне образовательного учреждения?
– Есть различные варианты: пусть у родителей будет максимально возможный выбор – частная, государственная или муниципальная школа.
Государственные школы должны быть доступны для всех!
Любой муниципалитет может захотеть создать нечто лучшее: это можно только приветствовать. Если городские власти ответственны перед народом, они сумеют создать муниципальные школы, в которых условия будут лучше, чем в государственных школах с минимальным государственным единым нормативом.
Конечно, как и всегда, в нашей стране возможны злоупотребления, например, будут созданы муниципальные школы, в которых за деньги всех горожан станут учиться не лучшие дети, а дети “особенных” родителей.
Почему бы горожанам при выборе мэра не учесть наличие или отсутствие таких злоупотреблений? Именно так они могут корректировать образовательную политику своих избранников.
– Зарплата преподавателя университета вырастет к 2005 году до 4,5 тысячи, учителя школы – до 2 тысяч рублей в сопоставимых цифрах...
– То, что сейчас воспитателю детсада, учителю младших классов приходится мыть школу, чтобы хватило на еду, недопустимо!
Любой педагог, любой руководитель кружка для детей должны получать за свой труд в зависимости от квалификации, от качества работы, но так, чтобы это решило основные материальные проблемы!
Нельзя экономить на педагогах даже в бедствующей стране – иначе разоримся на милиционерах!
А в перспективе, то ли к 2005 году, то ли позже, а именно тогда, когда положение в стране позволит обеспечить достойную зарплату любому педагогу, тогда будет справедливо говорить о такой разнице в зарплатах работников школы и вуза, как запланировано в правительственных документах. Но не раньше!
– Иностранный язык предлагается с первого или второго класса. Будет модернизирован федеральный учебный план. Мы попадем в ситуацию острой нехватки учителей иностранного языка. И будет запущена федеральная программа приоритетной оплаты учителей иностранного языка в школах РФ. Это верный путь?
– В принципе, безусловно, верно, но чрезвычайно важно везде при увеличении зарплаты увеличить требования к результатам труда: реальное общение на языке с иностранцем, понимание английского текста в Интернете.
– Унифицированность итоговой оценки знаний выпускника, единый экзамен – не усложнит ли это поступление в вуз сельским школьникам?
– Может быть, надо идти дальше: принимать в вуз всех желающих, а неспособных к учебе, буде такие окажутся, отсеивать на 2–3-й сессии. Ни в коем случае не на первой сессии, ибо адаптация к вузу идет медленно.
Я за унифицированность итоговой аттестации, если единый экзамен – дорога в этом направлении. Пусть вначале выпускник не пройдет в желаемый вуз, зато ему будет открыт путь в менее престижный институт.
– Что изменилось в вузе с появлением студентов, платящих за обучение?
– Во многих вузах, факультетах, где есть платное обучение, успешно решаются вопросы материальной базы факультетов, кафедр. Правда, у нас я этого пока не ощущаю.
– В проведении реформы значима роль управленцев, чиновников от образования. Что вы думаете о людях этой системы?
– О, здесь я субъективна, боюсь сказать слишком жестко.
Вся нынешняя система управления школой бездетна!
Даже очень хорошие люди и педагоги, попадая в систему образования, вынуждены забыть об интересах ребенка и рядового учителя.
В этой системе происходит естественный отбор и на каждой последующей ступеньке вымывается педагогическое, остается чиновничье.
Выход – в развитии и поддержке альтернативной системы образования.

Беседовал Павел ШМАКОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru