Высшее образование в регионе
Размышления по итогам вступительных
экзаменов
В Свердловской области прошло
зачисление на дневные отделения вузов. Желающих
поступить в этом году было 35 тысяч человек, что на
2–3 % больше, чем в прошлом, но в число
счастливчиков попали только 10 тысяч. Стабильно
высок интерес к Уральскому государственному
университету и Уральскому экономическому
университету – конкурс в среднем составил 3–4
человека на место. Неожиданно популярной стала
журналистика – 6 человек на место. В
Архитектурной академии конкурс существенно
различался: от 10 претендентов на “Дизайн
одежды” до недобора на художественную обработку
металла. В педагогическом университете самой
популярной стала социология: 10 человек на место,
минимальный конкурс – 1,6 – был среди будущих
преподавателей музыки..
Всего в области 19 государственных вузов,
обучающих 122 тысячи студентов более чем по 200
специальностям. Негосударственный сектор
представлен 12 лицензированными высшими
образовательными учреждениями (из них 3
аккредитованы) с контингентом 8,5 тысячи,
обучающихся более чем по 40 специальностям, и
сетью филиалов и представительств
негосударственных вузов в городах Свердловской
области.
Системой высшего профессионального образования
в прошлом году решались следующие задачи:
введение в учебный процесс государственного
образовательного стандарта, усиление роли
Совета ректоров, обеспечение социальной
поддержки студентов и трудоустройство
выпускников высшей школы на основе целевой
контрактной подготовки.
Министерством общего и профессионального
образования Свердловской области налажено
взаимодействие с учреждениями высшего
профессионального образования, обеспечен
контроль за исполнением законодательства в
сфере образования и защиты прав обучающихся;
разработаны меры по оптимизации условий
развития высшего профессионального образования
на период 2000–2004 гг.
За последнее время в Екатеринбурге открылись
филиал Института менеджмента и права города
Снежинска Челябинской области и
представительство Ленинградского
государственного областного университета;
произошло выделение Новоуральского
государственного политехнического института из
состава МИФИ. Появились новые специальности:
правовед-педагог в Институте педагогической
юриспруденции при Уральском государственном
профессионально-педагогическом университете;
оптические технологии и материалы в УГТУ-УПИ;
промышленный дизайн в УГТУ-УПИ.
Расширение спектра образовательных услуг в
системе высшего образования свидетельствует об
устойчивом интересе молодежи к образованию.
Подтверждением может служить повышение
численности студентов: прием студентов в
государственные вузы в 1998 г. составил 26,5 тысячи
человек (всего обучалось 104, 8 тысячи), то в 1999 г. –
уже 33,3 тысячи (всего обучалось 122,3 тысячи
человек). Каков будет общий прием в 2000 году,
покажет время, но уже сейчас очевидно, что число
студентов растет. Стал больше и конкурс. На
отдельные специальности состязание идет только
между медалистами. Но иногда медалист не может
поступить на выбранную специальность. А на
первом курсе еще один отсев: тех людей, которых
взяли по результатам обученности.
Начальник управления государственной
аттестационно-лицензионной экспертизы
министерства общего и профессионального
образования Свердловской области Вера
Полуяктова считает: «Подсистемы образования у
нас в достаточной мере автономизировались, в
результате чего дети становятся заложниками
высшей школы. Сейчас вступительные экзамены в
вузы – это во многом ситуация, когда выпускника
ловят на том, что он чего-то не знает по предмету.
Но всего знать невозможно. Что же касается
социального опыта, общей образованности – они
как бы уходят на задний план и вообще не
оцениваются. (К вопросу о тестировании! – Прим.
автора.) Школа знает ученика 10 лет, в вузе его
видят пару часов. Если бы вуз больше доверял
школе, мы могли бы договориться о каком-то
промежуточном документе – приложении к
аттестату, который бы фиксировал истинный
потенциал ученика, а не результат того, что у него
в школе в последний год все время хворал учитель
физики или, наоборот, к услугам ребенка большой
родительский карман и штат репетиторов. Если бы у
школы и вуза были одни подходы, не было бы ножниц
между стандартом и требованиями вуза, можно было
бы сдавать один экзамен».
Быть может, лихорадкой вступительных экзаменов
объясняется увеличение числа желающих обучаться
платно. Стоимость обучения в негосударственных
вузах области колеблется: 3–4 тысячи за семестр
на вечернем и заочном отделении, от 5 до 13 тысяч на
дневном отделении. В Екатеринбурге из имеющих
лицензию двенадцати вузов аккредитованы
Гуманитарный университет, Уральский институт
экономики, управления и права, Академия
управления и предпринимательства, готовится к
аккредитации Институт международных связей.
Отсутствие аккредитации, конечно, не значит, что
преподавание специальности ведется не на уровне,
но чаще всего студенты заинтересованы в дипломе
государственного образца. Жизнь показывает, что
рост числа таких вузов и особенно филиалов
требует усиления государственно-общественного
контроля их деятельности и качества
предлагаемого образования, так как аттестация
один раз в 5 лет является недостаточным средством
для обеспечения должного качества.
Необходимо отметить и целый ряд проблем.
Современная система профессионального
образования России в значительной степени
сохраняет отраслевую структуру. Большинство
вузов работает без учета региональных интересов.
В результате около 30 % выпускников вузов остаются
нетрудоустроенными, а 9% – трудоустраиваются
самостоятельно. В последние годы утрачены
традиции взаимодействия вузов с производством, с
опытными и экспериментальными базами, что ведет
к снижению качества учебного процесса.
Взаимовлияние рынка труда и рынка
образовательных услуг учреждений высшего
профессионального образования проявляется
очень слабо. В развитии профессионального
образования области должна возрастать роль
мониторинга структуры подготовки
профессиональных кадров, должно быть обеспечено
эффективное взаимодействие вузов с
предприятиями на основе развития договорных
отношений с предоставлением последним
определенных льгот.
Неудовлетворительное финансирование является
одним из главных источников кризисных ситуаций в
системе профессионального образования: ветшает
учебно-материальная база; сократились
капитальные вложения; темпы износа учебных
корпусов и общежитий существенно опережают
темпы их реконструкции и нового строительства.
Помощь вузам вынужденно оказывается из
областного бюджета. В 2000 г. в счет мобилизации
недоимки в областной бюджет за прошлый год
предполагается выделение 10,6 млн рублей на
поддержку вузов по областной целевой программе
развития образования на 2000 год: 2 млн – на оплату
обучения «целевиков», помощь студенческим
научным обществам, остальные – на завершение
строительства, ремонт и реконструкцию зданий
общежитий, вузов – участников прошлогодней
программы. По мнению министра образования
Валерия Нестерова, поддержку надо оказывать в
первую очередь тем учреждениям высшего
профессионального образования, которые работают
по целевому приему (УрГУ, УГППУ, УГПУ,
Нижнетагильский пединститут) и готовят кадры для
нужд области. Целевой прием введен для
подготовки педагогов, врачей для сельских и
отдаленных территорий. Но «целевики», поступив
на льготных условиях и закончив вуз, не спешат
возвращаться в сельскую местность. Тех же врачей
до места работы доходит менее 10 %. Одна из причин
– отсутствие жилья. Необходимо также и
строительство жилья для молодых специалистов на
селе.
Для дальнейшего развития системы высшего
профессионального образования необходимо
взаимодействие с Министерством образования РФ, с
отраслевыми министерствами-учредителями;
внедрение адекватных времени подходов к
управлению системой высшего профессионального
образования. В основе региональной политики в
сфере профессионального образования – идея о
достижении гармонии региональных, федеральных,
муниципальных интересов, интересов
образовательных учреждений и личности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|