Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело


Леонид ГУРЕВИЧ

При дефиците серебра и медяшка - золото?

Кинофестивалю “Послание к человеку” – 10 лет. Больше сказать о нем хорошего почти нечего...

Подтверждается разумное правило: нельзя в искусстве раздавать всем сестрам по серьгам. Кому и три не жалко дать, а кому и одну запретно. Жестоко?
А как создавать “нетленку”, если стараться никого не обидеть?

Наверное, не только мне показалось, что сам обычай летних лагерей для детского отдыха, увы, навсегда вымер... Выяснилось – слава Всевышнему! – что это не так, и я недавно получил приглашение в загородный лагерь. Он оказался необычным: 28 ребят-москвичей самого разного возраста, от третьего до десятого класса, собрались, чтобы доделывать и обсуждать свои доклады и проекты. Не то чтобы вундеркинды, но и не просто “учащиеся”. Одного интересует клинковое оружие в России XVII века, другую – философия йоги. Одну – загадка Шекспира, другого – этика восточных единоборств... Элла Эдуардовна Кац, известный не только в Москве педагог милостью Божией, уверена: одаренных людей надо находить, выделять, а потом лелеять, совершенствовать.
Думаю, то же самое необходимо и в нашем деле, в кино. Мы вдосталь наболтались в свое время о всеобщем равенстве, равных возможностях... На самом деле никуда не деться: есть талантливые и есть не одаренные. Это и от Бога, и от предков, да и от готовности и умения впитывать, брать. Так что красивая псевдодемократическая фразеология просто опасна.
Я лишний раз убедился в этом в Санкт-Петербурге на кинофестивале “Послание к человеку”, объединяющем короткометражное игровое, анимационное и документальное кино.
Так уж повелось, что на страницах нашей газеты я пишу о кинофестивалях. Пусть не о самых видных, но о важных. О студенческом: начало начал. О “Флаэртиане” – лаборатории поисков. На сей раз – о фестивале международном, широко известном, отмечающем свой десятилетний юбилей. Не раз и не два во время просмотров не хватало мест, во всех проходах молодежь сидела на полу – шагу не ступить! Были праздники встреч с большими мастерами: Годфри Реджио, Збигом Рыбчинским; с картинами: звезды мирового кино Киры Муратовой или оскароносного аниматора Александра Петрова; с новыми молодыми кинематографиями, скажем, иранской... Но я ведь как тот кулик: все про свое болото. Про неигровое кино и все больше про отечественное. А в рамках фестиваля проходит не только международный, но и национальный конкурс “Документальное кино России”.
На сей раз, увы, получилось так, что “свое болото”, которое я так хвалил в предыдущей статье, я вынужден в нынешней ругать, как это и сделал во время дискуссии на фестивале. Почему?..
Потому что это было совсем иное болото. Руководствуясь именно псевдодемократичностью, идеологи фестиваля принципиально не занимаются предварительным отбором лент. Они уважают всех, кто в данный год произвел фильм на кинопленке, благо этой пленки – дефицит. В результате создается коллекция всего из 35–45 картин. А каких – не так, мол, и важно, “все мы люди, все мы человеки”... Все мы режиссеры.
Спасибо за уважение, но результат, к сожалению, получается плачевный. Дай Бог, чтобы десяток из этих картин выдержал тест на качество. Чаще и того нет. К стыду моему, оказалось, что, из года в год наблюдая за вполне достойным корпусом лучших картин, мы все упускали из виду абсолютно недостойный средний уровень. С тревогой и болью вынужден сказать: за пятнадцать, а то и двадцать лет борьбы за новое неигровое кино его средний уровень почти не изменился. Все тот же забубенный, глупый дикторский текст, все та же музыка невпопад как затычка. Все та же невнимательность к форме и утилитарность содержания. Все та же скука описательности, отсутствие и тени конфликта внутри фильма. Хуже того: вообще отсутствие драматургии.
Братцы, за что же боролись?..
Разумеется, за то, чтобы на этом же фестивале получали призы талантливые и яркие картины. Я уже писал о “Трассе” и “Занесенных ветром” (они и стали лауреатами). О “Дневном сне”, о фильмах Юрия Шиллера и Татьяны Скабард. И на этом фестивале с радостью выделю помимо названных лент, скажем, “Ретро” Эллы Давлетшиной – трогательную элегию встреч пожилых людей со своей юностью на танцплощадке “в городском саду”. Или, например, “Клерк – министр – президент”, фильм Жанны Романовой: размышления подростков о своем будущем в набоковской усадьбе Рождествено под Питером, где сам воздух требует чистоты и честности... “Боо” – ироничная и тонкая притча Славы Мирзояна о жажде наколдованного волшебства и о печали его невозможности. Глядишь, и еще пара фильмов найдется, не более. Но каков же их разрыв с остальной массой!
Яснее всего это обнаружили фильмы из проекта “Русское чудо”. Он был затеян с размахом, как в доброе старое время, по всей стране – Казань, Новосибирск, Иркутск. Везде, где есть небольшие провинциальные студии, надо было снять короткие фильмы – портреты интересных людей. Кто же возразит против такой идеи, да еще если герои выбраны разнообразно и интересно: от талантливой девочки-музыканта до всемирно известного космонавта?
Но за размашистым почином не углядели главного: качества работы. Талантливый замысел принял форму уже забытой “разнарядки”, где на первый план вышла забота занять делом “безработные” студии хроники. Большинство фильмов оказались беспомощными, невнятными, а то и просто непрофессиональными.
Вот ведь странность!.. В годы застоя (он же “развитой социализм”) погоду в неигровом кино делала именно провинция. Оттуда приходило самое яркое и интересное. Ларчик открывался просто: финансирование шло от государства примерно равное – и в центр, и на периферию. А пресс цензуры куда сильнее давил в столицах. Теперь цензуры практически нет нигде, зато деньги оседают в центре. Ослабляется творческая энергия, рвутся связи талантливых людей. “Амортизация сердца и души?..”
Тем более подтверждается разумное правило: нельзя в искусстве раздавать всем сестрам по серьгам. Кому и три не жалко дать, а кому и одну запретно. Жестоко?.. А как быть с ориентирами? И как создавать “нетленку”, если стараться никого не обидеть?.. Жизнь человеческого духа открывается только духовным людям, художникам истинным. Им и книги в руки. Только так и тогда могут быть наполнены школьные видеотеки – штучными, даровитыми работами.
Я знаю, как этически непроста проблема элитарных школ. Знаю, как легко тут перегнуть палку, и не полагаю себя вправе вступать в эту дискуссию. Но про искусство вообще, про кино в частности и неигровое в особенности сужу трезво: мы обязаны сберечь эту неотъемлемую часть российской культуры. Именно культуры, а не идеологического ширпотреба.
И никакого тут нет снобизма, а есть гамбургский счет: давать тому, кому дано.
Снобизм же на уважаемом мною питерском фестивале сказывается в ином: уже многие годы его хозяева отказывают в гостеприимстве видеофильмам, снятым на магнитной, а не целлулоидной пленке. Делается это ради высокой патриотической цели: поддержать любимую, привычную, многолетнюю и по сю пору все еще лучшую по возможностям технологию. Но что делать, если во всем мире кончаются запасы серебра, а стало быть, и кинопленки? И что делать, если видеотехнологии с каждым месяцем становятся все качественнее (и все дешевле) и уже полноценно конкурируют с классическим “носителем”?
Сегодня, когда кинопленка, по сути, распределяется (“всем сестрам”) и зачастую попадает в руки тех, кто не умеет ею воспользоваться, лучшие фильмы (в том числе и ищущие новых путей) куда чаще рождаются на видео. На видео, как правило, работают молодые авторы, не желающие снимать рутинно. А на пленке – вот парадокс! – те “профи” среднего возраста, которые либо слишком устали для поиска, либо не ведают, что творят.
Кажется, это наконец начинают понимать руководители фестиваля “Послание к человеку”. Впервые в этом году, пусть вне конкурса, они устроили показ видеофильмов. И небольшая эта программа была свежей и даровитой. Что и требовалось доказать.
На дискуссии в Санкт-Петербурге у меня оказались и союзники, и оппоненты. Были разные аргументы. Не надо, мол, паниковать, есть ведь и хорошие фильмы... Или того лучше: все равно наша российская документалистика лучше западной, мы, мол, сердечные и философичные, а они – прагматики. Так что опять не о чем волноваться (?!).
Старая и верная мысль гласит, что художника (или художественное явление) надо мерить по лучшему из им созданного. Фестиваль, на мой взгляд, как раз и обязан представлять это лучшее. Но и другая истина верна: хотя айсберг сияет вершиной, она всего лишь одна восьмая часть льдины. Что будет, если подводные семь восьмых растают?..
Будем же бдительны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru