Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр МОЛОДЫКА!

АРГЕНТИНА

Между необязательностью и необходимостью


Здесь в старшей школе не существует понятия дисциплины, потому что каждый знает, зачем он пришел в класс

Конечно, мы всегда заняты своими собственными проблемами. Но иногда хочется оторваться от них, помечтать, что есть на свете школы, где все дети учатся с удовольствием и нет никакого обязательного стандарта. Бросаемся путешествовать по другим странам и с удивлением обнаруживаем, что аргентинские и американские учителя бьются над тем же, что и мы: стоит ли ставить оценки или нет; как обеспечить дисциплину в классе, не ущемляя достоинства ребенка; сколько все-таки лет учиться? Об этом наши сегодняшние публикации.

“Образование превыше всего!” – этот путь был выбран Аргентиной более 100 лет назад, в 1868 году, во времена правления просветителя Доминого Сармиенто, а в 1884-м тогдашнее правительство декларировало всеобщее, бесплатное, обязательное и независимое от церкви образование.
Свой путь к вершинам наук ребенок начинает в “преэсколяр” – младшем дошкольном учреждении, где учат не буквы, а сразу слова и словосочетания, подкрепленные соответствующими картинками. Буквы – потом. Через год, освоив букварь, – на девять лет в начальную (“примарио”) школу.
Дальше необязательная, но очень желательная средняя школа – “секундарио”, в которой можно продолжить обучение после успешного окончания “примарио”. Раньше она была пятилеткой, теперь дети учатся три года, и может быть как общеобразовательной, так и специализированной, типа наших ПТУ. Многие на этом этапе по личным или финансовым обстоятельствам с 15–16 лет идут работать, получая основы профессии непосредственно на производстве. Получить работу подростку, как и везде, непросто, но большинство продолжают учиться для более высокого в дальнейшем социального статуса. Причем на этом этапе обучения двоечников (в нашем понимании) не бывает. Каждый знает, зачем он сюда пришел, и помнит, что семья недополучает в общий котел. Хотя и здесь есть возможность совмещать работу с учебой, пользуясь вечерней формой обучения, где занятия заканчиваются в 23 часа.
Следующий этап – это высшее образование – “тресарио”. В вузы принимают с 18 лет бесплатно и с законченным “секундарио”. Поступить в вуз и закончить его – заветная мечта многих. Получив высшее образование, ты становишься “профессиональ” и при достаточном везении или поддержке либо получаешь высокооплачиваемую престижную работу, либо открываешь собственное дело. Для сравнения скажу, что заработная плата рабочего не превышает 1000 долларов, а в среднем на уровне 600 за десятичасовой рабочий день с одним выходным, в то время как заработная плата инженера или врача не бывает меньше 1000 долларов при восьмичасовом рабочем дне и двух выходных. Знакомая психолог получает 50 долларов в час, а подсобный рабочий – два. Думаю, что цифры убедительные и есть за что повоевать.
Давайте пройдемся по школе. Первое, что бросится в глаза, – у школы нет окон, так что считать ворон на уроке не получится. Школа двухэтажная, с высокими (до пяти метров) потолками, глухая снаружи и прозрачная внутри: огромные окна классов выходят в общий холл, над которым нет... крыши! Идя под солнцем или под дождем по чистым, отполированным мраморным плитам, можно видеть справа и слева, как в аквариумах, учеников и учителей. Идут занятия, и если тебя, к примеру, вызвали к доске – это могут наблюдать все классы напротив. Правда, в режиме немого кино, поскольку стекла звуконепроницаемые. Все ученики одеты в белоснежные неприталенные халаты с хлястиками – это униформа для государственных “примарио”.
Вожделенная пятерка повергнет в уныние маленького аргентинца: в отличие от России и Болгарии (где это низшая отметка) в Аргентине 10-балльная система, причем “неуд” – до пятерки включительно, 6 – “уд.”, 7–8 – “хор.”, 9–10 – “отлично”. Про единицу с двойкой даже говорить не хочется...
Между прочим, идя по улице, саму школу можно просто не заметить. Дело в том, что улицы в аргентинских городах представляют собой сплошную стену с многочисленными дверями, с табличками и без оных, за которыми может быть все что угодно от магазинчика до стадиона, от церкви до стриптиз-клуба. Отдельно стоящие здания здесь – огромная редкость.
Наткнуться же на школу проще всего в перемену или в конце занятий, когда ввиду полного отсутствия внутренних двориков ученики сидят, роятся прямо на узеньких тротуарах перед школами.
Академический час длится 80 минут с пятиминутным перерывом. Кружков “Умелые руки” или “Станций юных техников” я не встречал, а в спортклубах и тренажерных залах простора для творчества не много – вот и проводит молодежь время вечерами на лавочках в парке, беспрерывно целуясь.
Школьная дисциплина относительно поддерживается только в начальных классах. В дальнейшем поведение считается примерным, если ученик не разбил окно и не курит во время урока. Во время занятий допускаются свободные перемещения по классу, ноги, заброшенные на соседний стол, покидание аудитории без уведомления преподавателя о своих намерениях и, конечно, разговоры с соседом о вчерашнем футбольном матче. Отметки за поведение отсутствуют: не выгнали из школы – значит “отлично”.
Отсутствие классных руководителей и назначенных дежурных дает простор для самоуправления, хотя за посещаемостью и успеваемостью следят конкретные преподаватели по дисциплинам и выбранные старосты. Для решения актуальных, личных и социальных вопросов староста собирает класс в специально отведенных для этого местах, где и происходит вече, по результатам которого староста выходит на администрацию школы.
Школьной программой ведает республиканское министерство образования, и его инструкции обязательны для всех видов школ: государственных, частных, католических и национальных, которые были организованы диаспорами много лет назад.
Стандартное время занятий (“турно”) – три урока, 4,5 часа. Учеба – в три смены с двумя выходными. Третье “турно” только для 18-летних. Кстати, “турно” в широком смысле – время приема клиента профессионалом.
Нет необходимости перечислять стандартный набор дисциплин, а что касается общих направлений конкретных школ, то национальная коллегия выбрала четыре:
– естественные науки (физика, химия, математика, биология и т.д.);
– гуманитарные и социология (история, литература, юриспруденция);
– искусство и периодика (журналистика, лингвистика, критика);
– экономика (бизнес и финансы, менеджмент, управление, бухгалтерия).
Общий контроль за деятельностью школ осуществляется на уровне провинций, в ведении которых и трудовое воспитание. В отдельных случаях специализацию производственного обучения может выбирать и администрация школы.
Негосударственные и частные школы могут вводить и свои дисциплины, но обязательно согласуют свои программы с Национальной коллегией.
Но вернемся в класс. 80-минутный урок называется “модулос”. В классе от 20 до 40 учеников. Специально закрепленных за ними мест нет, каждый садится там, где пожелает. Тетради здесь не приняты – вместо них папки с вложенными листами. Вместе с тетрадями упразднены и дневники, так что вымарывать пятерку, упреждая родительскую расправу, не из-за чего. Отметки фиксируются только в журнале, а до него не добраться. Да и ни к чему: о плохой успеваемости и недостаточно примерном поведении родителей мгновенно информируют по телефону или письмом.
Оригинально решена проблема двоечников – их просто нет. Дело в том, что на экзамен идут только те, кто записался, а значит, готов. Те, кто по результатам семестра имеет проходной балл – “примерио”, – на экзамен могут не ходить, для остальных же есть лазейка: в следующий класс можно перейти, не сдав до двух экзаменов, которые впоследствии висят хвостами. Три экзамена – второгодник.
Бесплатность школы не освобождает родителей от значительных расходов: униформа, проезд, экипировка, учебники, стоимость которых от пяти до десяти песо каждый!
Конечно, есть и домашние задания. Заниматься можно и дома, но многие предпочитают школьный читальный зал, место по-своему примечательное. За столами, на столах, не имеющих живого места от признаний, сидят, едят, читают, пишут, разговаривают в полный голос ученики. Режим тишины аргентинцу непонятен, пока это не касается лично его. Никто не удивляется реву мотоцикла без глушителя в три часа ночи, но в коммуналке вежливой записочкой попросят не хлопать дверью. Система “двойного стандарта” здесь в крови: не требуйте от аргентинца искренности – он не знает, что это такое. В каждом конкретном случае есть шаблон поведения, и это всех устраивает. Но я отвлекся.
В отличие от России поступить в университет в Аргентине несложно – сложно закончить. В процессе учебы идет мощный отсев.
На занятия можно не ходить вовсе – посещаемость никого не волнует. Экзамен – вот единственное, что имеет значение, ну и, конечно, знания. Родители из далеких провинций собирают своих детей в город за знаниями, как на войну: приезжают предварительно сами, разведывают обстановку, оплачивают жилье и снабжают любимое чадо всем необходимым – от туалетной бумаги и презервативов до кухонной утвари, мебели и автомобиля.
Сейчас в Аргентине насчитывается около 160 вузов разных уровней и принадлежности. Заходя к любому специалисту, обращаешь внимание на стены, увешанные дипломами в рамочках. О чем они? В подавляющем большинстве о пройденном трехдневном семинаре-междусобойчике с балычком под коньячок. Но их обладатель в глазах непосвященного клиента раздувается до вселенских масштабов. И предмет особой гордости – фотография в компании с сильным мира сего!
Как-то к моему знакомому врачу зашел клиент, восхищенно окинув “иконостас”, спросил, какой из документов самый главный. “Вон тот, маленький, серенький, в углу”, – улыбнулся грустно умница-доктор.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru