Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Моя реформа

Реальное обновление школы – в сумме наших идей и проектов, а не в планах министерства

Как не надоест этим министерским чиновникам с их показными инициативами решать все за всех и выдавать свои узкокабинетные планы за общенародные!
Честное слово, уже нет сил терпеть, когда вместо того, чтобы прислушиваться к обществу, стараться действовать в соответствии с тем, чего хотят родители и дети, – вместо этого солидные дяди и тети, исходя из якобы государственной необходимости, составляют свои прожекты и выдают их за реформу.
То тут, то там в средствах массовой информации появляется дикое и абсолютно бессмысленное клише: “Реформа, которую предлагает Министерство образования”. Не может ведомство предлагать реформу и тем более осуществлять ее. Ведомство имеет право только исполнять указания – либо президента, либо общества.
А то тоже выдумали: “Реформа Министерства образования”. Звучит примерно так же, как “высокая мода от швейной машинки”.
Реформа – это то необходимое, что предстоит сделать обществу для обеспечения благополучия своих детей и себя в будущем.
Еще раз: то, что предстоит сделать обществу. Не под руководством или по партитуре министерства или даже правительства, а по своей воле.
Необщественной реформы образования быть не может просто потому, что школа перестала быть сугубо государственной структурой. И потому еще, что мы строим гражданское, а не полицейское общество. И пока у нас нет, слава Богу, образовательной повинности.
Поэтому ни школа, ни учителя, ни ученые не могут и не должны осуществлять какую-то единую, для всех одинаковую реформу образования. Несмотря на всю неожиданность такого заявления, я глубоко убежден, что любая попытка осуществить реформу образования как флотский маневр “все вдруг” обречена на провал.
Этого никак не могут понять на Люсиновке и на Чистых прудах, но особо опасно, что в этот провальный круговорот чиновничьего “реформирования” попадает директорство, учительство. И всерьез начинают обсуждать достоинства и недостатки реформы по-министерски.
Как будто она есть.
А ее нет, вместо нее каждый раз получается сплошная фикция.
Реформа бывает только моя, каждого из нас. От трудного и рискованного сложения наших реформ получается реформа школы. А иначе не получается никакой реформы.
И уж коль скоро нам суждено жить в эпоху перемен, то надо принять простую, но в то же время драматическую истину: перемены нельзя остановить, их нельзя прекратить, ими нельзя командовать. Но их можно приватизировать. Сделать своими.
После этого все зависит от двух вещей: есть ли у вас идеи обновления жизни и как мы будем соединять свои и чужие идеи.
Поэтому, если мы хотим изменить жизнь к лучшему, школу сделать безопасной для детей, полезной для общества и эффективной для государства, надо объявлять суть своих реформ и согласовывать с другими.

Суть моих реформ
На что нужно тратить деньги, что нужно сделать?
1. Срочно отремонтировать 69 тысяч школьных зданий. Их состояние угрожает жизни детей.
2. Провести обновление технического оборудования школ параллельно с переподготовкой учителей и управленцев.
3. Создать эффективную сеть нешкольного образования.
4. Создать институты общественного управления школой (попечительские советы, профессиональные союзы и ассоциации, родительские и бизнес-ассоциации в поддержку школы, благотворительные фонды), ввести родителей в состав учредителей учебных заведений, принять меры по стимулированию благотворительности в образование.
5. Отменить вступительные и выпускные экзамены и ввести заявительный принцип поступления в вузы.
6. Сроки обучения, образовательную программу, учебный план и штатное расписание устанавливает сама школа и согласует с учредителем. Выдерживаются рамочные общенациональные образовательные стандарты.

Все.
Как, скажет измученный реформами читатель, а как же обновление содержания образования? Вы же сами столько раз повторяли, что это один из важнейших моментов реформы?
Правильно, и сейчас так считаю. И готов всячески помогать учителю в этом очень важном деле.
Но это уже реформа учителя. Не моя. Вернее, не столько моя, сколько учителя.
Я буду делать все, чтобы отремонтировать школы и поставить туда оборудование. Этого учитель сделать не может, это не его реформа.
А содержание образования – его.
Я могу создавать общественные институты управления образования (попечительские советы, например) и сети инновационного образования (эвриканская сеть федеральных экспериментальных площадок, например), буду пытаться создавать общественное мнение вокруг проблемы поступления в вуз – единый экзамен не слаще выпускных и вступительных, поэтому переходить с одной каторги на другую, чтобы потом дойти до полной отмены испытаний при поступлении в вуз, – зачем? Человек имеет право стать студентом, а потом во время первой же сессии отсеивайте его, если не тянет.
Вообще зачислять в высшее учебное заведение (профессиональное образование) по результатам обучения в школе (общее образование) бессмысленно, потому что это две разные вещи, напрямую друг от друга не зависящие. Это моя ответственность – как я готов к поступлению, я сам буду страдать, если чего-то не знаю. В этом и состоит суть непрерывного образования – продолжать учиться независимо от успехов на предыдущей ступени. А отметки – это для моего личного самоконтроля. В этом я вижу свою реформу перехода из средней школы в высшую.

Угрозы моей реформе
Сегодня их две – двенадцатилетка и Министерство образования.
Они мне мешают вести реформу.
Совершенно неоправданная активность РАО и Министерства образования по поводу двенадцатилетки (концепции, совещания, создание учебных планов) настолько возбудила граждан, что все остальное общественным слухом просто не воспринимается.
Люди не слышат мою реформу. Они слышат двенадцатилетку. И боятся ее. Потому что знают о катастрофическом состоянии школьных зданий, о невозможности отсрочить армию, об изнуряющих учебных технологиях, о насилии в школе, о наркотиках, и, конечно, людям страшно, если весь этот кошмар продлится еще год, а потом мальчики сразу попадут в казарму. А тут еще фантастическая формулировка “Эксперименты с 12-летним сроком обучения” – абсолютно непонятная людям вещь. Это что значит – шестиклассникам скажут: “В порядке эксперимента будете учиться 8 лет, а не 7” или десятиклассникам предложат: “Еще три года, а не два”? Так, что ли?
Двенадцатилетка сегодня – угроза реформе.
Вторая угроза – Министерство образования. Вовсе не потому, что там сидят угрожающие реформам люди. Нет, люди как люди. И министр – один из лучших за последнее время. По крайней мере именно при нем идет содержательная дискуссия, а не зубодробительный идеологический прессинг, как это было раньше.
На самом деле именно эта дискуссия и есть развитие системы образования.
А какую поддержку он лично оказывает инновационному движению – как никто другой! Так что министром мы довольны.
Дело в самой природе министерского управления школой. Оно вынуждено применять административные способы управления – иначе не может. А реформа, как мы уже поняли, – дело общественное. Поэтому независимо от того, какие люди сидят в министерских кабинетах, нельзя реформу образования делать чиновничьими способами.
А какими же еще? – спросит читатель.
Гражданскими. Надо создавать гражданские, общественные институты реформирования образования – это и есть реформа.
...Один мой друг, государственник по своим убеждениям, мой постоянный критик, недавно попал в такую ситуацию. Он переехал в Москву и весной нашел школу для своего сына. При этом ему было важно, чтобы начальная школа была трехлетней, и он такую нашел. 31 августа приходит в школу проверить, все ли в порядке, а ему сообщают, что по приказу московских руководителей образования школа, как и многие другие, переведена на четырехлетнее обучение.
– Как, почему? – стал возмущаться мой друг, ставший довольно крупным чиновником.
Тем более что по закону продолжительность обучения на каждом этапе определяется уставом образовательного учреждения.
Мне и жалко, и смешно: ну вот вам, господа государственники, результат вашего слепого поклонения безликому и бездушному государственному решению. Кто-то за вас решил, что вашему ребенку так лучше.

Результат моих реформ
Результат моих реформ – воспитание уважения к свободе и демократии, инвестиции в образование как основу нашего благополучия и само благополучие граждан.
Но только инвестиции в общественное образование, а не в школьную бюрократию.
Процветающая школа через десять лет – безопасная, просторная и оборудованная хорошей техникой.
Но главное – образование за пределами школы. Это возможно, я уверен.
Сколько это стоит, пока не знаю. Думаю, цифра хоть и огромная, но вполне по силам нашей стране. Только убеждать надо не Минфин, а налогоплательщиков.

...Говорят, что слово “реформа” дискредитировано, что его лучше не употреблять. Это говорят те, кому надо согласовывать свою реформу в Кремле или Белом доме. Мне не нужно, это моя реформа, а не Кремля или Белого дома. Я с собой все согласовал.
А вы?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru